Рождение Йога-нидры | Тантрические истоки | Мои эксперименты | Секрет внушаемости ума | Гипнойогическое состояние
«Йога-нидра – божественное расслабление.
Обычно люди не расстаются со своими стрессами и проблемами даже во сне. Это – просто нидра. Но есть Йога-нидра, сон, свободный от бремени.
Когда сущность души отделяется от модификаций ума, когда бодрствование, сновидения и сон без сновидений устраняются с лица души, ее сияющий свет проникает в самосознание, пропитывая его высшим блаженством Йога-нидры. Нидра, или сон – всего лишь отдых и подобие расслабления для ума и чувств.
Йога-нидра – высшее расслабление и высшее блаженство, подлинное освобождение души из мрака заточения. Тантра определяет Йога-нидру, как врата в самадхи».
Свами Сатьянанда Сарасвати
Йога-нидра, восходящая к Тантре, является мощной техникой сознательного расслабления, которое не имеет ничего общего с погружением в сон. Такое расслабление нельзя сравнить и с так называемым «отдыхом», когда мы удобно располагаемся в кресле, вооружившись чашкой кофе, напитком, сигарой и газетой перед телевизором. Это скорее чувственное развлечение, чем релаксация (или расслабление), так как Йога-нидра – это осознанный сон, особый систематический метод полного физического, умственного и эмоционального расслабления. Термин «Йога-нидра» состоит из двух слов: «йога» – союз, единство (или однонаправленное сознание) и «нидра» – сон. Внешне, со стороны, может показаться, что человек, практикующий Йога-нидру, просто погружается в сон, в то время как в действительности его сознание продолжает функционировать, проникая в подсознание. Вот почему Йога-нидру часто называют психическим сном, глубокой релаксацией с внутренним осознанием, когда на грани сна и бодрствования происходит спонтанный контакт со сферой подсознательного и бессознательного. Йога-нидра приводит к состоянию релаксации благодаря отвлечению сознания от внешних впечатлений и погружения его в сокровенные недра психики. Если сознание отделить как от внешнего восприятия, так и от сна, оно наполняется силой, которую можно использовать в различных целях: укрепление памяти, накопление знаний, повышение творческих способностей, преобразование всей личности. В Раджа-йоге Патанджали упоминается состояние, называемое пратьяхарой, когда разрывается связь между воспринимающим умом и чувственными каналами. Йога-нидра олицетворяет такую пратьяхару, которая приводит к высшим состояниям концентрации сознания и к самадхи.
Рождение Йога-нидры
Когда я еще жил в Ришикеше с моим гуру Свами Шиванандой, мне было поручено по ночам охранять ашрам. Я должен был бодрствовать всю ночь, пока не придет учитель, но обычно к трем часам я засыпал, а к шести просыпался, а тем временем ученики пробуждались к четырем часам, принимали омовение и начинали распевать мантры, которых я не мог слышать, так как крепко спал. Однажды в ашраме было большое торжество, на которое пригласили учеников из санскритской школы, чтобы они пропели свои мантры. И вдруг во время их пения я почувствовал, что эти мантры мне знакомы: чем больше я слушал, тем больше убеждался в том, что я их знаю! Но – откуда? Где я мог слышать эти знакомые вибрации?.. И я обратился за помощью к учителю, который мне разъяснил, что эти мантры воспринимало и усваивало мое тонкое тело в то время, когда я крепко спал. Это меня буквально ошеломило, так как я знал, что знания усваиваются лишь в состоянии бодрствования посредством внешнего восприятия. Так родилась Йога-нидра, новые открытия и новый опыт. Впоследствии я убедился в том, что сон вовсе не является абсолютно бессознательным состоянием, – скорее, это состояние потенциальной осознанности, которая постоянно дремлет в каждом из нас и готова отреагировать на внешнюю ситуацию. Это означает, что при помощи особой тренировки можно плодотворно использовать это состояние.
Тантрические истоки
После своего неожиданного открытия я стал пристально изучать тантрические тексты, надеясь извлечь практическую пользу для нашего времени. Я перепробовал много важных и малоизвестных практик, но после долгих поисков все же решил сконструировать новую систему, которую назвал Йога-нидрой, квинтэссенцией всех этих практик или наукой, не отягощенной сложными ритуалами. Характерная черта Йога-нидры – постоянная ротация (вращение) сознания в теле согласно тантрической практике ньяса, то есть фиксация сознания в определенной точке. Ньяса практикуется в сидячей позе, требует использование специальных мантр, которые перемещают и ощущают в различных частях тела. Вначале называется часть тела, затем она визуализируется и к ней прикасаются рукой и наконец, туда перемещается мантра. Ньяса обычно использовалась в тантрических ритуальных практиках для освящения физического тела и проникновения в него при помощи внушения высшего божественного сознания. Так, например, Ангуштади-шаданга-ньяса использовалась для перемещения мантр по руке в такой последовательности:
- Большой палец – храмангуштабхьям намаха
- Указательный – хрим тарджьянибхьям сваха
- Средний – хрум мадхьямабхьям вашат
- Безымянный – храйм анамикабхьям вашат
- Мизинец – храум каништхабхьям вашат
- Ладонь и тыльная часть руки – храх караталаприштабхьям пхат.
Точно так же определенные мантры перемещались по различным частям тела и в Хридайи-шаданга-ньясе.
Ныне Йога-нидра обрела современный облик и может использоваться даже теми, кто еще не знаком с санскритскими мантрами и ритуалами, и тем не менее способен понять традиционную ньясу независимо от того, к какой культуре он принадлежит, какая у него раса, язык или вера. Эту практику я назвал «йогическим сном», но впоследствии переименовал в Йога-нидру, ибо Йога-нидра является Йога-нидрой, как бы ее ни называть.
Мои эксперименты
Прежде, чем Йога-нидра нашла свое место под солнцем, мне пришлось испытать ее на себе, эльзасском доге, на моих учениках и добровольцах. Суть моих экспериментов заключалась в том, что я произносил вслух различную информацию, пока мои «клиенты» спали. Особенно мне запомнился эксперимент с одним маленьким мальчиком, который пришел в мой ашрам и заявил, что он хочет стать саньясином. Я пытался убедить его, что ему сначала надо окончить школу, но он упорно настаивал на своем… О, это было весьма непослушное и избалованное существо. Он то и дело портил и разбивал что-нибудь, беспокоил окружающих, провоцировал конфликты. Он так накалил атмосферу в ашраме, что я решил испытать на нем Йога-нидру.
Дождавшись пока он уснет, я в течение трех минут читал над ним пятнадцатую главу Бхагавад-гиты, а после его пробуждения вновь прочитывал те же места, предлагая ему мысленно повторить их. Через неделю он уже мог декламировать всю главу. Так как мой опыт удался, я решил работать и с другими текстами, вовлекая его в изучение Шримад-Бхагаватам, Упанишад, Библии, Корана, английского, хинди и санскрита. Сейчас этому юноше уже 21 год и я направил его в США, так как он говорит на 11 языках, пишет и читает по-английски лучше меня, хотя никогда не посещал школы. Всему этому он научился в тот двухлетний период, когда информация усваивалась посредством Йога-нидры, о которой он даже и не подозревал.
Еще один пример. Однажды я проводил сеанс Йога-нидры с тридцатью практикантами, из которых по крайней мере 10 уснули и громко храпели. Выбрав удобный момент, я мысленно всем приказал: «Когда я скажу: ХАРИ ОМ ТАТ CAT – вы должны проснуться». Этот приказ я опять же мысленно повторил дважды. Когда сеанс Йога-нидры заканчивался, я про себя произнес: ХАРИ ОМ ТАТ CAT – и все внезапно проснулись! Вот тут-то и кроется самое главное: даже во время глубокого сна наша сущность бодрствует и сознает. Таким образом, так называемый глубокий сон вовсе не является сном по существу. Быть может, это состояние является наиболее подходящим для изучения и усвоения вследствие его бдительной природы и потенциальной осознанности. Именно для этого и предназначена Йога-нидра.
