4 цели жизни | 3 дома кендра и кона
Дома гороскопа определяют, где, на что или на кого воздействуют энергии планет; при этом способ их действия определяется созвездиями. Собственно говоря, используемый нами термин «дом» – довольно бедный перевод санскритского «бхава», означающего одновременно и «состояние существования», и «состояние души». Если мы говорим, например, о «втором доме» какой-нибудь семьи, словосочетание «второй дом» будет не просто служить указанием на состав семьи, но и даст всестороннюю характеристику состояния этой семьи и каждого из ее членов в отдельности. Таким образом, дом, или бхава, – это не просто «дом» в значении «места жительства», а сумма всех ваших опытов и переживаний в соответствующей сфере жизни.
12 бхав вашего гороскопа заключают в себе полный набор внешних условий и обстоятельств вашего существования, которые переживаются вами как внутренние, душевные состояния, включая, в числе прочих, ваши чувства, эмоции, душевные побуждения, которые влияют сами и испытывают влияние этих внешних условий и состояний. Внутренний опыт далеко не однозначен по отношению к внешней среде; поэтому богатый человек может не быть счастливым и, наоборот, бедняк отнюдь не обречен чувствовать себя несчастным. Бхавы – это космические ткацкие станки, на которых грахи ткут ковер вашей жизни из пряжи ваших карм. Они говорят астрологу о том, какие выгоды или неудобства ожидают человека в различных областях его жизни и как он или она будет вести себя в подобных обстоятельствах.
Для начала давайте бросим более пристальный взгляд на природу и «характер» каждой из них, или, иными словами, разберемся в том, какие виды энергий они выражают. Позже вы сможете увидеть, как из этих характерных признаков вырастают те конкретные значения.
4 цели жизни
Страсти или желания составляют основу в равной степени и макрокосма, и микрокосма; и человеческой жизни, и жизни всего того, что имеет имя и форму. Едва ли не все наши поступки – утонченные или грубые, эгоистичные или альтруистичные – также имеют в своей основе те или иные виды желания. Все действия или поступки могут быть подразделены на 4 группы согласно ведической концепции 4-х пурушартх, – 4-х основных видов человеческих желаний. Эти 4 желания, или 4 цели жизни, называются:
Они рождаются из сочетаний 3-х гун, которые могут быть определены с помощью гороскопа.
Дхарма
«Дхарма» иногда переводится как «долг» или «обязанность». Она претворяет в жизнь все то, для чего вы, собственно говоря, и рождаетесь на свет, совершая «за вас» те поступки, которые более всего отвечают вашим личным возможностям в рамках ваших семейных и социальных обязанностей. Одной из важных составляющих вашей личной дхармы является профессия. Зная об этом, многие люди на Западе легко приходят к ошибочному заключению, будто бы дхарма равнозначна карьере или профессии. С другой стороны, многие индусы тоже совершают ошибку, понимая дхарму как «религию», а словосочетание «санатана-дхарма» понимается ими как «вечная религия», тогда как в действительности дхарма – это гораздо больше, чем свод религиозных догматов и ритуалов.
Слово «дхарма» происходит от санскритского корня, означающего «поддерживать». По сути дела, дхарма представляет собой тропу, ведущую человека через всю его жизнь таким образом, чтобы он оставался ровным, творческим и испытывал удовлетворение от жизни. Санатана-дхарма, так же как и Дао, есть Единый Путь, бесконечная тропа, которая у каждого своя, но в конечном счете, если следовать ей с чистым сердцем, безошибочно ведет каждого к его цели. Дхарма есть врожденная способность существования, а не какая-то принудительно навязанная дисциплина.
«Эти действия, называемые дхармой, предписаны как своего рода естественный закон по отношению ко всем существам, проживающим во вселенной; и подобное действие со стороны какого-либо существа ни в коей мере не является моральным актом, зависящим от его желания, но врожденной характеристикой, делающей данное существо таким, каково оно есть, назначая ему его собственную партию в концерте. Таким образом, дхарма солнца – светить, дхарма шеста – быть воткнутым в землю, дхарма рек – течь, дхарма коровы – давать молоко…»
«Van Buitenen», p. 36.
Так как дорога к реальности назначена каждому по отдельности, то, что является дхармой для одного человека, не является ею для другого. Дхарма – часть вашей судьбы и не может быть просто так проигнорирована на том основании, что она кажется болезненной или неудобной, или попросту вам надоела. Как однажды заметил наш джиотиш гуру:
«Почему вы на Западе всегда так стараетесь изменить свою судьбу, если вам трудно жить в согласии с ней?»
Одна из задач джйотиша – растолковать вам, в чем состоит ваша настоящая дхарма (а не то, что ваше эго подсовывает вам вместо нее, выдавая желаемое за действительное). Ваша способность правильно понимать вашу дхарму и воздействовать на нее будет во многом зависеть от того, насколько вам удастся свести к минимуму влияние раджаса и тамаса на ваше сознание.
Артха
«Артха» означает «богатство», «достояние», или, что еще вернее, «ресурсы», – приобретение необходимых средств для того, чтобы крепко стоять на ногах и жить наполненной жизнью. Понятно, что деньги тоже входят в число необходимых средств к жизни, особенно в наши дни; но если в качестве столь необходимой опоры в жизни служит приобретенное знание, то и оно может рассматриваться как составная часть артхи.
Кама
«Кама» значит «желание» или «страсть», то есть «достижение желаемого». Иногда кама трактуется как «вожделение», но в нашем контексте этот термин включает в себя просто все виды взаимоотношений с миром, присущую человеку потребность устанавливать контакт со всем, что его окружает. Любой из нас постоянно стремится к тому, чтобы его взаимоотношения с окружающим миром складывались удачно, и в первую очередь это касается наших отношений с другими живыми существами.
Мокша
«Мокша» означает «освобождение», свободу от зависимости. Дело в том, что счастье бывает разным. Счастливое, радостное состояние, приходящее вместе с самопознанием нашего Я, саттвично по своей природе; другой вид счастья, сопутствующий чувственным наслаждениям, является состоянием раджасическим, а тот его вид, который некоторые люди находят в беспорядке и нищете, по природе своей тамасичен. Все вышеназванные виды счастья неполны потому, что все они – обусловлены. Абсолютная удовлетворенность и абсолютное счастье, состояния, которые не являются обусловленными, не привязаны в своем существовании к ограниченному пространству дхармы, артхи и камы. Человек обретает их после того, как сумеет выработать у себя ясное видение Реальности. Каждая из философских систем Индии предлагает свое определение мокши. Но в целом, понятие мокши так или иначе выражает нашу способность освободить себя от того миража, который создают дхарма, артха и кама в своем стремлении сделать чувство удовольствия продолжительным. Как любил повторять Агхори Вималананда:
«Мокша есть растворение заблуждений».
Все 4 жизненные цели (о них можно говорить и как о 4-х основных потребностях живого существа) необходимы для здоровой, полноценной жизни, но для большинства людей все 4 не являются равно притягательными – оттого, что их индивидуальные кармы побуждают их избирать те или иные способы действия, наиболее подходящие лично для них. Тем не менее большинству людей все же приходится хотя бы в некоторой степени «отдать должное» всем 4-м видам потребностей, если они хотят хорошо прожить свою жизнь. Какие из жизненных целей должны быть достигнуты, когда и какими способами это должно быть сделано и как долго продолжаться, с тем чтобы поддерживалось должное равновесие и пропорция в жизни, – решение этих вопросов всецело лежит в области Джйотиша.
Планета, или граха, в гороскопе указывает на жизненные цели, связанные с той бхавой, в которой она расположена. То есть планета, занимающая 8-й дом, акцентирует все вопросы, обозначаемые этим домом в гороскопе, в том числе те из них, что касаются мокши. Когда, например, владелец 11-го дома находится в 8-м доме, тем самым он указывает на потерю (8-й дом) доходов, приобретений или материальных удовольствий в жизни (11-й дом). С материалистической точки зрения (артха) такие потери воспринимаются как трагедия, но если взглянуть на них с позиций мокши, подобный жизненный опыт приобретает совершенно иное значение, помогая выработать новое, истинно философское отношение к жизни.
3 дома кендра и кона
- Дома 1, 4, 7, 10 – кендра-бхавы (угловые дома)
- Дома 1, 5, 9 – кона-бхавы (тригональные дома)
Поскольку 1-й дом одновременно является и угловым, и тригональным домом, ему принадлежит особое место среди 12-ти домов гороскопа. Угловые (кендра) бхавы указывают на сознательные, самостоятельно совершенные действия, а тригональные (трикона, или просто кона) бхавы указывают на действия, совершаемые неосознанно. Когда эти качества объединяются в одном человеке, имеет место их слияние: такие люди последовательно действуют в определенном направлении как на сознательном, так и на неосознанном уровне. Именно такое слитное поведение производит в жизни максимальные результаты. Некоторые виды связей между тройными и угловыми домами в гороскопе высоко ценятся большинством джйотиши.
Дустханы
Дустханой называется бхава, основные значения которой преимущественно связаны со страданием. Эти бхавы (дома) символизируют такие предметы или явления, перед которыми большинство людей испытывает страх: всевозможные потери, болезни и смерть. Причем если 3-й дом обыкновенно вызывает лишь незначительные опасения, в связи, например, с какими-нибудь небольшими долгами, то 3 остальные кона-бхавы куда как более зловещи по сравнению с 3-й. Эти 3 дома, 6-й, 8-й и 12-й, называют специальным термином трик (3 особо опасных дома).
Упачайя
«Упачайя» значит «улучшение». Некоторые астрологические сочетания с участием этих домов улучшают жизненные условия.
Мараки
Слово «марака» означает «убийца». Уроженцы Запада нередко испытывают удивление, услышав о том, что в Джйотише принято определять продолжительность жизни человека по его гороскопу. Первыми из признаков, которые должны быть рассмотрены, если перед нами встал вопрос о долговечности обладателя гороскопа, – это 2 дома-мараки (2 и 7), их планеты-хозяева, затем – планеты, занимающие эти 2 дома, и, наконец, планеты, образующие соединение или любые аспекты с хозяевами 2-го и 7-го домов. Определенные комбинации в гороскопе, например такие, когда хозяин одного дома-мараки занимает другой дом-мараку, будучи при этом пораженным какими-либо злыми планетами, могут существенно сокращать жизнь владельца гороскопа, при условии, что имеются и другие показатели близкого конца; в других случаях такая граха может свидетельствовать о серьезном заболевании.
Во многих случаях мараки могут просто служить указанием на проблемы со здоровьем у данного субъекта или, в известной степени, на подрыв его жизненного благополучия. Приведем пример таких планетных сочетаний, способных существенно подорвать жизненное благополучие человека, взятый из раздела «Сочетания, свидетельствующие о бедности» («Брихат Парашара Хора», глава 42). В случаях, когда планета – хозяин 1-го дома находится в 12-м доме, а хозяин 12-го дома расположен на асценденте и при этом аспектирован хозяином мараки или находится с ним в соединении, – в такой ситуации поражены и 1-й дом в целом, и планета – хозяин 1-го дома, со стороны соответственно хозяина 12-го дома и со стороны самого этого дома, несущего пагубное влияние. В этом случае действие мараки неизбежно влечет за собой потерю или страдание.
Авторы: Харт Дефау, Роберт Свобода
Источник: книга «Джйотиш. Введение в индийскую астрологию»