Державная икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы, почитается Русской православной церковью. Была обнаружена 2 (15) марта 1917 года в церкви Вознесения Господня в селе Коломенском.
Празднование иконе совершается 2 марта (по юлианскому календарю), в день ее явления.
Обретение иконы
Евдокия Адрианова, жительница слободы Перерва (Бронницкий уезд) видела во снах белую церковь. Там восседала Богородица, которая призывала отыскать в церкви икону. Крестьянка узнала в белой церкви храм Вознесения Господня в Коломенском и рассказала настоятелю этого храма о своем сне.
Поиски были долгими, но увенчались успехом. В подвале храма обнаружили большую, потемневшую от времени икону Богородицы. Держава и скипетр в ее руках – символы русской монархии.
В донесении Синоду митрополит Тихон (Беллавин) писал об иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения – протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря)».
Позже икона была восстановлена в мастерских Алексеевского монастыря. Она сразу стала считаться чудотворной. Именно эту икону использовали во время молебнов в храмах Москвы и в церквях окрестных сел, с нее писалось множество копий. Практически каждый храм имел копию Державной иконы, а при поддержке патриарха Тихона был создан акафист и служба в ее честь.
День и год обретения иконы полностью совпал с датой отречения императора Николая II от царского престола в пользу брата Михаила Александровича (был расстрелян большевиками в июне 1918 года в Перми).
В ходе революции 1917 года храм Вознесения был закрыт. Чудотворная икона во времена советской власти находилась в хранилище Исторического музея в Москве.
Значение иконы
В Православии считается, что крахом монархии и последующими событиями русский народ расплачивается за грехи. Например, за нарушение Соборной клятвы 1613 года. Однако тот факт, что Богородица изображена как хранительница символов русской государственности, обнадеживает и дает веру в покаяние русского народа и возрождение государства.
В акафисте иконе говорится: «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния».
Новейшая история
Возвращение иконы совпало с освобождением России от богоборцев. В конце 1980-х годов митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) и архимандрит Иннокентий (Просвирнин) по распоряжению директора музея К. Г. Левыкина негласно перенесли икону в Издательский отдел Московского Патриархата. Там, в алтаре домового храма Иосифа Волоцкого, икона находилась несколько лет.
С благословения патриарха Алексия II, 27 июля 1990 икону перенесли в Казанскую церковь. Образ находится у правого клироса храма. Перед ликом Богородицы по воскресеньям читается акафист.
В 2003 и 2014 годах икону привозили в португальский город Фатима. Именно в этом городе в 1917 году наблюдались Фатимские явления Девы Марии, такие знаковые для русской монархии.
Эта икона – главная святыня монархистов в России.
В августе 2007 года, после объединения Русской Церкви и Русской Зарубежной Церкви, икона побывала в русских приходах Европы, Австралии и Америки.
Почитание
Молитвы
Величание иконе Божией Матери «Державная»:
Величаем Тя,
Пресвятая Дево,
Богоизбранная Отроковице,
и чтим Державный образ святыни Твоея,
имже подаеши велию милость
всем, с верою к нему притекающим.
Тропарь иконе Божией Матери «Державная»:
Града Сионска взыскующе,
под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,
и никтоже возможет на ны,
яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,
и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.