Гуру Гобинд Сингх (родился 22 декабря 1666 в Патне, Индия – умер 7 октября 1708 в Нандете, Индия) – это 10-й по счету и последний сикхский гуру. Гобинд Сингх был воином, поэтом и предводителем народа. 5 января общины сикхов в Индии празднуют его День рождение.
Биография
Гобинд Сингх был сыном 9-го Гуру Тегх Бахадура. Он стал гуру в возрасте 9-ти лет, с 1675 по 1708 год. Гуру Гобинд превосходно владел военным мастерством (владел луком, был отличным стрелком), писал удивительные стихи и еще с юных лет разговаривал на многих языках: персидский, санскрит, брадж бхашский, арабский и пенджабский. Он по памяти воссоздал «Ади Грантх» сикхов. Ортодоксальному сикху Гобинда предписывал следовать 5-ти отличиям:
Сикху полагалось носить тюрбан.
Мученическая смерть его отца, 9-го Гуру Тегха Бахадура, очень повлияла на Гобинда Сингха. Он заявил о создании нации, которая не будет загнана тиранами и будет бороться с угнетателями во всех жизненных сферах, дабы достигнуть справедливости, мира и равенства всех людей. Гуру Гобинд выступал в 14 битвах против моголов и во многих вышел победителем. Одно из таких сражений было в 1686 году, когда Гобинд Сингх имел всего лишь 2000 простых людей против могольской армии, насчитывающей около 20 тысяч профессиональных и хорошо вооруженных воинов. В этой битве моголы были разгромлены.
13 апреля 1699 года Гобинд Сингх создал братство халсы день Байсакхи в Анандпуре. Это братство имело милитаризированную структуру и принятие в нее новых членов, регламентировалось строгими правилами. Это привело к созданию Сикхизма – третьей религии Индии.
17 октября 1708 года Гуру Гобинд скончался. Умирая, он завещал своему народу читать Грантх Сахиб.
По официальной версией он родился 11 ноября 1666 года в северной части Индии, в Патне. Такие разногласия в дате празднования Дня рождения сикхкого лидера обусловлены особенностями календарных систем. В зависимости от календарного исчисления, он празднуется по-разному. Например, по календарной системе Бикрами, празднование припадает на январь, декабрь или ноябрь. Бывает, что рождение Гуру Гобинды Сингха может отмечаться 2 раза в год. Тропический солнечный календарь Нанакшаши установил 5 января, как День рождения Гуру Гобинда Сингха.
Этот день отличается особой торжественностью: на улицах проходят процессии, в сикхских храмах читают особые молитвы – гурудварах.
Философия теории справедливой войны
Гобинд Сингх был философом. Ему принадлежит теория справедливой войны, которую он изложил в 5-ти строгих условиях ее основания.
1. К войне, как к методу отстаивания интересов, нужно прибегать только когда все другие средства оказались не эффективными. В адресованном императору Аурангзебу «Зафарнаме», он сообщал: «Когда у меня не осталось выбора, я стал на стезю войны и заложил стрелу в свой лук. Когда другие благие намерения оказываются безуспешными, есть право вынуть меч».
2. Война должна быть беспристрастной, без жажды реванша. Показательно, что Гобинд Сингх не желал мести убийцам своего отца и сыновей. Также он относился спокойно к Исламу и могольской религии. Гуру Гобинд Сингх говорил: «На поле боя я не различал сикхов или мусульман. Слыша крик боли, я видел своего Гуру, и этому своему Гуру давал воду».
3. Война во имя правды должна вестись без жажды обогащения и прочих выгод. Гобинд Сингх, будучи лидером в многочисленных войнах, не занимался грабежом богатств и чужих земель.
4. Войну могут начать только те люди, которым присущи идеалы, а не наемные воины. Но только если эти люди соблюдают законы чести и этики.
5. «Крестоносец» оснащен оружием и должен биться без боязни, не думая о своих бедах и о последствиях, не сомневаясь в победе. Гобинд Сингх говорил: «Я научу воробья охотиться за коршуном, а одного человека сражаться с целым легионом».
Соблюдая эти 5 условий в священной войне (Дхарма Юдх), воин может идти сражаться с одним убеждением – что выше смерти за правое дело нет ничего. Гуру Гобинде действительно удалось сотворить такую армию солдатов-святых, которые были связаны законами рахматнамы, которые предписывали не пить, не курить, не трогать женщин, принадлежащих противникам. Гуру считал себя смертным и не выделял себя из числа членов Халсы.