Как реализоваться с помощью Йога-нидры?

Корень созидательности | Состояние восприимчивости | Понять человеческую природу | Время высевать семя перемен

Йога-нидра – это сумеречное состояние ума между бодрствованием и засыпанием. Постигая науку Йога-нидры, вы постепенно проникаете в сокровенную природу вашего сознания и освобождаетесь от многих ментальных напластований, ущемляющих ваше подлинное Я. Характерно, что в обычной обстановке бодрствования активизируется сознательный ум, но когда вы расслабляетесь, пробуждаются подсознательные и бессознательные сферы вашего ума, предоставляющие вам возможность воздействовать на корни тех болезней, комплексов и страхов, которые плодоносят в сознательном уме. Именно эти сферы вашего ума являются подлинными резервами вашей мощи. По существу, весьма простая техника Йога-нидры позволяет проникнуть в так называемые «мертвые» зоны сознания. Подсознание – прилежный и исполнительный ученик, который немедленно выполняет любые приказания. Регулярно практикуя Йога-нидру, вы научитесь управлять подсознательным умом, за которым послушно последуют и ваш сознательный, рациональный ум.

Корень созидательности

Йога-нидра является тантрической практикой и согласно тантрическим законам должна развиваться спонтанно. Вам не следует воевать со своими привычками и комплексами и искоренять свою природу, так как подобные действия лишь формируют внутренний дискомфорт и враждебность. Недаром многие люди, пытающиеся скорректировать себя при помощи различных вероучений, становятся агрессивными шизофрениками… Даже современная психология уже настолько повзрослела, что внушает нам: «Если вы имеете недостатки, не выталкивайте их насильственно, ибо их не устранить ненавистью». Как же быть? Если вы хотите, чтобы дерево не плодоносило, разве достаточно отсечь его ветви? Отсеките его корень! Иными словами, чтобы устранить недостатки, необходимо приблизиться к корню ума, то есть к подсознанию и Йога-нидра может оказать вам эту услугу. Человек слаб и потому он так цепляется за свои ветви и листья (чувства и интеллект), но как только он откроет врата, ведущие к подсознанию, доверившись Йога-нидре, он оказывается у самого порога созидательности. Недаром в индийской мифологии символом Йога-нидры является Господь Нараяна, возлежащий на океане молока. Он лежит на исполинской змее с большим количеством капюшонов, а прекрасная Лакшми массирует Его стопы, в то время как из пупка Нараяны прорастает цветок лотоса, в околоплоднике которого восседает Господь Брахма, символ подсознания. Господь Нараяна – это ваше доверие, змея – ваше одеяло, а ваш пол – это океан молока. Когда практикуете Йога-нидру, вы должны максимально расслабиться, а не заниматься концентрацией. Если вы действительно последуете за инструкциями человека, который руководит вашей Йога-нидрой, пред вами откроются врата к обновлению вашей личности, но если вы пропустите хотя бы несколько инструкций, этого не произойдет. Все, что вы должны делать – следовать за инструкцией голоса.

Состояние восприимчивости

Повседневная жизнь притупляет восприимчивость у большинства людей, но Йога-нидра расширяет и углубляет эту восприимчивость. Подобно тому, как расплавленному железу можно придать любую форму, так и расплавленный Йога-нидрой ум можно изменить конструктивным образом, если в нем сожжены его комплексы и опасения. Этим и занимается Йога-нидра.

Если, например, я назову что-либо верным или неверным, вы можете согласиться со мной или нет, и это будет лишь вашим рациональным решением, не больше, ибо одно согласие еще не является волевым актом, воплощающим мое утверждение в вашу повседневную жизнь. Что же этому мешает? Существует немало причин, почему так тяжело практически осуществить наши идеи. Все высокие идеалы жизни не должны оставаться только на бумаге Священных Писаний, – они должны жить вместе с нами, если они истинны. Йога-нидра позволяет нам наконец-то прикоснуться к нашей таинственной духовной личности, которая ответственна за все, что мы думаем и делаем. Благодаря Йога-нидре мы сможем начать действовать во имя тех идеалов, в которые верим.

Однажды я встретил профессионального вора и закоренелого преступника. После продолжительной беседы с ним я, как мне казалось, убедил его в том, что воровать нехорошо. Он даже сам назвал себя грешником. И я подумал, что свершилось чудо, что я обратил его на путь истинный. Через 5 лет я вернулся в его деревню и обнаружил, что он по-прежнему занимается своим ремеслом. Почему? Потому что он согласился со мной, что воровать плохо на уровне рационального ума, а не подсознания. И я решил остаться в этой деревне еще на шесть месяцев, чтобы провести в школе занятия по Йога-нидре с учителями и детьми. Интересно, что вор также посещал мои занятия и вскоре прекратил воровать. Этот пример иллюстрирует, что одного рационального убеждения мало, ибо это всего лишь один аспект сознания человека. Каждый из нас имеет свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, но далеко не все следуют этим представлениям. Необходимо развить восприимчивость ко всему, с чем мы сталкиваемся. А это возможно лишь тогда, когда устранены раздражители и ум начинает успокаиваться. Когда уравновешенный ум сталкивается с раздражителем, сознание не искажается, а направляет человека наилучшим образом. Если человек вошел в состояние восприимчивости, практикуя Йога-нидру, вы можете сказать ему о его недостатках, внушая ему положительные установки. Если его восприимчивость достигла апогея, он будет вас слушать и слушаться, потому что его рациональный ум утратил свою активность в такой же пропорциональности.

