Выдающийся современный мастер Йоги Дхирендра Брахмачари в своей книге «Йогасана-Виджняна» – «Искусство практики асан» указывает на то, что истинное название данной асаны – не дханурасана, а уштрасана, то есть поза верблюда, дханурасной же Брахмачари именует то упражнение, которое Шри Свами Шивананда зовет уштрасаной.
Учитывая, что и Шивананда, и Брахмачари – величайшие знатоки Йоги, данное разночтение можно отнести к тому, что они принадлежат к двум различным линиям учителей, развивавшихся отдельно друг от друга с глубокой древности.
Нас же в этом интересует аспект чисто практический. Дело в том, что название уштрасана, присвоенное дханурасане в школе Брахмачари, говорит о том, как следует практиковать это упражнение. Голова верблюда перпендикулярна шее. Отсюда следует, что шею в данной асане следует вытягивать вверх, держа голову прямо, а не запрокидывая ее назад, что часто делают неопытные практикующие и что нередко приводит к нежелательным последствиям, далеко не лучшим образом отражаясь на состоянии сердца, сосудов мозга, щитовидной железы и позвоночника в шейном отделе и верхней части грудного.
Существует множество вариантов данной асаны, среди них – сложнейшие. Здесь дается самый простой.
Техника выполнения
- Лечь на пол вниз лицом, согнуть ноги в коленях и руками захватить лодыжки обеих ног (рис. 1).
- Пытаясь выпрямить ноги, тянуть себя за руки. За счет этого туловище прогибается назад. Стараться вытянуть позвоночник внутренним движением от таза к макушке головы. Шея тянется вверх, голову держать прямо. Тело лежит на животе. Развести ноги пошире (рис. 2). Дыхание будет несколько стеснено, но это – нормально. Пусть оно следует своей естественной схеме.
- Мягким движением свести ноги вместе, напрягая ягодицы, обозначить легкую мула-бандху и еще больше вытянуть позвоночник, «уводя» макушку как можно дальше от таза по мягкой дуге. Ступни ног поднимаются как можно выше назад, голова – как можно выше вперед (рис. 3). Удержание фазы фиксации – несколько секунд.
- При терапевтическом использовании этой асаны нельзя задерживать дыхание и удерживать фазу фиксации дольше, чем в течение 20 секунд. Вернуться в исходное положение и расслабиться. Выполнить 1-2 полных дыхания – глубокий естественный вдох и выдох. Общее количество повторений – не более 4-х.
Поначалу сведение ног вместе будет делом весьма затруднительным. Не следует торопить события. Со временем все получится само собой. Необходимо непременно следить за тем, чтобы позвоночник вытягивался, а не сжимался.
Действие
Дханурасана – завершающий элемент гармоничной комбинации из 3-х классических упражнений:
Бхуджангасана → Шалабхасана → Дханурасана
Правильно выполненная бхуджангасана прорабатывает верхнюю часть тела, шалабхасана – нижнюю, дханурасана уравновешивает их, прорабатывая среднюю часть.
Иногда комплекс строят несколько иначе, верх-середина-низ:
Бхуджангасана → Дханурасана → Шалабхасана
В частности, такая схема используется в тех случаях, когда после данного комплекса практикуется цикл урдхва-дханурасаны.
Она оказывает тонизирующее действие на тонкий и толстый кишечник, устраняет дефекты желудка, печени, желчного пузыря, селезенки и поджелудочной железы. Мышцы живота укрепляются, позвоночник приобретает гибкость. Кроме того, дханурасана способствует избавлению от остеохондроза, ревматизма и диабета, а также устраняет жировые отложения на животе и бедрах.
Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»