10 методик для преодоления посттравматического стресса в духовных общинах

Встав на путь духовности и присоединившись к духовному обществу или организации, человек может столкнуться с большими разочарованиями, которые позже приведут к серьезному посттравматическому стрессу. Поэтому мы хотели бы подробнее поговорить об этом. Многие люди страдают от того, что сталкиваются в религиозных обществах с оскорблениями и эксплуатацией, и в таких случаях проблема становится более сложной, поскольку в этой ситуации человеку гораздо сложнее принять прибежище в религиозной организации. Такого рода негативный опыт человек может также получить, занимаясь определенными видами религиозной практики. Поэтому нам хотелось бы предложить вам ряд путей, позволяющих восстановить веру в подобных ситуациях.

Хуже всего, когда человек боится как раз того, что может помочь ему. Сначала мы приведем 2 примера из мирской жизни, а затем – 2 из религиозной, чтобы вы могли лучше понять, каким образом развивается посттравматический стресс.

В нашем первом сценарии Джим является капитаном команды пловцов и должен постоянно находиться в бассейне; однако из-за случая, происшедшего с ним в воде несколько лет назад, у него возникла водобоязнь, и когда он близко подходит к большому объему воды, он испытывает сильный страх. Другой пример – доктор Голдман, хирург, каждый день делающий операции. Однако из-за оскорбления, совершенного его руководителем, всякий раз, входя в операционную, он испытывал посттравматический стресс и был вынужден оставить свою работу.

2 других сценария относятся к религиозным общинам. Во время посещения монастыря к Мэри пристала пожилая монахиня и стала всячески досаждать ей. В результате всякий раз, когда она видела монахиню старше сорока лет, она испытывала посттравматический стресс. И последний пример. Ученик, проходивший обучение в европейском ашраме под руководством гуру, считавшегося очень могущественным, узнал, что гуру нарушает религиозные заповеди. Это породило сильное смятение в душе ученика, поскольку он имел сильную веру в гуру и безоговорочно принимал его своим наставником. Узнав о падении гуру, он на какое-то время погрузился в депрессию. И хотя позднее ему удалось справиться с этим чувством подавленности, он так и не смог полностью избавиться от посттравматического стресса. Всякий раз, когда он входил в храм или соприкасался с определенными аспектами духовной культуры, он вспоминал об этом гуру.

Сейчас мы рассмотрели некоторые из путей развития посттравматического стресса, а теперь хотим предложить ряд методов, помогающих преодолеть эти трудности. Нам хотелось бы особенно подробно остановиться на тех случаях, когда сильный страх и беспокойство возникли из-за негативного опыта, связанного с духовными обществами и организациями. Конечно, трудности испытывает каждый, кто страдает от оскорблений или эксплуатации; еще хуже приходится тем, чья жизнь или профессиональная деятельность пострадали в результате чьей-то жестокости. Но хуже всего, когда человек теряет веру в духовный путь, и у него появляется страх перед духовной практикой или страх перед духовным общением – то есть тем самым, что прямо ведет к самореализации. Вот ряд методик, которые могут помочь людям, столкнувшимся с подобными проблемами.

1. Тщательно изучайте философию, чтобы понять, не содержит ли она в себе изъянов. Если вы оказались в обществе, в котором вас оскорбляют, нужно разобраться, что такое истинная религия и истинная община. Следует перестать общаться с теми, кто наносит ущерб вашему сознанию.

2. Проводите различия между философией и отклонениями. Бывает, что, несмотря на правильную философию и теологию, атмосфера становится непродуктивной и даже ведущей к деградации. В таких случаях нужно постараться отделить негативные социальные тенденции от философии и теологии.

3. Вспоминайте позитивный опыт. Даже находясь в здоровом обществе, человек может подвергаться грубости или эксплуатации со стороны определенных деградировавших людей. Чтобы избежать ненужных беспокойств, нужно вспоминать о многочисленных позитивных переживаниях, имевших место в прошлом.

4. Развивайте способность прощать. Способность прощать всегда очень важна, поскольку она дает возможность жить настоящим и для будущего, не позволяя прошлому постоянно преследовать нас.

5. Практикуйте сознательное изменение обусловленности. Человек способен накапливать позитивный опыт в условиях, отличающихся меньшей напряженностью. Другими словами, если, занимаясь религиозной практикой в определенном месте, мы страдаем от посттравматического стресса, связанного с неприятными событиями, произошедшими в этом месте, некоторое время можно делать это в другом месте, где нет неприятных ассоциаций.

6. Визуализируйте ситуацию. Люди способны восстанавливать в памяти трудные ситуации, однако в данном случае речь идет том, чтобы увидеть себя действующим без всякого стресса или неприязни.

7. Посещайте проблемные места с теми, кого любите. Наши ближние даруют нам наибольшее утешение. Если вы можете несколько раз прийти в проблемное место с тем, кого любите, это уменьшит или со временем полностью устранит проблему.

8. Более внимательно изучайте жизнь святых. Читая о том, как истинные святые встречали испытания, мы можем очень многому научиться.

9. Молитесь Богу и просите Его помощи. Мы должны всегда просить Господа дать нам разум и верное видение проблемы.

10. Знайте, что Бог не хочет, чтобы вы жили в страхе. Страх мешает нам постигать и воспринимать любовь, которую посылает Господь.

Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 4: Победа над врагами ума»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии