В августе 1973 г. в живописной усадьбе Бхактиведанта Мэнор, расположенной неподалеку от Лондона, несколько тысяч гостей (включая верховного комиссара Индии) слушали лекцию-проповедь Шрилы Прабхупады, в которой он рассказывал о тайне Верховного Господа, Личности Бога, который в древних ведических писаниях Индии предстает не в образе старика с длинной белой бородой, а в образе необыкновенно привлекательного вечного юноши. Ваше превосходительство верховный комиссар, леди и джентльмены, сердечно благодарю вас за то, что вы прибыли сюда, чтобы участвовать в праздновании Джанмаштами, дня явления Кришны. В «Бхагавад-гите» (4.9) Кришна говорит:
джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со ‘рджуна
«Тот, кто постиг трансцендентную природу Моего явления и Моих деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Оставив тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна».
Мы, безусловно, можем разорвать круг рождений и смертей и обрести бессмертие. Но современные люди – великие философы, политики и ученые – ничего об этом не знают. Им неведомо, что человек может достичь положения амритатвам, то есть бессмертия. Мы все амрита, бессмертны, мы не умираем. В «Бхагавад-гите» (2.20) говорится: на джайате мрийате ва кадачит – «Мы, живые существа, никогда не рождаемся и не умираем». Аджо нитйах шашвато ‘йам пурано на ханйате ханйамане шарире. Мы все существовали испокон веков, вечно, мы не имеем начала и конца. И в момент смерти нашего тела мы не умираем. Но после того, как наше нынешнее тело прекратит существовать, мы должны будем получить другое тело.
дехино ‘смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати
«Подобно тому как воплощенная душа переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, после смерти одного тела она переселяется в другое. Все эти перемены не смущают здравомыслящего человека.»
Б.-г., 2.13.
В настоящее время людям во всем мире недостает знания этой простой истины: все живые существа – неотъемлемые частицы Кришны; как и Кришна, мы вечны, исполнены блаженства и наделены сознанием. В ведических произведениях Кришна описывается так:
ишварах парамах кршнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
«Кришна, которого также зовут Говинда,- это Верховная Личность Бога. Он обладает вечным, исполненным блаженства духовным телом. Он – источник всего сущего, но Сам Он не имеет источника, ибо Он – высшая причина всех причин.»
Б.-с., 5.1.
Когда я говорю «Кришна», я имею в виду Бога. Иногда говорят, что у Бога нет имени. Это так, однако Ему дают имена по Его деяниям. К примеру, Кришна стал сыном Махараджи Нанды и Яшодамайи, а также Васудевы и Деваки. Разумеется, на самом деле никто не может быть отцом или матерью Кришны, ибо Кришна – изначальный отец каждого. Но, когда Кришна нисходит в этот мир, Он признает некоторых великих преданных Своими родителями.
И вместе с тем Кришна – ади-пурушам, изначальная личность. Значит ли это, что Он очень стар? Вовсе нет. Нава-йауванам ча: Он вечно юн. Таков Кришна. Во время битвы на Курукшетре Кришна выглядел как молодой человек не старше двадцати-двадцати четырех лет. Но в это время у Него уже были правнуки. Итак, Кришна всегда остается юным. Об этом говорят все ведические писания.
Но, несмотря на то, что цель изучения всех Вед – постичь Кришну, если читать ведические писания поверхностно, то будет очень трудно понять, кто такой Кришна. В «Бхагавад-гите» (15.15) Кришна говорит: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах – «Все Веды предназначены только для того, чтобы постичь Меня». Какой смысл изучать Веды, если вы не постигнете Кришну? Конечная цель образования – постичь Верховного Господа, верховного отца, высшую причину всего. В «Веданта-сутре» сказано: атхато брахма-джиджнаса – «Теперь, когда ты получил человеческое тело, настал час вопрошать о природе Высшей Абсолютной Истины, Брахмана».
Что же такое Брахман? Джанмадй асйа йатах. Брахман – это источник всего сущего. Следовательно, цель всей науки и философии – обнаружить первопричину всего сущего. И это знание – знание о том, что Кришна есть причина всех причин (сарва-карана-каранам) – можно получить из ведических писаний.
Попытайтесь понять это. Вот пример: причина моего появления на свет – мой отец, причина его появления на свет – его отец, а у того тоже был отец. Так постепенно мы в конце концов доберемся до того, чье появление на свет не имело причины. Анадир адир говиндах: причина, не имеющая причин,- Говинда, Кришна. Я могу быть причиной появления на свет моего сына, но в то же время мое появление на свет обусловлено другой причиной – моим отцом. Однако ведические писания гласят, что Кришна – изначальная личность. У него нет причины. Вот кто такой Кришна.
Поэтому Кришна говорит: «Постарайся постичь трансцендентную причину Моего пришествия и Моих деяний». Пришествие Кришны – событие очень важное. Мы должны попытаться понять Кришну, понять цель Его пришествия, понять, почему Он нисходит в этот материальный мир, в чем Его задача, какие деяния Он совершает. К чему же мы придем, если просто попытаемся понять Кришну? Вот к чему: тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со ‘рджуна – мы обретем бессмертие.
Истинная цель жизни – это амртатвайа калпате, то есть достижение бессмертия. Сегодня, в день явления Кришны, мы должны попытаться постичь философию Кришны.
Его превосходительство говорил о мире. В «Бхагавад-гите» есть и формула мира – ее дает Сам Кришна. Что это за формула?
бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухрдам сарва-бхутанам
джнатва мам шантим рччхати
«Человек, постоянно помнящий обо Мне и понимающий, что в конечном счете только Я наслаждаюсь плодами всех жертвоприношений и подвижничества, что Я – верховный повелитель всех планет и полубогов, а также благодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от материальных страданий и обретает умиротворение.»
Б.-г., 5.29.
Политики и дипломаты добиваются мира во всем мире. У нас есть Организация Объединенных Наций и много других организаций. Их деятельность направлена на то, чтобы на земле воцарился истинный мир и спокойствие, чтобы исчезло непонимание между отдельными людьми и странами. Однако этого не происходит. Беда в том, что они исходят из неверной посылки. Каждый думает: «Это моя страна», «Это моя семья», «Это мое общество», «Это моя собственность». Но понятие «мой» иллюзорно. В шастрах говорится: джанасйа мохо ‘йам ахам мамети – «Философия “я и мое” – это проявление майи, то есть иллюзии».
Если вы хотите избавиться от власти этой майи, иллюзии, вам нужно последовать совету Кришны: мам эва йе прападйанте майам этам таранти те – «Тот, кто предался Кришне, с легкостью выходит из-под власти иллюзии». В «Бхагавад-гите» есть все необходимое, чтобы вывести нас на истинный путь. Если мы примем философию «Бхагавад-гиты» такой, как она есть, у нас будет все необходимое: и мир, и процветание.
К сожалению, мы либо отвергаем ее, либо превратно истолковываем. В этом наше несчастье. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (9.34): ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру – «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и падай ниц предо Мной». Неужели это так трудно? Вот Божество Кришны. Неужели так трудно думать об этом Божестве? Приходите в храм и по примеру преданных выражайте Божеству почтение. Попытайтесь, насколько возможно, служить Божеству.
Кришне не нужна ваша собственность. Кришна дает возможность поклоняться Ему всем, даже самым бедным. О чем же Он просит? Он говорит: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати – «Если кто-нибудь с преданностью предложит Мне листок, цветок, плод или воду, Я приму их». (Б.-г., 9.26). Кришна отнюдь не голоден, Он хочет только, чтобы вы стали Его преданным слугой. Вот что главное. Йо ме бхактйа прайаччхати – «Предложи Мне что-нибудь с преданностью». Это главный принцип. Предложите же Кришне что-нибудь, хоть самую малость. Кришне не нужна ваша пища, Он Сам снабжает пищей всех и каждого. Но Ему нужна ваша любовь, ваша преданность. Поэтому Он просит немного воды, плод или цветок. Таким образом вы можете думать о Кришне и стать Его преданным (ман-мана бхава мад-бхакта).
Принять сознание Кришны и постичь Кришну совсем не трудно, и все же мы не хотим этого делать – это наша болезнь. Но для тех, у кого есть такое желание, это очень просто. И как только вы станете преданным Кришны, вам откроется вся вселенная. Наша философия бхагавата, философия сознания Бога, представляет собой своего рода духовный коммунизм, ибо мы считаем Кришну верховным отцом, а всех живых существ – Его детьми. Кришна говорит, что Он властитель всех планет – сарва-лока-махешварам. Поэтому все, что есть в небе, в воде или на земле,- собственность Кришны. И поскольку мы все дети Кришны, каждый из нас имеет право пользоваться собственностью нашего Отца. Но вы не должны посягать на чужую долю. Вот залог мира. Ишавасйам идам сарвам ма грдхах касйа свид дханам: «Все принадлежит Богу, и, поскольку вы дети Бога, у вас есть право пользоваться собственностью своего отца. Но не берите больше, чем вам требуется, ибо это наказуемо» (Ишопанишад, 1). Если кто-нибудь берет больше, чем ему требуется, он вор. Йаджнартхат кармано ‘нйатра локо ‘йам карма-бандханах (Б.-г., 3.9). Что бы мы ни делали, мы должны делать это ради удовлетворения Кришны. Мы должны трудиться для Кришны, посвящать Ему все свои действия.
Именно этому мы и учим в нашем Движении. В этом храме все мы: американцы, индийцы, англичане, канадцы, африканцы – люди из самых разных стран мира – живем счастливо. Для вас это не секрет. И так обстоит дело не только в этом храме, но и везде, где люди проникнуты сознанием Кришны, по всему миру. И Кришна нисходит в материальный мир именно для того, чтобы научить нас, как сделать свою жизнь счастливой.
Когда мы забываем эту философию, забываем, что Кришна – верховный отец, что Он верховный повелитель, высший наслаждающийся и лучший друг каждого, – когда мы забываем это, мы рождаемся в материальном мире и боремся за существование, сражаемся друг с другом. Такова материальная жизнь.
Нам не помогут никакие политики, дипломаты, философы. Они потратили так много сил, но все впустую. Возьмите Организацию Объединенных Наций. Она возникла после Второй мировой войны, и ее учредители думали: «Вот теперь мы сможем решить любые проблемы мирным путем». Но этого не произошло. Война идет то между Пакистаном и Индией, то между Вьетнамом и Америкой, то между другими странами. Мирская политика, дипломатия и философия – это отнюдь не тот путь, которым надо идти. Самый верный путь – это путь сознания Кришны. Все должны понимать, что нам ничего не принадлежит. Истинный владелец всего сущего – Кришна. В этом нет никаких сомнений. Возьмите, к примеру, Америку. Двести лет назад европейские иммигранты отнюдь не были хозяевами этой земли. Она принадлежала другим людям, а до них – еще другим или же вообще пустовала. Но истинным ее владельцем является Кришна. Мы же объявляем эту землю своей, не имея для этого никаких оснований. Это называется майей, иллюзией. И Кришна нисходит в мир, чтобы избавить нас от наших заблуждений. Кришна говорит: йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата – «О Арджуна, Я нисхожу, когда религия на земле приходит в упадок» (Б.-г., 4.7).
Что такое истинная дхарма, истинная религия?
Самое простое определение дхармы таково: дхармам ту сакшад бхагават-пранитам – «Истинная религия та, которой учит Сам Верховный Господь» (Бхаг., 6.3.19). К примеру, что подразумевается под «гражданским правом»? Гражданское право это свод законов, утвержденный государством. Вы не можете создать эти законы у себя дома. Это невозможно. Если государство говорит вам: «Поступайте так-то и так-то»,- это закон. Подобным же образом дхарма, религия, дана Богом. Дхарма – это Его указания. Вот самое простое определение. Если вы создадите свою дхарму, или я создам свою дхарму, или кто-то еще создаст свою, все это нельзя называть дхармой. Поэтому Кришна заканчивает «Бхагавад-гиту» словами сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа: «Отбрось все свои надуманные представления о дхарме и предайся Мне». (Б.-г., 18.66). Это и есть дхарма – предаться Кришне. Всякая другая дхарма – просто фикция. Иначе Кришна не предлагал бы: «Отбрось все это». Он сказал: «В каждую эпоху Я нисхожу, чтобы утвердить принципы религии». А в конце «Бхагавад-гиты» Он говорит, чтобы мы отвергли все так называемые религиозные принципы, которые сами же и выдумали. Все эти придуманные людьми принципы на самом деле не имеют отношения к религии. Истинная дхарма, истинная религия, дана Самим Богом. Но мы не имеем понятия о том, кто такой Бог и что такое Его слово. Это основной порок современного общества.
Но Бог и Его повеления существуют, просто мы не хотим признать это. А без этого как можно сохранить мир? Нам дано все, что для этого нужно. Но мы отказываемся это принять. Что же тогда излечит наш недуг? Мы стремимся к миру, но не хотим принять именно то, что только и может даровать нам мир. Это наш недуг. Вот почему наше Движение пытается пробудить в каждом сердце дремлющее сознание Кришны. Только подумайте: всего несколько лет назад эти европейцы и американцы даже не слышали о Кришне, однако теперь они со всей серьезностью посвятили себя практике сознания Кришны. Сознание Кришны уже есть в каждом сердце. Его только необходимо пробудить, и метод, позволяющий это сделать, описан в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.107):
нитйа сиддха кршна-према `садхйа’ кабху найа
шраванади-шуддха-читте карайе удайа
Любовь к Кришне, преданность Кришне живет в сердце каждого, но мы об этом забыли. И Движение сознания Кришны ставит своей целью пробудить эту дремлющую любовь, давая всем возможность услышать о Кришне. Таков наш метод.
К примеру, чтобы разбудить спящего, его нужно громко позвать: «Эй, вы! Вставайте! Пора приниматься за дело». Когда вы спите, из всех ваших органов чувств продолжают действовать только уши. Поэтому в наш век, когда люди пали так низко и не желают никого и ничего слушать, мы сможем пробудить в них сознание Кришны, если будем петь маха-мантру Харе Кришна. Это вполне осуществимо. Если мы в самом деле хотим, чтобы в обществе воцарился мир, мы должны всерьез взяться за изучение науки о Кришне. Прошу вас, не относитесь к сознанию Кришны легкомысленно.
Это Движение может разрешить все жизненные проблемы, все мировые проблемы. Общественные, политические, философские, религиозные, экономические – любые проблемы можно решить благодаря сознанию Кришны. Поэтому мы просим лидеров – таких, как присутствующий здесь его превосходительство верховный комиссар – попытаться понять суть Движения сознания Кришны. Сознание Кришны – это серьезная и авторитетная наука. Она основана отнюдь не на досужих вымыслах или сантиментах. Наше движение в основе своей глубоко научно. Мы призываем всех лидеров всех стран попытаться понять нас. Если вы люди здравомыслящие, если вы люди действительно разумные, то вы поймете, что Движение сознания Кришны ставит перед собой высочайшую цель – добиться благоденствия всего человечества.
Мы приглашаем всех – приходите, обсудим все это вместе. Высшая цель человеческой жизни – достичь бессмертия. Тйактва дехам пунар джанма наити. Такова наша цель, но мы о ней забыли. Мы живем, точно кошки и собаки, не зная, что можно достичь такого совершенного состояния, когда не будет больше ни рождения, ни смерти. Мы даже не подозреваем о возможности достичь амритатвам, бессмертия. Однако это вполне реально. Никто не хочет умирать. Никто не хочет стареть. Никто не хочет болеть. Это вполне естественно. Почему? Потому что изначально, когда у нас было духовное тело, мы не знали ни рождений, ни смертей, ни старости, ни болезней. И сейчас, после того как мы прошли все ступени эволюции, от рыб к растениям, деревьям, птицам и наконец к человеческой форме жизни, мы должны понять, в чем истинная цель жизни. Цель жизни – амритатвам, бессмертие.
Вы действительно можете стать бессмертным, просто обретя сознание Кришны. Так говорит Кришна, и Его слова не подлежат сомнению. Мы просто должны это понять. Джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах. Если вы в самом деле пытаетесь постичь Кришну, тогда, после того как вы расстанетесь с этим телом, вам больше не придется вселяться в другое материальное тело (тйактва дехам пунар джанма наити). А если вам не придется вселяться в другое материальное тело, это означает, что вы обрели бессмертие. Суть в том, что от природы мы действительно бессмертны. И Кришна нисходит в материальный мир, чтобы научить нас этому:
мамаивамшо джива-локе
джива-бхутах санатанах
манах шаштханиндрийани
пракрти-стхани каршати
«По природе своей вы бессмертны. Вы – вечные души, Мои неотъемлемые частицы. Я бессмертен, и вы тоже бессмертны. Напрасно пытаетесь вы обрести счастье в материальном мире».
(Б.-г., 15.7).
Вы уже не раз пытались обрести счастье в чувственных наслаждениях, пребывая в самых разных телах: кошек, собак, полубогов, деревьев, растений, насекомых. Теперь, когда вы получили тело человека с его более высоким разумом, остерегайтесь ловушки чувственных удовольствий. Сейчас вам нужно попытаться постичь Кришну. В этом сходятся все ведические писания.
Найам дехо деха-бхаджам нрлоке каштан каман архате вид-бхуджам йе (Бхаг., 5.5.1): «Человеку не пристало день и ночь трудиться ради чувственных удовольствий, подобно собакам и свиньям. Человеку жизнь дана для подвижничества». Тапо дивйам путрака йена саттвам шуддхйет. Мы должны стараться очистить нашу жизнь: такова миссия человека. Почему мы должны стремиться к очищению? Брахма-саукхйам тв анантам – потому, что тогда мы осознаем природу духа и обретем бесконечное, безграничное блаженство и счастье. Истинное блаженство, истинное счастье:
раманте йогино ‘нанте
сатйананда-чид-атмани
ити рама-паденасау
парам брахмабхидхийате
«Йоги находят в Абсолютной Истине безграничную трансцендентную радость, поэтому Высшая Абсолютная Истина, Личность Бога, известна также под именем Рама»
(Падма-пурана).
Все великие святые Индии с огромным рвением стремились к высотам этой духовной науки. В былые времена за духовным знанием люди ездили в Индию. Там побывал даже Иисус Христос. Но мы, современные люди, не спешим воспользоваться этим уникальным даром. Наши священные книги предназначены отнюдь не только для индийцев, индусов или брахманов. Нет, они предназначены для всех, потому что Кришна провозглашает: ахам биджа-прадах пита – «Я отец всех живых существ». Вот почему Он так хочет, чтобы мы жили мирно и счастливо. Точно так же, как любой отец хочет, чтобы его сын жил в счастье и благоденствии, Кришна хочет, чтобы каждый из нас жил в счастье и благоденствии. И чтобы помочь нам встать на путь, ведущий к счастью, Он время от времени нисходит в этот мир. Это и есть цель Его пришествия.
Автор: Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада
Источник: книга «Путешествие вглубь себя»