«Чистота других учений для нас чистотой не является. Ничто в реальном мире не воспринимай как чистое или нечистое».
65 техника из 112 методов Вигьяна-бхайрава-тантры
Это одно из основных откровений Тантры. Ее очень трудно постичь, потому что она абсолютно внеэтична, внеморальна. Я не говорю, аморальна, потому что Тантра не имеет отношения к моральности или аморальности. Тантра утверждает, что это не имеет значения. Это откровение предназначено для того, чтобы помочь вам вырасти за пределы чистоты и нечистоты, за пределы разделения, за пределы дихотомии, двойственности. Тантра утверждает, что существование является не двойственным, что оно едино, что все различия порождены человеком – все различия, запомните это. Различия как таковые созданы человеком. Хорошее-плохое, чистое-нечистое, моральное-аморальное, добродетель-грех – все эти понятия созданы человеком. Они являются отношением, позицией человека; они не являются реальными. Что является нечистым, а что – чистым? Что является аморальным, а что – моральным? Это зависит от вашей интерпретации.
Ницше где-то сказал, что все принципы морали являются интерпретациями. Так что, что-то может быть моральным в одной стране, и аморальным – в соседней, что-то может быть моральным для мусульман, и аморальным для индусов, моральным для христиан, и аморальным для джайнов. Может быть даже так, что нечто является моральным для старших поколений и аморальным – для младших. Это зависит от позиции, от отношения судящего. Это, по существу, является фикцией. Факт является просто фактом. Голый факт есть просто факт, он не является ни моральным, ни аморальным, ни чистым, ни нечистым.
Представьте себе землю без человеческих существ. Что тогда будет чистым, а что – нечистым? Все будет – просто будет. Ничто не будет чистым и ничто не будет нечистым; ничто не будет добром, и ничто не будет злом. Вместе с человеком приходит ум. Ум разделяет. Он говорит: «Это является хорошим, а то – плохим». Это разделение порождает разделение не только в мире; оно создает разделение также и в разделяющем. Если вы разделяете, то в этом разделении вы также разделяетесь на части, и вы не сможете превзойти это внутреннее деление, пока вы не забудете о внешнем разделении. Все, что бы вы ни делали в мире, вы делаете также и внутри самого себя.
Наропа, один из величайших мастеров Сиддха-йоги, говорит:
«Разделение на один дюйм отделяет друг от друга рай и ад».
Всего лишь разделение на один дюйм! Но мы все время разделяем; мы все время навешиваем ярлыки, осуждаем, высказываем свое мнение. Смотрите на голый факт существования, и не привешивайте к нему ярлыки. Только тогда можно будет понять учение Тантры. Не говорите «хорошо» или «плохо»; не вносите в факт свой ум. В тот момент, когда вы вводите в факт свой ум, вы порождаете фикцию. Теперь это не факт, теперь это не реальность: это ваша проекция. В этой сутре говорится: «Чистота других учений для нас чистотой не является. Ничто в реальном мире не воспринимай как чистое или нечистое».
Тантра утверждает: «То, что является очень чистым для других учений, является для нас грехом, потому что их понятие чистоты разделяет. Для них что-то становится нечистым».
Если вы назовете кого-то праведником, то вы создадите грешников. Теперь вы кого-то где-то будете осуждать, потому что праведник не может существовать без грешника. А теперь посмотрите на абсурдность наших усилий: мы все время стараемся избавиться от грешников, мы обманываемся и надеемся на существование мира, в котором не будет грешников – только праведники. Это бессмыслица, потому что праведники не могут существовать без грешников. Они являются другой стороной той же самой монеты. Вы не можете уничтожить одну сторону монеты, всегда будут существовать обе стороны. Грешники и праведники являются частями одного и того же явления. Если вы уничтожите грешников, из мира исчезнут и святые. Но не беспокойтесь; пусть они исчезают, потому что их не существует в мире.
Грешники и праведники являются частями одной и той же интерпретации, одним и тем же отношением к миру, согласно которому утверждается: «Это является добром, а то является злом». Вы не можете сказать про что-то, что оно является добром, пока вы не скажете про что-то другое, что оно является злом. Зло необходимо для того, чтобы определить добро. Так что добро зависит от зла, ваша добродетель зависит от греха, и существование одних праведников невозможно; они не могут существовать без грешников. Так что они должны быть благодарны грешникам; они не могут существовать без них. Во взаимоотношениях между ними, в их сравнении, в том, насколько они осуждают грешников, они являются частями и единой связкой одного и того же круга явлений. Грешники могут исчезнуть из мира только тогда, когда исчезнут праведники, но не раньше этого; греха не будет там, где не будет понятия добродетели.
Тантра утверждает, что факт является реальностью, а интерпретация создает нереальность. Не интерпретируйте, не истолковывайте. «Ничто в реальном мире не воспринимай как чистое или нечистое». Почему? Потому что чистота и нечистота является нашим отношением, наложенным на реальность. Попробуйте использовать эту технику. Она является не простой, она трудна, потому что мы очень сильно ориентированы на двойственное мышление, мы обоснованы в двойственном мышлении, укоренены в нем настолько, что мы даже не осознаем все наши суждения и мнения. Если кто-то начнет здесь курить, то сознательно вы можете ничего не почувствовать, но вы будете осуждать. Где-то глубоко внутри себя вы осуждаете. Ваш взгляд может быть осуждающим, отсутствие вашего взгляда тоже может быть осуждающим. Вы можете и не смотреть на человека, но, тем не менее, осуждать его.
Использовать эту технику будет трудно, потому что привычка осуждать слишком глубоко укоренилась в вас. Вы все время – своими жестами, походкой, манерой сидеть – осуждаете и судите, вы даже не осознаете, что вы делаете это. Когда вы смеетесь над человеком или когда вы не смеетесь над ним, когда вы смотрите на кого-то или не смотрите, а просто игнорируете его, что вы делаете в этот момент? Вы накладываете на него ваше отношение. Вы говорите, что что-то является прекрасным; тогда вы должны осудить что-то, как безобразное. И это двойственное отношение одновременно разделяет и вас, так что внутри вас существуют две личности.
Если вы говорите, что кто-то гневается, а гневаться – это плохо, то что вы будете делать, когда почувствуете, что гневаетесь? Вы будете говорить, что это плохо, и тогда возникнут проблемы. Тогда вы начнете разделять себя на две личности – на плохую, дьявольскую личность, и на хорошую, праведную личность. Вы, конечно, должны отождествлять себя с праведником внутри себя, поэтому дьявол, Сатана внутри вас должен осуждаться. Вы разделены на две части. Теперь в вас будет постоянная борьба, постоянный конфликт. Теперь вы не можете быть индивидуальностью; вы будете толпой, домом, отделенным от самого себя. Теперь в вас не будет спокойствия, не будет тишины. Вы будете испытывать только напряжение и страдание. Это то, что вы чувствуете, но не знаете почему.
Разделенный человек не может быть в покое. Как он может быть в покое? Куда поместить вашего дьявола? Вы должны уничтожить его, но это вы сами; вы не можете уничтожить его. Вас не двое. Реальность едина, но вследствие вашего разделяющего отношения вы разделили внешнюю реальность. Теперь внутреннее также разделено соответствующим образом, – так что каждый сражается с самим собой. Это подобно тому, как если бы вы сражались с одной своей рукой – сражались правой рукой против левой руки. Но энергия же здесь одна и та же. И в моей левой руке, и в моей правой руке присутствую я; я протекаю в обеих руках. Но я могу противопоставить одну против другой, мою правую руку против левой руки, я могу создать конфликт, поддельное сражение. Иногда я могу обмануть самого себя, и правая рука выиграет сражение, а левая рука будет повержена. Но это обман, потому что я знаю, что в обеих руках присутствую я, и в любой момент я могу сделать победителем левую руку. Я присутствую в обеих руках; обе руки принадлежат мне.
Поэтому, сколько бы вы ни думали о том, что вы сделаете праведника внутри себя победителем и сокрушите дьявола, знайте, что в любой момент вы можете изменить отношение, и праведник будет повержен, а дьявол возьмет верх. Это порождает страх, чувство не безопасности, потому что вы знаете, что ничто не является определенным. Вы знаете, что в данный момент вы очень любите, что вы сокрушили свою ненависть, но вы боитесь, потому что в любой момент ненависть может взять верх, а любовь будет повержена. И это может случиться в любой момент, потому что внутри вас есть и то и другое.
Тантра призывает не разделять, стараться быть неразделенным; только тогда вы будете победителем. Как можно быть неразделенным? Вы не должны осуждать, вы не должны говорить, что «это» является хорошим, а «то» – плохим. Просто отбросьте все понятия чистоты и нечистоты. Смотрите на мир, но не говорите, что он из себя представляет. Будьте невежественным, не будьте слишком умным. Не навешивайте ярлыки, оставайтесь безмолвным, неосуждающим, не судящим. Если вы сможете оставаться в безмолвии по отношению к миру, то постепенно это безмолвие проникнет и внутрь. И если снаружи нет разделения, то разделение исчезнет и из внутреннего сознания, потому что обе ваши личности могут существовать вместе.
