Настоятелем монастыря Кэннин был Мокурай – Безмолвный Гром. У него был любимец по имени Тое, которому было всего 12 лет. Тое видел, как другие ученики каждое утро и каждый вечер приходят к учителю за указаниями по сандзэн – индивидуальному наставлению, когда ученику задается коан, упражнение для остановки блужданий ума.
Тое тоже захотел себе сандзэн.
– Подожди немного, – сказал Мокурай, – ты еще слишком мал.
Но ребенок так настаивал, что учитель, наконец, согласился.
Вечером в назначенный час маленький Тое пришел к Мокураю за сандзэн. Он сообщил о своем приходе ударом в гонг, не переступая порога, трижды почтительно поклонился и сел перед учителем, сохраняя вежливое молчание.
– Ты можешь слышать звук двух хлопающих ладоней, – сказал Мокурай. – Покажи мне, как звучит одна ладонь.
Тое поклонился и ушел в свою комнату размышлять над задачей.
Из окна слышалась музыка гейш. «Ага, нашел!» – воскликнул он. На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тое стал играть музыку гейш.
– Нет, нет, – сказал Мокурай. – Не годится. Это вовсе не хлопок одной ладони. Ты ничего не понял.
Решив, что музыка может ему мешать, Тое перебрался жить в тихое место. Он медитирует снова. Что же может быть хлопком одной ладони? Вот он случайно слышит звук капающей воды. «Есть», – догадался Тое. Придя снова к учителю, он изобразил этот звук.
– Что? – спросил Мокурай. – Это же звук капающей воды, но не хлопок одной ладони. Попробуй еще.
Напрасно Тое медитировал снова, стараясь расслышать звучанье одной ладони. Он слышал звук ветра, но и этот звук был отвергнут. Он слышал крик совы, но и это не подошло. И шелест саранчи также не был звучаньем одной ладони.
Больше десяти раз приходил Тое к Мокураю с разными звуками. Все они не годились. Почти целый год размышлял он о том, чем может быть звучание одной ладони. Наконец Тое вошел в настоящую медитацию и оказался за пределами всех звуков.
– Я больше уже не мог собирать звуки, – объяснял он потом, – и поэтому достиг беззвучного звука.
Тое постиг звучание одной ладони.