[Бхакти-йога] Вечная религия: какая она
В июне 1976 г. Шрила Прабхупада ответил на вопросы, которые прислала ему редакция «Бхаванс Джорнэл», одного из крупнейших журналов Бомбея, посвященных проблемам культуры и религии.
В июне 1976 г. Шрила Прабхупада ответил на вопросы, которые прислала ему редакция «Бхаванс Джорнэл», одного из крупнейших журналов Бомбея, посвященных проблемам культуры и религии.
Депрессия является одной из главных причин нетрудоспособности и среди десяти главных причин заболеваний занимает четвертое место. Духовный воин должен защищать здоровых и служить больным. Для того, чтобы быть во всеоружии, мы рассмотрим психические заболевания, в особенности депрессию, с биологической, психологической и, конечно, духовной точек зрения.
В статье рассмотрены отношения психосоматических заболеваний к депрессии, как влияет наследственность на развитие депрессии, биологические факторы, послеродовые депрессии, почему депрессия затрагивает даже самых успешных людей в мире, а также вы узнаете, что такое «темная ночь души» и как тонкие сузности влияют на психическое состояние.
Возможно, главная причина, которая побуждает христиан «преступить закон» несмотря на библейскую заповедь, запрещающую убийство, кроется в широко распространенном убеждении, что Христос ел мясо. Однако Иисус был известен как «царь мирный», а его учение призывает к всеобъемлющей, вселенской любви, состраданию и уважению. Трудно совместить миротворческий образ Христа и разрешение на убийство животных. Тем не менее, в Новом Завете постоянно упоминаются просьбы Христа дать ему мяса, и любители мясной пищи пользуются этими цитатами для того, чтобы оправдать собственные гастрономические вкусы. Но при внимательном изучении греческого подлинника обнаруживается, что Иисус просил вовсе не мяса.
Хотя в английском переводе Евангелий слово meat («мясо») употребляется 19 раз, греческие слова оригинала точнее было бы перевести как «пища»: broma – «пища» (использовано 4 раза), brosimos – «то, что можно есть» (встречается один раз), brosis – «питание, процесс питания» (употреблено 4 раза), prosphagion – «нечто съедобное» (использовано 1 раз), trophe – «питание» (встречается 6 раз), phago – «есть» (употреблено 3 раза).
Таким образом, «есть ли у вас мясо?» (Ин. 21:5) следует читать «есть ли у вас пища?». А когда в Евангелии говорится, что ученики пошли купить мяса (Ин 4:8), точный перевод был бы всего лишь «пошли купить съестного». В каждом случае греческий подлинник указывает просто на «пищу», а не обязательно на «мясо».
Веды не имеют себе равных среди всех священных писаний мира, потому что подробно описывают практический метод очищения сознания, позволяющий воочию узреть Бога. В этой лекции, прочитанной 15 августа 1972 г. в Лос-Анджелесе, Шрила Прабхупада объясняет: «Необходимо испытывать сильное желание увидеть Бога. Нужно настроиться очень решительно и думать: Я уже услышал о Боге, и, раз Бог есть, я должен Его увидеть».
тач чхраддадхана мунайо
джнана-ваирагйа-йуктайа
пашйантй атмани чатманам
бхактйа шрута-грхитайа
«Серьезный и пытливый ученик или мудрец, вооруженный знанием и отрешенностью, осознает эту Абсолютную Истину, занимаясь преданным служением Ей так, как он услышал из веданта-шрути».
Бхаг., 1.2.12.
Иногда люди спрашивают: «Доводилось ли вам видеть Бога?» или «Можете ли вы показать мне Бога?» Время от времени приходится слышать такие вопросы. Я обычно отвечаю: «Да, я вижу Бога. Вы тоже можете видеть Бога. Лицезреть Бога может каждый, но для этого необходимо обладать соответствующими качествами». Представьте себе, что ваш автомобиль неисправен: он не заводится. Это видят все, но автомеханик воспринимает это иначе, чем другие. Как специалист, он смотрит глубже. Он заменяет какую-нибудь деталь, и на машине опять можно ездить. Даже для того, чтобы увидеть неисправность в машине, нужна серьезная подготовка, а мы хотим увидеть Бога без всякой подготовки. Какая глупость! Каким же надо быть глупцом и негодяем, чтобы рассчитывать узреть Бога, ничего для этого не сделав!
315. Если во время болезни активна таттва земли, это означает, что болезнь является результатом прарабдхи кармы (неизбежной судьбы). Если же водный элемент активен, болезнь возникла вследствие нарушения равновесия дош. Активность огня указывает на конфликт с Богиней Шакини или наследственный недостаток.
316. Если вестник приближается с закрытой стороны и располагается на противоположной стороне, это указывает на то, что больной, который находится сейчас в коме, выживет.
317. Если вопрошатель расположился со стороны активной свары, у пациента с хронической болезнью независимо от его состояния будет все в порядке.
