Странные истории, которые дадут представление о некоторых любопытных сторонах Дзэн (кит. чань):
Как-то раз Линьцзи, который в дальнейшем основал толк (школу) Линьцзи (яп. Риндзай) в чань-буддизме, спал на скамье в монастырской обители. Его учитель Хуанбо, чтобы разбудить Линьцзи, постучал по лавке. Открыв глаза, ученик лишь взглянул на учителя и снова уснул.
Хуанбо решил разыскать старшего монаха и нашел его созерцающим в предназначенном для этой цели зале. Учитель приблизился к монаху и сказал: «Тот парень на скамье действительно практикует чань; а вот о каких пустяках размышляешь ты?»
Некий монах обратился к Чжаочжоу с такими словами:
– Я только что пришел в эту обитель. Дайте мне наставление.
– Ты уже ел сегодня похлебку? – спросил Чжаочжоу.
– Да, ел, – ответил монах.
– Тогда пойди и вымой свою чашку.
В этот момент монах прозрел.
Однажды Четвертый чаньский патриарх Даосинь (яп. Досин, 580-651) отправился на гору Нютоушань нанести визит чаньскому учителю Фажуну. Фажун достиг такой святости, что его хижину охраняли тигры и волки, а птицы каждый день приносили ему цветы. Даосинь, увидев следы волков и тигров вокруг хижины, испугался, поднял руки. Чаньский учитель Фажун увидел это и сказал:
– Вам еще знакомо это чувство страха?
– Что вы имеете в виду? – спросил в ответ Четвертый патриарх.
Фажун не знал, что ответить. Позже, когда Фажун пошел в хижину приготовить чай, Даосинь написал на противоположном от него сиденье иероглиф «Фо» («Будда»). Фажун вернулся и уже собирался сесть, как увидел на сиденье иероглиф «Будда». Рассудив, что сидеть на «Будде» неблагочестиво и непочтительно, он так и не присел. Четвертый же патриарх, смеясь, сказал: «Так вам тоже знакомо это чувство страха!» И в то же мгновение Фажун пробудился и достиг просветления. После этого он уже не видел, чтобы к нему приходили дикие звери охранять его хижину, прилетали птицы, принося ему цветы.
Многих людей, интересующихся Дзэн, ставят в тупик подобные истории. И все же следует заметить, что это вовсе не бессмысленные шарады, не игра слов. Хотя самому Дзэн и свойственно здоровое чувство юмора, все персонажи поведанных историй говорят совершенно серьезно. Но почему тогда то, о чем размышляет старший монах, является чепухой, а Линьцзи действительно практикует Дзэн? Что общего между мытьем чашки, в которой была похлебка, и пробуждением Дзэн? Что значили вопросы Даосиня и Фажуна и почему звери и птицы больше не являлись Фажуну после его просветления?
Автор: Вон Кью-Кит
Источник: книга «Энциклопедия Дзэн»