Как обрести высшее блаженство?

Все призывают: «Наслаждайтесь сексом». Но сколько бы вы ни наслаждались сексом, вы не получите удовлетворения. Можете быть в этом уверены. Пока вы не достигнете уровня духовного блаженства, вы никогда не будете удовлетворены. Читая и объясняя строфы бенгальской песни, написанной несколько столетий назад великим духовным учителем, проповедовавшим философию сознания Кришны, Шрила Прабхупада указывает, что есть наслаждение более высокое, чем сексуальное, и советует нам, каким образом его обрести.

Нароттама дас Тхакур, который написал эту песню, был знаменитым ачарьей (духовным учителем), и все его песни почитаются наравне с Ведами. В этой песне он изображает себя обычным человеком, таким же, как любой из нас. Взывая к Хари, Господу Кришне, он сетует: хари хари бипхале джанама гонаину«О мой Господь, жизнь моя прошла впустую, ибо я не поклонялся Тебе».

Люди даже не подозревают, что впустую проживают свою жизнь. Они думают: «У меня роскошная квартира, шикарный автомобиль, красивая жена, солидный доход и высокое положение в обществе». Все эти материальные блага заставляют нас забыть, что цель нашей жизни – поклоняться Кришне.

В одном стихе из «Шримад-Бхагаватам» (5.5.8) описываются удовольствия материальной жизни:

пумсах стрийа митхуни-бхавам этам
тайор митхо хрдайа-грантхим ахух
ато грха-кшетра-сутапта-виттаир
джанасйа мохо ‘йам ахам мамети

Основой всех материальных соблазнов является секс: пумсах стрийа митхуни-бхавам этам. Мужчину неудержимо влечет к женщине, а женщину – к мужчине. После того как они вступают в связь, между ними возникает сильная привязанность: тайор митхо хрдайа-грантхим ахух. «Хрдайа» означает «сердце», а «грантхим» – «прочный узел». Итак, после того как мужчина и женщина вступили в половые отношения, тугой узел в сердце окончательно затягивается. «Не могу тебя покинуть,- говорит он.- Люблю тебя всем сердцем, жизнь моя». И она говорит: «Не могу покинуть тебя. Люблю тебя больше жизни!».

Все это длится несколько дней. А затем – развод.

Но начинается все с секса. Секс – это основа всех материальных привязанностей. Секс обставлен у нас множеством общественных условностей. Брак – это общественная условность, которая облекает секс в благопристойные одежды, не более того. Иногда говорят, что брак – это узаконенная проституция. Но для поддержания общественных приличий люди вынуждены придерживаться некоторых моральных принципов, несколько ограничивать удовлетворение чувственных потребностей. Поэтому цивилизованные люди признают, что есть разница между половыми отношениями в браке и половыми отношениями вне брака, которые ничем не отличаются от совокупления животных.

Во всяком случае, когда двое людей так или иначе соединяются, им тут же требуется хороший дом (грха) и своя земля (кшетра). Затем идут дети (сута). После того как вы обзавелись женой и домом, у вас возникает желание иметь детей, ибо без детей семейная жизнь не доставляет радости. Путра хинам грхам шунйам: «Дом без детей подобен пустыне». Дети – истинная радость, даруемая семейной жизнью. Наконец, существует еще круг родственников, или общество (апта). И все это требует денег (виттаих). Итак, нужны деньги.

Вот так человек запутывается в сетях материального мира и попадает во власть иллюзии. Почему это иллюзия? Неужели такие важные вещи, как жена, дети, деньги – иллюзия? Сейчас вы считаете, что у вас все в порядке, и все в домашней жизни вас удовлетворяет: квартира, жена, дети, общественное и служебное положение,- однако, когда вашему телу придет конец, вы лишитесь всего этого. Вы будете вынуждены оставить все и перейти на новую ступень существования. И вы не знаете, какой будет эта ступень. Ваше следующее тело может быть телом человека, кошки, собаки или полубога и т.д. Вы этого не знаете. Но каким бы ни было новое тело, как только вы покинете свое нынешнее тело, вы забудете обо всем. Вы не сможете вспомнить ни кем были вы, ни кто была ваша жена, ни какой был у вас дом, никакая сумма лежала на вашем банковском счету – ничего. Всему придет конец.

Все исчезнет подобно тому, как лопаются пузырьки пены в океане. Бесконечное движение волн в океане порождает миллионы и миллиарды пузырьков, которые тут же лопаются, прекращают свое существование.

Такова и материальная жизнь. Живое существо проходит через многие формы жизни, переселяется с планеты на планету, пока не обретет человеческое тело. Человеческая жизнь дает нам возможность понять, как мы переселяемся из одного места в другое, из одного тела в другое и попусту теряем время, не понимая, каково наше изначальное положение и почему мы страдаем.

Все это необходимо понять, пока мы пребываем в человеческом теле. Но, вместо того чтобы попытаться выяснить, каково наше истинное положение, мы посвящаем все свое время сексу, жене, дому, собственности, детям, обществу, деньгам и положению (митхуни-бхавамигрха-кшетра-сутапта-виттаих). Мы в плену у всего этого и губим свою жизнь.

И Нароттама дас Тхакур от нашего имени скорбит: «О Господь, я погубил свою жизнь». Почему? Манушйа-джанама паийа радха-кршна на бхаджийа: «Человеческая жизнь дается для того, чтобы мы могли постичь Радху и Кришну (Господа и Его энергию) и поклонялись Им. Но вместо того, чтобы искать Радху и Кришну, я гублю свою жизнь в погоне за чувственными наслаждениями».

