Сострадание и милосердие в Исламе

Сострадание и милосердие в Исламе

Сам Коран превозносит всеобщее сострадание и милосердие. Фактически, все 114 глав Корана, кроме одной, начинаются словами: «Bismillahir-rahmanir-rahim», то есть «Аллах милостив и милосерден». Нужно также отметить, что самое частое упоминаемое из имен Бога в Коране – Аль-Рахим, «сострадающий». Следующее по частоте – Аль-Рахам, «всемилостивый». Еще Аллах назван Архам Аль-Рахимин, «милосерднейший из милосердных». Везде подчеркивается всеобъемлющий характер Господней милости. Недостаток милосердия к низшим живым существам не соответствовал бы этой всеобщей любви. Как мы знаем, Магомет при жизни проявлял такое же милосердие. Тот, кто, в подражание Магомету, стал бы придерживаться этого же принципа, и был бы его истинным последователе, вегетарианство стало бы ощутимым сдвигом в этом направлении.

Если основывать наше представление об Исламе в Коране, исламской мистической традиции и особенно на житии и учения Магомета, становится ясно огромное значение вегетарианства и доброго отношения к животным. Это – известные переводы из арабских Хадисов (буквально «учений», текстов, столь же авторитетных, как сам Коран), собранные ученым-мусульманином М. Хафиз Сиедом:

  • Пророк проходил мимо учеников, которые стреляли в барана, и вознегодовал, и сказал: «Не калечьте бессловесных тварей».
  • Пророк вытирал морду коня полой своего одеяния, и, когда его увидели и спросили, почему он так делает, ответил: «Во сне я получил от Господа приказание заботиться о моем коне».
  • Однажды некий человек украл из птичьего гнезда несколько яиц, а Пророк вернул их туда. «Чтите Бога в этих неразумных тварях,- сказал Пророк.- Ездите на них, пока у них есть силы, и слезайте, когда они устали».
  • «Воистину, будет ли нам награда за нашу доброту к четвероногим и за то, что мы поим их?»- спросили ученики. Пророк ответил: «Вам будет награда за доброту к любому животному, у которого влажная печень (то есть к любому живому существу).
  • (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Как войти в духовный мир?

    Как войти в духовный мир?

    «Все в духовном мире неизменно и подлинно. Материальный мир – всего лишь его подобие. Он похож на кино, где мы видим лишь тень реальности». В этой лекции, прочитанной 18 ноября 1966 г. в Нью-Йорке, Шрила Прабхупада удивительно наглядно описывает природу духовного мира и объясняет, как достичь этого мира в конце полного опасностей жизненного пути.

    парас тасмат ту бхаво ‘нйо
    ‘вйакто ‘вйактат санатанах
    йах са сарвешу бхутешу
    нашйатсу на винашйати

    «Но существует иная непроявленная природа, вечная и трансцендентная по отношению к проявленной и непроявленной материи. Эта высшая природа неуничтожима. Когда все в мире уничтожается, она остается нетронутой».
    (Б.-г., 8.20)

    Мы не можем определить размеры даже одной нашей вселенной, но в материальном небе находятся миллионы и миллионы подобных вселенных. А над материальным небом есть еще и другое небо, духовное. Там все планеты вечны, и жизнь тоже вечна. Мы не можем получить эту информацию из материальных источников и потому должны воспользоваться сведениями, содержащимися в «Бхагавад-гите».

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Ислам: вегетарианство и почему Магомет позволяет есть мясо

    [Вегетарианство] Ислам: вегетарианство и почему Магомет позволяет есть мясо

    Коран недвусмысленно призывает относиться к животным с состраданием и милосердием, и, хотя многие мусульмане совсем не помышляют о растительной диете, существуют секты, где большинство верующих – вегетарианцы, например, шииты. Исламские мистики, такие, как суфии, также считают вегетарианство высоко духовным идеалом.

    Читать далее

    Что такое абсолютная любовь?

    «Разочарованы все – мужья, жены, юноши, девушки. Мы сталкиваемся с разочарованием везде и всюду, потому что наша потребность любить не находит достойного применения». В этой лекции, прочитанной 20 октября 1968 г. в Сиэтле, Шрила Прабхупада объясняет, как мы можем обрести все, о чем мечтаем, если обратим нашу любовь на Верховного Господа.

    ом аджнана-тимирандхасйа
    джнананджана-шалакайа
    чакшур унмилитам Йена
    тасмаи шри-гураве намах

    «Я в глубоком почтении склоняюсь к стопам моего духовного учителя, который раскрыл мне глаза, рассеяв тьму невежества факелом знания».

    Все в материальном мире рождаются в невежестве, то есть во тьме. В сущности, сама природа материального мира такова, что в нем царит тьма. В нем может быть светло от солнечного или лунного света, огня или электричества, но сам по себе он темен. Это научный факт. Поэтому все в этом материальном мире, начиная от Брахмы, властителя высшей из планет этой вселенной, и кончая муравьем, с рождения оказываются во тьме невежества.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Иудаизм: вегетарианство и как готовиться кошерное мясо

    [Вегетарианство] Иудаизм: вегетарианство и как готовиться кошерное мясо

    Израиль занимает первое место в мире по количеству религиозных вегетарианцев,- конечно, после Индии. В Израиле за 25 лет было 3 верховных раввина-вегетарианца, и около 4% населения придерживается растительной диеты; число ее сторонников продолжает расти.

    Читать далее

    Самый величайший художник

    Самый величайший художник

    В феврале 1973 г. Шрилу Прабхупаду пригласили выступить в картинной галерее города Окленда (Новая Зеландия). Он призвал своих слушателей обратить свой взор на творения величайшего художника – Господа Кришны: «Розу создает энергия Верховного Господа, которая, хотя и незаметно для нас, действует так искусно, что за одну ночь порождает прекрасный цветок. Поэтому Кришна – величайший художник».

    Леди и джентльмены, я очень признателен вам за то, что вы пригласили меня сюда и дали возможность рассказать о величайшем художнике. Веды описывают, каким великим художником является Кришна: на тасйа карйам каранам ча видйате на тат самаш чабхйадхикаш ча дршйате. Нет никого более великого, чем Верховный Господь, или равного Ему, и, хотя Он величайший художник, Ему нет необходимости делать что-либо Самому.

    В этом мире всегда есть кто-нибудь ниже нас, кто-нибудь равный нам и кто-нибудь выше нас. В этом мы убеждаемся на опыте. Какой бы великой личностью вы ни были, всегда найдется кто-нибудь равный вам и кто-нибудь более великий. Что же касается Верховной Личности Бога, то великие мудрецы на основе размышлений и опыта пришли к убеждению, что нет никого равного Ему или более великого, чем Он.

    Бог очень велик, поэтому Ему нет нужды делать что-либо Самому, у Него нет никаких обязанностей (на тасйа карйам каранам ча видйате). Как это объяснить? Парасйа шактир вивидхаива шруйате – Он обладает самыми разными энергиями, и они действуют сами собой в соответствии с Его желанием (свабхавики джнана-бала-крийа ча).

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Иудейские законы о пище

    Иудейские законы о пище

    Для смирения растущего пристрастия иудеев к мясу животных вскоре были созданы законы о пище. Когда рабби Авраам Исаак Кук (1865-1935), первый Верховный Раввин современного Израиля, предполагал, что ограничения касающегося мясной пищи, были наложены Господом для того, чтобы сократить убийства живых существ, он высказал чувства многих еврейских мыслителей. Много раньше великий иудейский философ Моисей Мамонид (1135-1204) доказал, что принесение в жертву животных возникло как замена принесению в жертву детей – этот обычай был широко распространен среди древних народов. Тем не менее, все мясные жертвоприношения совершались в храме Иерусалимском, разрушенном в 70 году н.э. Сегодня существуют сложные правила приготовления кошерного мяса – единственно приемлемого в еврейской кухне.

    Интересно, что еврейские законы о пище применимы только к мясным продуктам. Все фрукты, овощи, целые злаки и крупы и даже молочные продукты считаются кошерными. Только мясо нужно готовить особым способом.

    Более того, согласно классическому труду рабби Самуила Х. Дреснера «Еврейские законы о пище», Кашрут (закон о питании) прежде всего учит, что само поедание мяса – в каком-то смысле компромисс… В идеале человек не должен есть мясо, поскольку для этого нужно отнять жизнь, убить животное. Тора тем самым преподает урок нравственности: человек может есть мясо только тогда, когда испытывает в нем особую потребность, лишь время от времени и в небольших количествах…

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Иудаизм: «Будь милосерден ко всем тварям...»

