Жил когда‑то человек, слепой от рождения. Кто‑то рассказал ему о том, как красиво солнце. Слепой заинтересовался, но был полон сомнений. Он сказал:
– Что такое свет, о котором ты говоришь? Я не представляю, что бы это могло значить. Могу ли я услышать свет?
– Нет, конечно, нет, – ответил приятель, – свет не производит никаких звуков.
– Тогда дай мне попробовать его на вкус.
– О, нет, – ответил его друг, – нельзя почувствовать вкус света.
– Ладно, – сказал слепец, – так дай мне ощутить свет.
– Это тоже невозможно, – заявил его собеседник.
– Полагаю, что его запах я тоже не смогу уловить, – с циничной усмешкой произнес слепой.
– Да, это так! – сказал его друг.
– Тогда как я могу поверить в свет ?! Для меня это миф, воздушный замок.
Его приятель какое‑то время подумал, и ему пришла в голову идея:
– Пойдем, поговорим с Буддой. Я слышал, что он дает сатсанг где‑то поблизости. Я уверен – он сумеет помочь тебе пережить свет и понять его смысл.
Они отправились к Будде и спросили, как заставить слепого понять, что такое свет. Ответ Будды был весьма резок. Он сказал:
– Даже сотня Будд не смогут объяснить этому человеку смысл света. Восприятие света – это личный опыт.
Однако Будда понимал, что дефект зрения у этого человека был не слишком серьезным, и его можно было излечить с помощью простой операции. Поэтому он устроил так, чтобы слепой отправился к человеку, который мог исправить его зрение. Через некоторое время он прозрел и впервые увидел свет. Он смог на собственном опыте понять, что такое свет, и воскликнул: «Теперь я верю, что свет существует. Я вижу солнце, луну, деревья и множество других вещей. Но это можно узнать только самому. Все описания, которые давали другие люди, не могли меня убедить, и они не могли передать смысл света. Только благодаря тому, что мне указали, как вернуть мое зрение, я способен понять все это на собственном опыте». Этот человек был переполнен радостью, вся его жизнь изменилась.
Дилемма этого человека сходна с тем затруднением, которое большинство людей испытывают в отношении духовной жизни. Многие люди слышат: Бог – то, Бог – это. Существуют многие тысячи описаний духовного опыта. Но на самом деле, эти описания бесполезны, точно так же, как описания света бесполезны для слепого. Единственное, что приносит пользу – это объяснение того, как вам самим обрести духовный опыт. Только когда слепой человек предпринял шаги, чтобы избавиться от дефекта зрения, он, в конечном итоге, стал способен видеть. Так же дело обстоит и с духовной жизнью. От многочисленных описаний духовного опыта, Бога и т.п. нет никакого толка. Самое лучшее, что вы можете сделать, – это начать садхану, чтобы обрести этот опыт самому. Вы тоже познаете Свет – духовный свет – на собственном опыте, подобно тому, как слепец, наконец, открыл для себя свет, когда к нему вернулось зрение. А когда у вас есть собственный опыт, в объяснениях нет необходимости. Они становятся совершенно излишними.