Понять человеческую природу

Прежде, чем практиковать Йога-нидру, преследуя определенную цель, постарайтесь понять природу той личности, которую вы собираетесь перевоспитывать, иначе ваша практика может вызвать в нем отвращение. Несмотря на то, что вы предлагаете человеку великие и возвышенные идеи во время сеанса Йога-нидры, человек может не последовать за ними. Бывает, что кто-то внутри нас словно восстает против установившихся правил, порядков и законов. Это происходит оттого, что идеи, застрявшие в нашем уме, противоречат нашей подлинной природе. Каждый из нас имеет свою индивидуальную самобытную природу, которую невозможно да и не нужно устранять. Йоги называют эту природу «свабхавой», то есть врожденной натурой. Мы можем изменить привычки, религиозные пристрастия, но не человеческую природу, которая сопровождает человека через всю его жизнь, являясь основной причиной всех его достижений и ошибок. Чтобы понять эту природу, необходимо изучать спонтанное, а не рациональное поведение человека. Однако взрослые настолько перегружены различными понятиями и так называемыми нормами, что их поведение редко бывает естественным и спонтанным. Иное дело дети, которые почти всегда естественны и легко входят в состояние Йога-нидры, извлекая из нее максимум пользы.

Время высевать семя перемен

Наиболее важнейшей частью практики Йога-нидры является «санкальпа», решительное утверждение, которое вы составляете для себя во время каждого занятия. Все может подвести вас, но не санкальпа, сформулированная во время занятия. «Санкальпа» – санскритское слово, которое переводится, как «решение» или «решимость», то есть определенные намерения, выраженные в краткой форме. Это очень важная стадия Йога-нидры, когда акцентируется личность и тем самым направляется в нужное русло. Если вы знаете, чего хотите достичь в жизни, санкальпа может стать творцом вашей судьбы. Возможно, что вы желаете стать художником, писателем, оратором или духовным лидером, и простая техника Йога-нидры позволит вам достигнуть этого. Но сначала вы должны выбрать направление. Большинство людей плывут по течению подобно кораблям без руля, парусов и якоря. Они порой знают, куда их влечет судьба, потому что их подталкивают Другие. Иногда они выходят на верный путь вследствие тех или иных обстоятельств, не имея другого выбора. Йога не принесет никаких плодов, как семена, небрежно брошенные на сухой грунт. Однако, если вы подготовили почву для посева, убрали сорную траву, удобрили землю, семя быстро пойдет в нидра, однако, предоставляет нам выбор, который формируется санкальпой или твердым решением. Во время сеанса Йога-нидры постепенно обнажается поле подсознания и когда оно становится более восприимчивым и чувствительным к самовнушению, на него накладывается санкальпа. Важно выбрать удачный момент для наложения санкальпы, когда рациональный ум утрачивает активность и пробуждаются иррациональные силы. Санкальпу используют как в начале занятия, так и после него. Санкальпа, используемая в начале, подобна посаженному семени; используемая в конце – подобна орошению. Санкальпа – это формула того, кем вы хотите стать или что совершить в жизни. У каждого есть различные желания и амбиции, но далеко не каждый может их реализовать, – чаще всего они истощаются и улетучиваются, не рост. Точно так же идея (санкальпа), внедренная в подсознание, непременно прорастет в вашей жизни и станет вашим наставником. Тот, кто пренебрегает подсознанием, предпочитая рациональное решение, похож на того садовника, который ограничивается формальным контактом семени с поверхностью почвы. Если такое семя и прорастает, его вскоре заглушают сорняки, точно также, как санкальпа, брошенная в сознание, не даст добрых плодов, потому что посажена недостаточно глубоко, не в подсознание. Часто люди принимают то или иное решение в состоянии возбуждения или неуверенности, когда ум еще не готов выполнить это решение. Для достижения успеха санкальпу следует формировать сильным волевым желанием и чувством лишь в то время, когда рациональный ум как бы засыпает, а подсознательный ум – просыпается и готов принять и впитать в себя то, что ему предлагают. Необходимые для этого предпосылки формируются Йога-нидрой. Семя санкальпы, однажды посаженное глубоко в подсознание, прорастает в сознании и приносит обильные плоды, преобразуя и личность человека, и его судьбу… Каждый из нас может «взрыхлить» свою ментальную структуру и нет такой личности, которую нельзя образовать, как нет и такой навязчивой идеи или страха, которое нельзя было бы устранить. Секрет ваших будущих трансформаций может быть рассекречен вами, если ваша санкальпа подкреплена непреклонной волей. Однако эту могучую технику следует использовать осмотрительно. Хотя ее применяют порой в терапевтических целях, она широко используется и для таких более возвышенных задач, как самореализация или самадхи. Санкальпа может совершенно обновить вашу жизнь, искоренить вредные привычки, привить благородные склонности, изменить вкусы и склонности и многое другое.

Таким образом, санкальпа является весьма эффективным инструментом в руках человека, который знает, как с ней обращаться. Те же, кто не знает, что такое санкальпа, ошибочно считают, что санкальпа – это сила воли или средство для исполнения желаний. Скорее, санкальпа – это конструктивное средство преобразования всего человека. Это средство по-настоящему можно понять лишь тогда, когда человек понял цель этого средства и его значение. Поначалу многие вообще не понимают, что такое санкальпа и как ее создать. Поэтому следует подождать, пока разовьется понимание. Конечно же санкальпа может устранить такие вредные привычки, как курение, пьянство и так далее, но она может гораздо больше и потому использовать ее только для этих целей все равно, что стрелять из пушки по воробьям. Чтобы попасть в цель, нужно метить выше цели. Когда побеждает санкальпа, весь человек очищается и облагораживается. Когда восходит солнце – меркнут звезды.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Йога Нидра»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии