Говардхана-пуджа (Govardhan Puja) – один из дней пятидневного фестиваля Дивали, отмечаемый в северной части Индии. Как само празднество, так и его название связаны с горой Говардхан и преданием о ее поднятии Господом Кришной. Существует легенда, повествующая о том, как жители Гокула, индийского города, прославившегося как место паломничества, по окончании сезона муссонов поклонялись Богу Индре и отмечали в его часть праздник Говардхана-пуджа. Название «Говардхана» связано с двумя разными значениями. Первое связано со словами «го» («корова») и «вархана» («питание»). Другая трактовка приписывает слову «го» значение «чувства», а слову «вардхана» – значение «увеличивать», что в целом переводится как «то, что усиливает влечение чувств к Кришне», что базируется на традициях Кришна-бхакти.
История Кришны и Говардхана описывается в «Бхагавата-пуране», которая гласит как однажды Бог Индра, будучи в ужасном гневе на Гокул и его обитателей, наслал на этот город потоп. Жители Гокула решили, что кара в виде кажущегося им смертоносным ливня настигла их за недостаток почтения к Индре, и они начали возносить ему жертвенные молитвы. Однако Господь Кришна, которому в Гаудия-Вайшнавизме поклоняются как верховной ипостаси Бога, сумел уверить гокулцев, что им ничего не угрожает – для этого он одним лишь мизинцем левой руки поднял гору Говардхан, обезопасив людей и животных Вриндавана от проливного дождя. От людей Кришна получил название Говардхандхари, а от Индры – признание его превосходства.
Говардхан, ежегодно посещаемый большим количеством паломников, – это холм, расположенный в Индии недалеко от городов Вриндавана и Матхура, в Брадже в штате Уттар-Прадеш, священном месте паломничества. В этот день празднования Дивали жители четырех индийских штатов: Бихар, Пенджаб, Уттар-Прадеш и Харьяна – сооружают из коровьевого навоза холмики, ассоциирующиеся у них с холмом Говардхан, играющим важную роль в кришнаистских традициях, украшают их цветами и поклоняются им. Паломники совершают парикраму – обход холма в сопровождении игры на музыкальных инструментах, песнопений и джапа-медитации. Последователи Вайшнавизма приписывают холму Говардхан личностную природу, благодаря чему чувства находящихся там людей достигают наивысшей точки своего духовного совершенства и сопутствующего ему блаженства.
Еще одно название этого праздника – Аннакут, в переводе означающего «гора еды». Для верующих людей празднество начинается с бодрствования ночью, предшествующей этому дню. Ночью готовится пища для Господа Кришны – количество блюд должно достигать 56 или 108. Торжественными процедурами являются купание божеств в ваннах из молока, а также одевание их в наряды, декорированные всевозможными драгоценными камнями, такими, как рубин, алмаз, жемчуг и др.
Поклонения и молитвы завершаются поднесением различных сладостей, которые складываются в высокую гору – прямо перед божествами. Из горы освященной еды каждый из присутствующих верующих немного берет для себя.