Помимо обучения академическим дисциплинам, школы могут способствовать формированию у учащихся гармоничных взаимоотношений и эмоциональных навыков, улучшая общее благополучие экологически устойчивым образом.
В настоящее время современная система образования часто фокусируется на узкой части когнитивного развития детей с упором на передачу фактических знаний, которые часто необходимо запомнить и повторить в той же форме, в которой они были получены. В учебной программе преобладают уроки математики, естественных наук и чтения, а также тестирование по этим предметам и, несмотря на то, что эти предметы являются фундаментальными и необходимыми, обучение должно включать в себя гораздо больше, чем просто получение инертных знаний по алгебре или химии. Такая узкая направленность не позволяет уделить должное внимание тому, каким образом дети должны расти и учиться в любых взаимоотношениях и становиться осознанными. В конце концов, дети – многомерные «цельные» существа, чье развитие является сложным и очень богатым.
Исследования в области нейробиологии, наук о развитии и обучении, образования, социологии и многих других областях подтверждают, что подход, основанный на принципе «целостного ребенка», не только желателен, но и необходим для того, чтобы дети хорошо учились. Согласно 2-м всеобъемлющим обзорам науки о развитии и обучении детей 1Taylor & Francis Online. Drivers of human development: How relationships and context shape learning and development – Опубликовано: 24.01.2018 2Taylor & Francis Online. Malleability, plasticity, and individuality: How children learn and develop in context – Опубликовано: 24.01.2018:
- Развитие мозга формируется благодаря постоянным, поддерживающим отношениям, чуткому общению и моделированию продуктивного поведения. Способности мозга развиваются наиболее полно, когда дети и молодежь чувствуют себя в эмоциональной и физической безопасности, а также когда они ощущают себя связанными, вовлеченными и испытывающими трудности.
- Обучение бывает социальным, эмоциональным и академическим. Позитивные отношения, включая доверие к учителю, и положительные эмоции, такие как интерес и волнение, появляется стремление к обучению. Негативные эмоции, такие как страх неудачи, беспокойство и неуверенность в себе, снижают способность мозга обрабатывать информацию и учиться. Дети могут развивать навыки и осознанность, чтобы работать с эмоциями в себе и своих отношениях.
- Неблагоприятные условия: бедность, отсутствие жилья и продовольственной безопасности, жестокое обращение или отсутствие заботы – вызывают токсичный стресс, который влияет на обучение и поведение, но то, как на это реагируют школы, имеет гораздо большее значение для развития детей. Положительные, стабильные отношения – когда взрослые обладают осознанием, эмпатией и культурной компетентностью, чтобы понимать и слушать детей – могут смягчить последствия даже самых серьезных невзгод.
В Learning Policy Institute в рамках новой инициативы «Наука обучения и развития» эксперты обобщили научные данные, чтобы определить, как школы могут наилучшим образом способствовать развитию ребенка 3Taylor & Francis Online. Implications for educational practice of the science of learning and development – Опубликовано: 17.02.2019. Было выявлено 4 основных составляющих успеха в школьном образовании, которые позволяют учителям заботиться о будущем своих подопечных и раскрыть их потенциал:
- благоприятный школьный климат
- продуктивные стратегии обучения
- социально-эмоциональное развитие
- индивидуальная поддержка
Вот что мы узнали на сегодняшний день о том, почему эти составляющие имеют значение и как воплотить их в жизнь.
Читайте. 7 причин сделать Йогу частью школьной программы
4 способа, которыми школы могут поддержать ребенка
1. Создавайте благоприятную среду
2. Внедряйте увлекательные методы обучения
3. Развивайте навыки и образ мышления
4. Создайте интегрированную систему школьной поддержки
1. Создавайте благоприятную среду, способствующую развитию прочных отношений между персоналом, учащимися и семьями
В ходе опроса только 30% учащихся американских средних школ положительно оценили культуру своей школы 4YouthTruth Student Survey. What do students say about school culture?. Многие школы сегодня основаны на устаревших конструкциях начала 1900-х годов, которые имитируют фабричную модель, когда ученики переходят из класса в класс, а учителя видят сотни учеников в день. Такие структуры обезличивают обучение в то время, когда учащиеся нуждаются в долгосрочных отношениях с учителями и сверстниками и могут извлечь из них пользу.
