У людей, живущих в нашем суетливом веке, как-то сама собой выработалась убежденность, что жизнь у человека одна и что со смертью все для него прекращается. Но философско-мистические учения Востока и Запада всегда утверждали совершенно иное: жизнь у человека не одна, у него бесчисленное множество их. И, стало быть, человек совсем не то, чем он себя считает: он не тело, но дух, а тело – лишь вещь, до известной степени ему принадлежащая, которой он пользуется, пока она естественным образом не износится или внезапно непоправимо не сломается, после чего дух (человек) берет себе новую оболочку и пользуется ею до завершения ее естественного срока службы.
Тело, по мнению оккультистов, всего лишь машина, которую человек обязан поддерживать в исправном состоянии: не он создал ее, не ему в конечном счете принадлежит она, и он должен держать ответ за нее перед Создателем. Притом машина эта в силу индивидуальных особенностей ее конструкции может быть человеку (духу) либо наказанием, либо наградой. Можно смотреть на физическое тело и как на одежду, в которую дух облачается на время своей жизни в материальном мире.
Вариации этого учения повсеместно встречаем у всех народов, в самые разные эпохи населявших нашу прекрасную планету. Лишь засилье материалистической идеологии на целые столетия заставило забыть его.
Так, например, галлы (предки французов) были совершенно убеждены в том, что жизнь каждого человека есть лишь звено бесконечной цепочки его предыдущих и последующих жизней. В поэтических гимнах барды пели о том, что, существуя извечно, человек не был рожден матерью от отца, но что он был сотворен стихиями природы по воле Божества. Он был червем в земле, рыбой в море, змеей в песке, птицей в небе, львом в саванне и т.д., пока наконец божественный дух Гвион не выделил его за заслуги среди прочих и не сделал человеком.
И после этого он перебывал бессчетное число раз человеком в разных мирах и на разных планетах и освоил там разные науки и ремесла, пока не стал наконец тем, кто он есть сейчас. Галлы считали, что человек – не тело, но дух, а тело его – всего лишь одежда, в которую тот облачается для земной жизни, и что смерть тела – просто очередное освобождение духа от стягивающих его одежд. Поэтому, когда было надо, галлы бесстрашно кидались в сечу, бились, не щадя жизни, и, к удивлению и негодованию врагов, оставляли тела своих павших воинов на произвол судьбы.
Последнее, однако, совершенно логично, если учесть, что для галлов трупы эти были отнюдь не останками любимых и близких, но своего рода порванным тряпьем, от которого носивший его дух почел за благо избавиться. Любопытен тот факт, что у галлов уверенность в грядущей жизни была настолько велика, что они давали деньги друг другу взаймы с правом отдачи в мире ином.
Примечательно высказывание Г. Р. Хаггарда по этому поводу: «Учение о перевоплощении, признанное четвертью обитателей земного шара, не так-то легко отбросить в сторону, особенно если учесть, что оно дает человеку надежду. Оно в самом деле вполне достойно того, чтоб его рассмотрели внимательнее. Если мудрецы, проповедовавшие его, начиная от Платона, а в действительности – бесчисленные века прежде него, ибо он, несомненно, позаимствовал его в учениях Востока, – если только мудрецы эти правы, то мы, бедные человеки, по крайней мере не появляемся на свет и не исчезаем, словно мошкара летним вечером, но переходим при этой кажущейся смерти к вечно обновленной жизни. Это как бы веревочная лестница Иакова, устремленная в небо, по которой мы мучительно взбираемся вверх. Правда, каждая перекладина ее, едва только нога наша от нее отрывается, исчезает без следа. Внизу под нами – мрак и вся бездна Времени, а вверху – также темнота, и мы не ведаем что еще. И все же руки наши держатся за веревки, а ноги твердо стоят на перекладине, и мы знаем, что не падаем, но поднимаемся, равно как и то, что по природе вещей всякая лестница должна быть к чему-то прикреплена и должна вести куда-то. Невеселое же занятие, могут сказать на это, особенно когда одна перекладина так похожа на другую, а всех их так много. И все же, разве не лучше это, чем просто мыльный пузырь, который хотя и красив, но вот лопнул – и его нет? Право же, жизнь лучше небытия, особенно если это возрастающая, все более полная жизнь и если в конце концов она должна привести к некой невообразимой радости, к божественному свету, в котором нам станет виден весь пройденный нами путь и вместе с ним – глубокие основания Жизни и Бытия, к которым лестница наша прикреплена, и врата Вечного Блаженства, в которые она ведет». (Н. R. Haggard, Allan and the Ice Gods).
Рассказывают, что герой Второй мировой войны и крупный военный стратег генерал Паттон был как-то приглашен в Италию осмотреть поле, на котором когда-то произошла самая знаменитая битва времен Второй Пунической войны, шедшей между Римом и Карфагеном, – битва при Каннах. Генерал направился туда в сопровождении целого эскорта официальных лиц и офицеров. Присутствовал там так же и некий полковник, военный историк, задачей которого было в малейших подробностях оживить перед генералом знаменитую битву. Он с рвением принялся за дело, его описания диспозиций войск и их маневров казались самим совершенством: здесь римские легионы, там слоны Ганнибала, а там еще – кавалерия Гасдрубала, Ганнибалова брата, пришедшая на подмогу. И тут генерал Паттон, который, нахмурив брови, с чрезвычайным вниманием следил за объяснениями своего ученого экскурсовода, вдруг воскликнул:
– Вовсе нет! Кавалерия Гасдрубала была не здесь. Она была там!- и показал на другой участок поля.
– Дело в том – ответствовал полковник-историк со всем возможным почтением, на какое был способен, и нимало не раздражаясь,- что касательно этой битвы существует значительное число исторических свидетельств, которые все согласно указывают, что кавалерия Гасдрубала располагалась именно там, где я вам показал, мой генерал.
– Так вот,- с напором воскликнул Паттон,- я вам говорю, что она была не здесь, а там! Я знаю это, потому что… я был там.
Это вовсе не было сказано тоном шутки, и почтенная публика так и осталась стоять ошарашенная. Позднее стало известно,- генерал написал об этом в своих мемуарах – что он верил в перевоплощение. Какая же, спрашивается, тайна ему открылась, что произошло внутри него в тот день, дав ему непоколебимую уверенность в своем присутствии на этом именно месте 22 века назад?
Автор: Йог Раманантата
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»