Но это опасно для общества. Вот почему Тантра подавляется. Это опасно! Ничто не является аморальным, ничто не является моральным; ничто не является чистым, ничто не является нечистым. Все есть то, что оно есть. Настоящий последователь Тантры не скажет, что вор является плохим; он скажет, что этот человек вор, вот и все. При использовании слова «вор» в его уме нет никакого осуждения. Это слово «вор» только отражает факт, но не является осуждением. Если кто-то скажет: «Вот человек, который является великим праведником», то он скажет: «О’кей, это праведник». Но в этом нет никакой оценки. Он не скажет: «Этот человек хороший», он скажет: «О’кей! Этот человек праведник, а этот – вор». Точно так же он скажет, что это роза, а это – не роза, что это дерево высокое, а это – низкое, что ночь является темной, а день светлым, – но без какого-либо сравнения.
Но это опасно. Общество не может существовать без осуждения одних явлений и без одобрения других – общество без этого не может существовать! Общество построено на двойственности. Вот почему подавлялась Тантра. Думали, что она антисоциальна, но это не так. Это не так! Эта позиция не двойственности является трансцендентальной. Она не является антисоциальной, она трансцендентальна; она выше общества, вне общества.
Попробуйте этот подход. Пребывайте в мире без каких-либо оценок, только с естественными фактами: что-то есть это, что-то есть то. И тогда, постепенно, вы начнете чувствовать не разделение и внутри себя. Ваши полярности сблизятся, ваши «плохо» и «хорошо» будут идти рядом. Они сольются в одно, и вы станете единым целым. Не будет ничего чистого, ничего нечистого. Вы познаете реальность.
Тантра утверждает, что то, что является основой для других, для нас является ядом. Имеются, например, учения, основанные на ненасилии. В них утверждается, что насилие это плохо, а ненасилие – хорошо. Тантра утверждает, что ненасилие является ненасилием, насилие – насилием; ничто не является добром, ничто не является злом.
Имеются учения, к основам которых относится безбрачие – брахмачарья. В них утверждается, что брахмачарья – это добро, а секс – зло. Тантра утверждает, что секс есть секс, а брахмачарья есть брахмачарья. Один является брахмачарином, другой – нет. Но это простые факты, к ним не прикреплены никакие оценки. И Тантра никогда не скажет, что брахмачарин хорош, безбрачный хорош, а тот, кто занимается сексом, плох. Тантра принимает вещи такими, каковы они есть. И почему? Только для того, чтобы создать внутри вас единство, целостность.
Эта техника предназначена для создания единства внутри вас, чтобы иметь внутри вас тотальное существование, неразделенное, не конфликтующее, без каких-либо противопоставлений. Только тогда возможно безмолвие. Тот, кто пытается достичь чего-то вопреки чему-либо, никогда не будет в покое. Как он может быть в покое? И тот, кто разделен внутри себя, кто сражается внутри себя, как может стать победителем? Это невозможно. Вы есть и то и другое, так кто же может победить? Никто не победит, а вы будете в убытке, потому что вы растратите свою энергию в ненужной борьбе. Эта техника предназначена для создания в вас целостности, единства. Позвольте долинам исчезнуть; не судите.
Иисус сказал где-то:
«Не судите, да не судимы будете».
Но евреям невозможно было понять это, потому что все понятия евреев ориентированы на мораль: «Это хорошо, а то плохо». Иисус в своем поучении «не судите» говорил языком Тантры. Если он был убит, распят, то это только вследствие этого. Он занимал позицию Тантры – «не судите».
Так что не говорите, что проститутка порочна – кто знает? И не говорите, что пуританин добродетелен – кто знает? Они, в конце концов, являются участниками одного и того же спектакля. Они опираются друг на друга, они связаны взаимным существованием. Поэтому Иисус говорит: «Не судите», и это то, что имеет ввиду и данная сутра: «Не судите, да не судимы будете».
Если вы не судите, не принимаете никакой моральной точки зрения, если вы просто наблюдаете факты таким, каковы они есть, если вы не интерпретируете их в соответствии со своими взглядами, то вас невозможно будет осудить. Вы полностью трансформированы. Теперь нет необходимости, чтобы вас судила какая-то божественная сила, – в этом нет необходимости! Вы сами стали божественным; вы сами стали Богом. Будьте свидетелем, не судите.
Автор: Ошо
Источник: книга «Вигьяна-бхайрава-тантра. Книга Тайн. Том III»