Создание позитивного школьного климата, основанного на прочных взаимоотношениях, является фундаментом для обучения. Для успешного обучения в школе учащимся необходимо чувствовать себя в безопасности и принадлежности. Некоторые элементы, способствующие развитию чувства общности и позволяющие учителям хорошо понимать своих учеников, включают:
- Меньшие размеры школ и классов.
- Период, когда учителя остаются с одними и теми же учениками более одного года.
- Консультативные классы, которые создают для учащихся сообщество и позволяют учителям постоянно общаться с учениками и родителями.
- Персонал, практикующий культурную компетентность, сообщая о том, что все ученики ценятся.
- Визиты на дом и регулярные родительские собрания для укрепления связей между школой и домом.
- Возможности для взаимодействия персонала между собой, укрепляющие доверие среди преподавателей.
Например, один из способов помочь учащимся почувствовать свою принадлежность – вовлечь их в разработку собственных общих норм поведения в классе, которые публикуются и регулярно упоминаются, а также распределять задания в классе таким образом, чтобы каждый ученик участвовал в поддержке сообщества. Учителя также могут стремиться выражать высокие ожидания и оказывать адекватную поддержку всем учащимся. Это особенно важно для учащихся, которые в прошлом получали неоднозначные или обескураживающие оценки своих способностей от взрослых, будь то из-за явных или неявных предубеждений.
Формированию чувства общности может способствовать и ряд других методов. Общественные прогулки, во время которых учащиеся проводят экскурсии по районам, прилегающим к школе, могут способствовать повышению культурной компетентности педагогов, поскольку они больше узнают о жизни учащихся за пределами школы 5LPI. Community Schools: Building Home–School Partnerships to Support Student Success – Опубликовано: 31.01.2018. Планирование встреч с участием учителей разных предметов, и профессиональное развитие для поддержки собственных социально-эмоциональных качеств и благополучия преподавателей могут помочь им сотрудничать между собой и укреплять доверие.
В целом, позитивный школьный климат направлен на установление более глубоких отношений между взрослыми и учащимися, чтобы способствовать развитию чувства безопасности и принадлежности, что благоприятно для обучения.
2. Внедряйте значимые, увлекательные методы обучения, развивающие способность учащихся управлять своим процессом обучения
В фокус-группах и интервью с учащимися, бросившими среднюю школу в 25 городских, пригородных и сельских населенных пунктах США, почти половина (47%) указали, что основной причиной ухода из школы то, что в классе им было неинтересно 6ResearchGate. The Silent Epidemic Perspectives of High School Dropouts – Опубликовано: ноябрь 2005. Эти молодые люди сообщили, что им было скучно и неинтересно в средней школе. Даже среди тех, кто остался в школе, 81% сказали, что хотели бы, чтобы появилось больше возможностей для обучения в реальных условиях.
Учащиеся жаждут возможности узнать то, что имеет практическое значение и актуально в их жизни. Обучение должно им помогать социально расти. Например, учителя могут связать уроки математики с обычными заданиями, в которых ученики используют свои навыки, например, при приготовлении пищи, рисовании, занятиях спортом и в других условиях. Или они могут связать урок истории о движении за гражданские права с современными проблемами.
При умелом сочетании с прямым учебным процессом обучение на основе запросов, движимых интересами учащихся, повышает их мотивацию и развивает реальные навыки. Например, в одном классе средней школы в Окленде, Новая Зеландия, ученики решили изучить, как загрязнение окружающей среды влияет на океан, а затем разработали кампанию по сокращению количества отходов и мусора и увеличению объемов переработки отходов в своей школе. Эти проекты прививают ценные навыки сотрудничества, решения проблем и организации, а также дают ощутимый эффект.