318. Если во время солнечной свары приходит вопрошатель и произносит ужасные слова, это означает, что с пациентом все будет в порядке, но при лунной сваре результаты могут быть отрицательными.
319. Если вопрошатель, способный сохранить свою индивидуальную силу жизни и владеющий искусством концентрации на этом, занимает жизненную позицию и спрашивает вас о состоянии вашего здоровья, это принесет вам пользу.
320. Если вопрос задан во время вашего вдоха правой или левой ноздрей, болезнь, несомненно, оставит вас.
321. Если во время опроса потоки свары текут вниз, пациент выздоровеет, но если потоки свары текут вверх, больной умрет.
322. Если вопрошатель находится со стороны закрытой свары и его слова сбивчивы, а свара неустойчива, результат будет обратный.
323. Если у вас активна лунная свара, а у вопрошателя – солнечная, и начинается движение прана вайи, вам уже не помогут даже опытные врачи.
324. Если у больного активна пингала, а вопрошатель задает вам вопросы с левой стороны – вы умрете, и даже сам Шива уже не поможет.
325. Когда одна таттва расстроена, это указывает на страдание от болезни; когда две таттвы расстроены, это плохое предзнаменование для близких и друзей; когда расстройство элементов непрерывно продолжается на протяжении месяца – смерть неизбежна.
Требование сострадания и взаимной любви заложено в Шестой заповеди: «Не убий». При всей простоте и прямоте этой заповеди, ее редко понимают буквально и обычно считают применимой только к человеческим существам. Однако в Книге Исхода (20:13), в которой записана заповедь, использовано еврейское слово «lo tirtzach». Cогласно Рейбену Алкелею, «tirtzach» означает «любое убийство». Следовательно, заповедь призывает нас воздерживаться от убийства вообще. Запрет в пояснениях не нуждается. Споры вызывает слово «убить», обычно означающее: а) лишить жизни, б) покончить с чем-либо, в) разрушить жизненную, основную сущность чего-либо. Раз убить можно все, в чем есть жизнь, значит, животных тоже убивают; согласно заповеди, убийство животных запрещено.
Жизнь обычно определяется как качество, отличающее работающий, функционирующий организм от мертвого тела. При всей своей сложности жизнь заявляет о своем присутствии с помощью набора симптомов, известных как биологу, так и тому, кто просто читает книгу природы. Все живые организмы проходят 6 фаз: рождение, рост, зрелость, размножение, увядание и смерть. Таким образом, и по человеческим, и по Господним представлениям, звери являются живыми существами. Все живое может быть убито, а убить означает нарушить заповедь, не менее священную, чем все остальные: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: “Не прелюбодействуй”, сказал и не “убий”; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10, 11).
октября 1972 г. психолог доктор Джеральд Фрейзер посетил Его Божественную Милость А. Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду во Всемирном центре ИСККОН в Лос-Анджелесе. Ниже публикуется их беседа.
301. В первое утро Чайтра (март-апрель), во время шукла пакта, когда солнце перемещается к югу или к северу, сведущие люди анализируют природу пяти элементов и разъясняют людям, что их ожидает в предстоящем году.
302. Если элементы земли, воды или воздуха активны во время лунной свары – это признак процветания, больших урожаев и дождей.
303. Если же активны элементы огня и эфира – будут голод, наводнения и другие суровые испытания.
304. Если сушумна выделяется, это зловещий признак: страну ожидают войны, болезни, беды и несчастья.
305. Время, когда солнце меняет направление в Меш Санкранти (апрель), также можно использовать на благо людям, учитывая потоки свары.
306. Когда господствует земной или водный элемент, каждый день месяца будет приносить добро, но если будут первенствовать эфир, воздух или элемент огня – следует ожидать обратных результатов.
307. Когда активен земной элемент, созревают зерновые культуры, идут благодатные дожди и страна процветает.
308. Водный элемент также способствует процветанию, обещает обильные дожди и радость.
309. Элемент огня означает голод, борьбу, засуху и множество других проблем.
310. Если в период Меш Санкранти (когда солнце направляется к северу), активен воздушный элемент, это предвещает кризис, засуху, голод, нападение врагов.
311. Если в период Меш Санкранти активен эфирный элемент – близится пора нужды и бедствий.
312. Однако когда потоки свары достигают наивысшей фазы, а элементы проявляются должным образом, приближается пора процветания. Если потоки солнечной и лунной свары текут поочередно – это хорошо для зерновых культур.
313. Если элемент огня в солнечной сваре или активен только эфирный элемент, это непосредственно указывает на ближайшее повышение цен – следует тщательно собирать зерновые.
314. Если Санкранти наступает ночью, когда солнце входит в новый знак Зодиака и на следующее утро активизируется лунная свара с присутствием эфира, воздуха и огня – всей земле угрожает ужасающий кризис.