Для правильного развития ума необходимо воспитывать волю и вырабатывать характер. А для этого нужны контроль над органами чувств, то есть приверженность правильным впечатлениям, и контроль над эмоциями, то есть умение отделять свои эмоциональные реакции от того, что мы воспринимаем на самом деле. Вспомогательные методы развития ума – развитие художественных способностей, творческого воображения и оккультных сил, а также йогическая практика.
К сожалению, современные технологии и средства массовой информации только потакают нашим внешним чувствам, но не учат их контролировать. Контроль над чувствами не входит в современную систему образования. Стоит ли удивляться, что наш ум все чаще и чаще выходит из равновесия? Наша жизнь – от рефлекторных импульсов тела до целенаправленных проявлений ума – состоит из разнообразных действий, порождаемых волей. Истинная сила воли измеряется не способностью получать желаемое, а способностью преодолевать желание. Желание – не результат свободного выбора. Оно навязано нам внешним миром. Это своего рода гипноз. Когда мы предаемся объектам чувственного восприятия, они производят впечатление на ум, заставляя нас желать их и внушая нам, что наше счастье зависит от них. Желание – это воля, окрашенная воображением. Оно стремится к внешним объектам, а значит, на самом деле не принадлежит нам.
Читайте. Внешний ум: 5 органов чувств, 5 органов действия, мысль и эмоции
Истинная сила воли – это способность действовать в соответствии со словами и выражать в действии свои глубинные устремления. На санскрите она называется «самкальпашакти» – «сила воли» или «намерение». Для ее развития необходимо ставить перед собой духовные цели, например, научиться обуздывать свой гнев, и достигать их, каких бы усилий не потребовало. Без истинной силы воли, дарующей энергию, невозможно достичь ни душевного покоя, ни творческих свершений, ни духовного знания. Развивать силу воли помогают различные методы укрепления самодисциплины, такие как сознательный контроль над сенсорными или моторными органами. Дисциплинировать функции физического тела можно при помощи голодания или физических упражнений. Аналогичным образом, дисциплина ума развивается путем воздержания от ложных впечатлений и с помощью таких упражнений, как повторение мантр или практика сосредоточения.
Характер – это способность контролировать внешний ум и не идти на поводу у внешних влияний. Наши чувства постоянно подталкивают нас к действиям, захлестывая нас непрерывным потоком стимулов. Но если мы будем действовать по указке чувств, то потеряем себя и попадем во власть внешнего мира. Мы утратим постоянство характера и будем только отражать мимолетные впечатления. Для развития характера необходима честность, то есть способность следовать велениям своей совести, а не сиюминутным импульсам чувств. А для этого необходим консоль над умом, то есть независимость от наслаждения, боли и чувственных желаний, таких, как стремление к пище или сексу.
Ум подобен объективу, который может быть и широко раскрытым, и суженным. Когда ум открыт широко, он замечает множество объектов в целом, но не замечает частностей. Узко направленный ум детально воспринимает отдельные предметы, но упускает из виду целое. Ум может обратиться внутрь, но для этого внимание не должно находиться в поле чувств. Мы можем приучить свой ум расширяться и сужаться произвольно, что позволит нам как сосредоточиваться на любом конкретном объекте чувственного восприятия, так и отгораживаться от всех объектов. При нетренированном внимании ум следует потребностям внешних чувств. Мы находимся во власти внешних импульсов, теряем свое истинное «я» и попадаем под контроль других людей.
К сожалению, современная культура учит нас не контролировать свой ум, а, напротив, устремлять внимание на всевозможные стимулы и развлечения. Недостаток контроля над умом и внешними чувствами ведет к тому, что наша энергия устремляется наружу и рассеивается, а это влечет за собой физические и психические болезни. Подобающая забота об уме и правильное его использование – необходимые условия здоровья.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»