Оценки, включающие обратную связь и возможность пересмотреть работу, помогают учащимся освоить способы обучения и стимулируют внутреннее желание понять материал и бросить вызов самим себе, не ограничиваясь просто получением оценки. Этот тип «подхода, ориентированного на развитие навыков» связан с более осмысленным обучением. Например, в некоторых школах учащиеся развивают навыки исследования и пересмотра материала с помощью исследовательских проектов, которые дают учащимся возможность глубоко изучить важный для них вопрос и, зачастую, поработать над созданием изменений в своем сообществе 7LPI. The Power of Performance Assessments: Oakland Unified’s Graduate Capstone Project – Опубликовано: 26.10.2017. Эти проекты обычно корректируются в соответствии с высокими стандартами исследования и представляются на рассмотрение группе преподавателей и других взрослых за пределами школы.
Контроль учащихся над собственным образованием также поддерживается такими методами, как конференции под руководством учащихся, которые позволяют ученикам регулярно делиться своей работой с родителями и учителями и размышлять о своем обучении и целях 8Edutopia. When Students Lead Parent Conferences – Опубликовано: 30.11.2018.
Отнюдь не скучные, но эффективные учебные стратегии связывают обучение с жизнью учащихся и дают им возможность использовать свои знания на благо себе и другим.
3. Развивайте привычки, навыки и образ мышления, которые повышают социальную, эмоциональную и академическую компетентность учащихся
Американские школьники отмечают, что испытывают стресс в школе 80% времени 9MeTEOR Education. EMOTION REVOLUTION BY YALE’S MARC A BRACKETT. Когда ученики перегружены, они чаще ведут себя агрессивно и испытывают трудности с адаптацией в школе. Действительно, за один учебный год дети в государственных школах США теряют более 11 миллионов учебных дней из-за отстранения от занятий 10UCLA. Lost Instruction: The Disparate Impact of the School Discipline Gap in California – Опубликовано: 24.10.2017.
Развитие социально-эмоциональных навыков учащихся учит их справляться со стрессом, а также развивает такие социальные навыки, как сотрудничество и сопереживание. Таким образом, социально-эмоциональные навыки подразумевают развитие более глубокого понимания себя и других. Во многих школах эти навыки прививаются в рамках программ социально-эмоционального обучения (Social-Emotional Learning или SEL), которые, как было установлено в 2011 году, повышают успеваемость учащихся, а также улучшают их чувство безопасности и принадлежности к школе 11Wiley. The Impact of Enhancing Students’ Social and Emotional Learning: A Meta-Analysis of School-Based Universal Interventions – Опубликовано: 3.02.2011.
Кроме того, для снижения количества отстранений от занятий и других мер дисциплинарных взысканий в школах используются восстановительные практики, такие как «кружки» и взаимная помощь, которые учат учеников брать на себя ответственность и исправлять вред, причиненный в их отношениях. Восстановительный подход основан на признании и оценке учащимися своей роли и обязанностей в обществе. В конечном счете, восстановительные практики способствуют развитию индивидуальных навыков и формированию более сильного сообщества, а также повышают успеваемость и количество выпускников 12WestEd. Restorative Justice in U.S. Schools: An Updated Research Review – Опубликовано: 2019.
4. Создайте интегрированную систему школьной поддержки, включающую расширенные возможности обучения и партнерские отношения с общественностью
Не все дети обладают материальным и социальным капиталом, обеспечивающим доступ к высококачественной учебной среде. Например, за последние несколько десятилетий родители с высоким уровнем дохода увеличили свои расходы на «дополнительные занятия» для своих детей, такие как репетиторство и внеклассные занятия, на 151%, в то время как родители с низким уровнем дохода – на 57% 13JSTOR. Whither Opportunity?: Rising Inequality, Schools, and Children’s Life Chances – Опубликовано: 2011. Эти различия увеличивают разрыв в успеваемости между богатыми и малообеспеченными учащимися.