Секрет внушаемости ума
Как развить в себе внушаемость, если ум почти постоянно активен, что-то анализирует, принимает или отвергает, если он обусловлен природой наших чувств и способностью логически мыслить? Даже во сне он не оставляет нас в покое своим мифотворчеством. Как же обуздать этого дикого мустанга? И возможно ли это? Да, возможно при помощи Йога-нидры. Эта практика способна сбалансировать беспокойный ум. Но каким образом? Посредством психофизической релаксации. Это состояние нельзя назвать ни бодрствованием, ни глубоким сном, – скорее всего, это некое сумеречное промежуточное состояние между ними, когда все наше существо освобождается от всякой напряженности и становится проницаемым даже для таких тонких энергий, как энергия мысли. Здесь включается уже иная система, система нашего подсознания, которое не способно анализировать, сопоставлять или отвергать. Все, что входит в эту сферу, любое впечатление, прорастает и дает плоды, расширяя возможности нашего существа. Вот почему нет нужды беспокоиться, если вы заснули в Йога-нидре: и хотя это для вас полезно, постарайтесь все-таки не засыпать, ибо сон – это уже не Йога-нидра.
Предположим, что вы включили магнитофон и легли спать. Магнитофон предлагает вам информацию, но вы уже спите и не слышите ее. После вашего пробуждения включите опять магнитофон и внимательно прослушайте прежнюю запись, которую вы не слышали. Сейчас вы перебрасываете мостик между сознанием и подсознанием. Именно этот метод широко используется для изучения языков. Так можно изучить все. Если вы желаете избавиться от определенных привычек, посейте в почву подсознания семена иных желаний и тогда они взойдут над почвой сознания. Эта наука йогической самотрансформации особенно актуальна в наше время, ибо семена, посеянные сегодня, дадут завтра обильные всходы.
Гипнойогическое состояние
Как уже говорилось выше, сознание, погруженное в Йога-нидру, покоится между сном и бодрствованием. Современная психология определяет это состояние как гипнойогическое, то есть предшествующее засыпанию. Я же называю это состояние гипнайогическим, а если проще – Йога-нидрой, когда ум становится исключительно восприимчивым и к изучению языков, и к усвоению различной информации, и к устранению вредных привычек, и, наконец, к реконструкции характера в целом. Совершенно очевидно, что Йога-нидру можно и нужно использовать для расширения и совершенствования наших возможностей, как это успешно делают с незапамятных времен великие йоги и свами, достигшие сверхчеловеческих способностей. Йога-нидра извлекает интуицию из недр подсознания, подлинного источника художественного, поэтического и научного вдохновения. Благодаря этому источнику лауреат Нобелевской премии Нильс Бор открыл знаменитую планетарную структуру атома, Альберт Эйнштейн – теорию относительности, а Кекул – молекулярную структуру бензина. Интуитивные подсказки Йога-нидры могут помочь каждому найти в себе самом ответы на все вопросы. Кто в себе обнаружил подлинную и цельную природу, тот может жить полнокровной и осмысленной жизнью в любом окружении. Это и есть так называемое «открытие третьего глаза», которое овладевает сознанием человека независимо от того, насколько человек был обусловлен запретами, комплексами и предрассудками. С этих пор нет больше расщепленного сознания, а есть цельная человеческая личность, пропитанная божественным сознанием.
«Кто понимает, где ему искать свою подлинную природу, тот проникнет умиротворенным взором к корню сознания, которое представляет единое целое с мирозданием во всем его многообразии. Такое однонаправленное сознание нельзя назвать ни сном, ни бодрствованием. Оно пропитано собственной сущностью, которая есть сама Абсолютная Реальность. Здесь нет заблуждений».
Трипура Рахасья
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Йога Нидра»