    Иудаизм: «Будь милосерден ко всем тварям…»

    «Ты, что возымел жалость к агнцу, будешь пастырем народа моего Израиля».
    Исход, Рабба 2, Мидраш

    Сегодня ортодоксальный Иудаизм, как правило не признает вегетарианство заповедью. Конечно, писания говорят нам, что каждое новое поколение евреев понимает Тору хуже, чем предшествующее (трактат Беранхот, 20А, Талмуд Бавли). Возможно, этим объясняется отход от вегетарианства, практикуемый современными иудеями. В конце концов, первый закон о пище, данный человеку в Торе (известный также как Ветхий Завет или пятикнижие Моисея), несомненно, говорит о вегетарианстве: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя,- вам сие будет в пищу». (Быт. 1:29). В Книге Бытия (3:18) содержится еще одно повеление есть овощи. Повинуясь этим указаниям, люди Израиля – 10 поколений, от Адама до Ноя – придерживались вегетарианской диеты.

    Однако это послушание Божьему закону было недолговечно. Животных стали приносить в жертву (Быт. 4:4), их шкуры стали носить как одежду (Быт. 3:21), и люди начали убивать друг друга (Быт. 4:8, 23). Именно в эту пору, которую Библия описывает как «развращение человеков», Господь пошел на уступки и разрешил есть плоть животных. Мясоедение стремительно распространялось.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Шива Свародайя. 374-395

    [Шива Свародая] 374-395

    О самадхи

    374. Ида-нади называют Гангой, пингалу – Ямуной, сушумну Сарасвати, а место, где сливаются эти три могучих реки – Праяг.
    375. Начинать занятия надо с садханы. Поэтому йогин садится в баддха падмасану и практикует уддияна бандху.
    376. Существуют три типа пранаям: пурака, кумбхака и речака (т.е. вдох, задержка дыхания и выдох). Ежедневная практика этих пранаям очищает тело.
    377. Когда совершают пураку, прана пропитывает тело, способствует росту и питанию, что уравновешивает дхату (то есть кровь, сперму и т.д.). Благодаря кумбхаке прана накапливается и поддерживает жизненные функции.
    378. Речака удаляет примеси и тело становится сбалансированным. Практикуя речаку, каждый может стать йогом и расширить пространство долголетия.
    379. Вдыхайте через правую ноздрю, совершайте кумбхаку, задерживая дыхание и накапливая прану в меру ваших возможностей, и затем выдыхайте через левую ноздрю.
    380. Тот, кто регулярно выполняет вдох левой ноздрей, правой, а затем вдох правой и выдох левой, будет сиять луне и звездам.
    381. Йогин должен вдыхать одной ноздрей, закрывая другую и затем задерживать дыхание, не открывая рта. Так старость начнет молодеть.
    382. Закройте рот, ноздри, глаза и уши пальцами и осознайте, какая сущность внутри вас самая активная. Это шанмукхи мудра.
    383. Практикующий йогин способен распознать форму специфической таттвы, ее движение, вкус и символ. Так он может успешно осуществить связь с этой таттвой.
    384. Йогин свободен от тирании желаний, не связан условностями, ортодоксальными догмами и тревогами. Он живет в этом мире как играющий в игры.
    385. Окружающий мир воспринимается глазами. Поэтому следует остановить активность ума.
    386. Тогда жизнь начнет возрастать на три гхаты каждый день. Такую совершенную Тантру подарил миру Шива из своей сокровищницы.
    387. Йогин, сидящий в баддха падмасане, удерживает апана вайю (мулабандха), и затем продвигает ее сквозь сушумну в область акаши, где постоянно обитает Шива. Благословен тот, кто испытал это.
    388. Йогин, знающий этот текст и воспевающий его ежедневно, окончательно устраняет все свои печали, его желания исполняются и он обретает подлинную свободу.
    389. Тот, кто овладел свара гьяной, имеет Лакшми (процветание, удача) у своих ног и очень счастлив.
    390. Как Веды почитают Омкару, а брамины – Сурью, так и Свара Йогу ценят люди в этом мире,
    391. Тот, кто постиг природу трех нади и элементы, обладает совершенным знанием и не нуждается в каких-то лекарствах.
    392. Если эта просвещенная душа сообщит вам хотя бы одно слово о нади – нет на этой земле ничего наиболее драгоценного, и вы никогда не сможете расплатиться за это слово.
    393. О Богиня, я описал Тебе свара таттву, войны, как управлять женщиной, восприятием, болезнью и смертью.
    394. Кто на этой планете изучает Свародаю, следуя йогическим правилам возрождения и особенно в период затмения солнца и луны – достигает совершенства.
    395. Тот, кто не просыпает, ест умеренно и полностью сосредоточен на параматме, обретает единство с Высшим Я. Такой йогин поистине велик.

    (далее…)
    Это может быть вам интересно