Дополнительная поддержка также необходима растущему числу детей, которые сталкиваются с трудностями в виде бедности, бездомности, отсутствия продовольственной безопасности, препятствий в обучении или отсутствия медицинской помощи. Школам необходима гибкая система поддержки для удовлетворения этих потребностей.
Модель общинных школ – это модель, в которой государственные школы сотрудничают с семьями и общественными организациями для обеспечения всесторонних образовательных возможностей и поддержки школьной успеваемости 14LPI. Community Schools as an Effective School Improvement Strategy: A Review of the Evidence – Опубликовано: 14.12.2017. Как правило, она включает до- и послешкольное развитие, например, наставничество и академическая поддержка, а также возможности летнего обучения, например, семинары по кино и искусству, спортивные лагеря и дальние поездки для посещения кампусов колледжей. Некоторые школы сотрудничают с местными организациями и университетами, предлагая опыт погружения в обучение, когда учащиеся учатся у профессионалов в рамках стажировок или семинаров по интересующим темам, таким как технологии, кино и искусство.
Кроме того, в рамках партнерства с общественными организациями школы предлагают услуги в области здравоохранения, психического здоровья и социальные услуги, чтобы помочь учащимся преодолеть барьеры на пути к обучению. Координацию этих услуг обычно осуществляет социальный работник или специалист по связям с общественностью. Некоторые школы сотрудничают с университетскими программами, а также с поставщиками медицинских и психиатрических услуг, привлекая в школу стажеров (например, студентов-психологов) в качестве вспомогательного персонала.
Такие виды поддержки отражают подход всей школы к развитию ребенка в целом, который максимально расширяет возможности всех детей для достижения успеха.
В совокупности эти 4 компонента являются важными составляющими комплексной системы, которые на практике дополняют и усиливают друг друга. Множество исследований показывают, что успешное образование не может быть раздроблено по частям. Применение комплексного подхода может помочь детям, со всей их уникальностью, полностью раскрыть свой потенциал.
- 1Taylor & Francis Online. Drivers of human development: How relationships and context shape learning and development – Опубликовано: 24.01.2018
- 2Taylor & Francis Online. Malleability, plasticity, and individuality: How children learn and develop in context – Опубликовано: 24.01.2018
- 3Taylor & Francis Online. Implications for educational practice of the science of learning and development – Опубликовано: 17.02.2019
- 4YouthTruth Student Survey. What do students say about school culture?
- 5LPI. Community Schools: Building Home–School Partnerships to Support Student Success – Опубликовано: 31.01.2018
- 6ResearchGate. The Silent Epidemic Perspectives of High School Dropouts – Опубликовано: ноябрь 2005
- 7LPI. The Power of Performance Assessments: Oakland Unified’s Graduate Capstone Project – Опубликовано: 26.10.2017
- 8Edutopia. When Students Lead Parent Conferences – Опубликовано: 30.11.2018
- 9MeTEOR Education. EMOTION REVOLUTION BY YALE’S MARC A BRACKETT
- 10UCLA. Lost Instruction: The Disparate Impact of the School Discipline Gap in California – Опубликовано: 24.10.2017
- 11Wiley. The Impact of Enhancing Students’ Social and Emotional Learning: A Meta-Analysis of School-Based Universal Interventions – Опубликовано: 3.02.2011
- 12WestEd. Restorative Justice in U.S. Schools: An Updated Research Review – Опубликовано: 2019
- 13JSTOR. Whither Opportunity?: Rising Inequality, Schools, and Children’s Life Chances – Опубликовано: 2011
- 14LPI. Community Schools as an Effective School Improvement Strategy: A Review of the Evidence – Опубликовано: 14.12.2017