Своего сына Кабир назвал Камаль, что означает «Чудо». Перед смертью он позвал его и прочитал ему свои ранние стихи. Они поистине прекрасны!
О, друг мой, возлюбленный мой, я пустился в Путь – искать самого Себя.
Но случилось нечто странное.
Вместо того чтобы найти себя, я исчез — так же, как капля исчезает в океане.
Капля упала в океан. Возможно ли найти эту каплю вновь?
Прочитав стихи, он сказал:
– Прежде, чем я уйду из этой жизни, ты должен исправить одно из моих стихотворений. Я написал: «капля упала в океан». Ты должен изменить это. Просто переставь слова: «океан упал в каплю». Потому что теперь я познал это с другой стороны. Мой первый опыт был на этом берегу. Теперь я говорю с другого берега, из запредельного! Я понял: не капля упала в океан; это океан упал в каплю.
– Я уже думал об этом, – сказал Камаль.
И он показал свои записи, в которых эта строка была подчеркнута.
– Ты действительно «Чудо»! – сказал Кабир. – Это удивительно, но ты понял это раньше меня!
Камаль был необыкновенным человеком. Еще юношей он ставил отца в тупик своими вопросами. И часто это происходило в присутствии сотен последователей Кабира. Это иногда раздражало. Однажды Кабир так разгневался, что сказал сыну:
– Моя семья заканчивается на мне.
Это случилось после того, как он узнал, что Камаль берет у людей деньги и подарки. Кабир всю жизнь работал ткачом и, даже став просветленным мастером, продолжал ткать и никогда не брал у людей никаких подношений. Камаль ответил возмущенному Кабиру:
– Если твоя семья заканчивается на тебе, то моя семья начинается на мне.
Он ушел и построил хижину напротив дома отца.
Ум человека постоянно сравнивает и оценивает. Он так устроен. Комплекс неполноценности или мания величия возникают как следствие и, развиваясь, порождают все человеческие проблемы и страдания. Поэтому разумный человек, стремящийся к свободе и просветлению, должен перестать оценивать и судить. Но даже святой человек, ни к чему не привязанный и просветленный, в тайниках своей души может иметь тончайшее эго. Сын Кабира создает условия, которые провоцируют отца и показывают ему тончайшую привязанность.
Император Бенареса был приверженцем Кабира и часто посещал его. Однажды он пришел и, не встретив Камаля, спросил:
– Где твой сын? Почему я не вижу его?
– Это печальная история, – ответил Кабир. – Я так рассердился и резко выговорил ему, что он ушел от меня и построил хижину напротив.
– Что же случилось? – спросил император. – Почему ты вдруг рассердился?
– Люди приходят ко мне с деньгами, алмазами и изумрудами, но они мне не нужны, я отказываюсь от них, а он сидит рядом со мной и говорит: «Хорошо, если он отказывается, давайте их мне», – ответил Кабир. – Он сидит рядом со мной и собирает эти подарки! Я сказал ему, что это неправильно, но он заявил: «Не приказывай мне! Я не твой ученик, я твой сын! Я сам знаю, что хорошо и что плохо. Если ты просветленный мастер, то почему такая мелочь беспокоит тебя? Тебя не должно волновать несовершенство других!»
– Это на него не похоже, – удивился император. – Я поговорю с ним.
Он пошел к Камалю. Они долго беседовали, и перед уходом император сказал:
– Я хочу подарить тебе этот алмаз. Это очень редкий и дорогой камень!
– Заложи его в крышу моей хижины, – поблагодарив, сказал Камаль.
Император засунул алмаз в полый бамбук над входом и уехал. Через месяц он вновь навестил Камаля и спросил:
– Тебе понравился мой подарок?
– Честно говоря, я забыл о нем, – ответил Камаль. – Посмотри, пожалуйста, лежит ли он там, где ты его оставил? У меня не было возможности взглянуть на него. Я смотрю внутрь себя.
Император нашел алмаз там, где оставил. Он пошел к Кабиру и сказал:
– Ты ошибаешься. Твой сын на самом деле «Чудо»! Его не интересует богатство.
В конце концов, Кабиру пришлось отправиться в хижину Камаля и просить его:
– Прости меня. Я ошибался. Ты просто испытывал меня: рассержусь я или нет. И я действительно рассердился, полагая, что в тебе проявляется жадность.
– Я – твоя кровь, твоя плоть, твоя сущность, – сказал Камаль. – Как ты мог вообразить, что я жадничаю? Вероятно, жадность есть в тебе, если тебя это рассердило.
Кабир заглянул в себя и согласился с Камалем:
– Наверное, ты прав. Моя заинтересованность и злость на то, что ты собираешь деньги, демонстрирует не твою жадность, а мою. И к тому же, мой гнев. Прошу тебя, прости и возвращайся.
И Камаль вернулся в семью. Он был преемником Кабира и не менее великим и осознающим. Но, как ни странно, помнят именно Кабира. Он организовал религию своих последователей – Путь Кабира. У Камаля не было ничего. Он не создал никакого движения. Несмотря на то, что тысячи людей слушали его, он оставался только другом. Он помогал людям, делился с ними своим светом, но никогда не давал никаких ритуалов, никаких заповедей, никаких принципов движения. В этом его величие! Потому что Мастер, дающий учение, неизбежно отступает от центра Истины. Тысячи мастеров приходили на Землю и своим светом усиливали Поток Жизни. И лишь имена некоторых из них сохранились в истории.