Далее он продолжает сокрушаться: голокера према-дхана хари-нама-санкиртана рати на джанмило кене тай. «Ну почему у меня нет желания петь мантру Харе Кришна?» Пение мантры Харе Кришна – это трансцендентная вибрация; эти звуки не принадлежат материальному миру. Они исходят прямо из трансцендентной обители Кришны. Именно оттуда к нам дошли трансцендентные звуки мантры Харе Кришна. Эти звуки подобны сиянию солнца. Вы не можете достичь солнца – оно далеко, очень далеко от вас,- однако вы понимаете, что солнечный свет исходит от солнца. Тут не может быть никаких сомнений. Так и звуки мантры Харе Кришна доносятся с Голоки, планеты Кришны (голокера према-дхана). И это пение приносит с собой любовь к Кришне (према-дхана означает «сокровище любви к Кришне»).

Нароттама дас Тхакур сокрушается: хари-нама-санкиртана рати на джанмило кене тай«Почему же у меня нет желания петь мантру Харе Кришна?». Для чего нужно петь эту мантру? Это объясняется в следующей строке: самсара-бишанале диба-ниши хийа джале джураите. «Пение мантры Харе Кришна – единственное средство против яда чувственных удовольствий, жгущего сердце». «Хийа» означает «сердце». Наше сердце всегда что-нибудь жжет. Почему? Потому что оно влечет нас к удовлетворению чувств. Как бы я ни старался удовлетворить свои чувства, они требуют все больше и больше. Люди пробуют удовлетворить потребности своих чувств столькими способами и, кажется, дошли в этом до последней точки: изобрели стриптиз и как называется эта короткая юбка?

Ученик. Мини-юбка.
Шрила Прабхупада. Да, мини-юбка. (Смеется.) Секс – основа основ материального мира, поэтому все призывают: «Наслаждайтесь сексом, наслаждайтесь сексом». Но сколько бы вы ни наслаждались сексом, вы не получите удовлетворения. Можете быть в этом уверены, ибо удовлетворение чувств – не тот путь, который ведет к истинному блаженству. Вы вечная душа, и, пока вы не достигнете уровня духовного блаженства, вы никогда не будете удовлетворены, какие бы чувственные удовольствия вы ни испытывали. Вы будете искать новых и новых удовольствий, но удовлетворения так и не найдете.

Поэтому Нароттама дас Тхакур говорит, что мы страдаем в самсара-бишанале. Самсара означает наши материальные потребности в еде, сне, совокуплении и самозащите. Все это подобно жгучему яду. Затем он говорит: «Этот яд сжигает мое сердце, но я даже и не искал то, что может облегчить мои муки – мантру Харе Кришна. У меня нет желания петь эту мантру, стало быть, я погубил свою жизнь».

Затем он говорит: враджендра-нандана джеи шачи-сута хоило сеи. Пение Харе Кришна принес Сам Господь Кришна, Враджендра-нандана, в образе Господа Чайтаньи, Шачи-суты. Кришна выступал в роли сына Махараджи Нанды, царя Вриндавана, поэтому Его называют Враджендра-нанданой. А Господь Чайтанья выступал в роли сына Шачи, поэтому Его называют Шачи-сутой. Верховному Господу очень нравится, когда Его называют именем, связанным с именем Его преданного или Его энергии (Его преданные также составляют Его энергию). У Него нет отца, ибо Он Сам отец каждого, но когда Он нисходит на землю, то избирает какого-нибудь Своего преданного Своим отцом. Когда чистый преданный хочет, чтобы Кришна стал его сыном, тот принимает его как Своего отца.

Нароттама дас Тхакур говорит, что Враджендра-нандана (Кришна) сейчас явился под именем Шачи-суты (Господа Чайтаньи), а Баларама (брат Кришны) стал Нитаем. И какова же цель Их явления в этом мире? Дина-хина-джата чхило хари-наме уддхарило: спасать все несчастные, греховные обусловленные души, вовлекая их в пение мантры Харе Кришна. В эту эпоху, Кали-югу, не найти ни одного благочестивого человека, не говоря уж о святом. Все погрязли в грехах. Но, дав людям мантру Харе Кришна, Господь Чайтанья спас всех их, даже тех, кто пал очень низко. «Пойте же Харе Кришна,- сказал Он,- и вы будете спасены».

Каково же подтверждение того, что Господь Чайтанья спас даже самых закоренелых грешников? Тара сакши джагаи мадхаи. Джагай и Мадхай были братьями, погрязшими во всевозможных грехах. Родились они в уважаемой брахманской семье, но, общаясь с дурными людьми, превратились в грешников. Такое случается и в наше время: люди, населяющие страны Запада, происходят от арийских родов, самых достойных родов, но, общаясь с дурными людьми, они опустились на самое дно. Они занимаются недозволенным сексом, принимают одурманивающие средства, едят мясо и играют в азартные игры. Таким образом, Джагай и Мадхай весьма напоминали наших современников, и Господь Чайтанья спас их, просто научив петь мантру Харе Кришна.

Нет сомнения, что мантра Харе Кришна спасет все падшие души. Это не просто слова. Любой, кто поет эту мантру, каким бы ни было его прошлое, очистится и станет святым. Он станет чистым человеком и разовьет в себе сознание Кришны.

Повторяя мантру Харе Кришна, мы очистим свое сердце, которое сейчас горит, как в огне. Тогда мы поймем: «Я вечный слуга Верховного Господа, Кришны». Обычно, чтобы достичь этого, нужно прожить много, много жизней. Это подтверждает Кришна в «Бхагавад-гите» (7.19).

«Бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате»

«Прожив множество жизней, истинно мудрый человек предается Мне».

Почему? Васудевах сарвам ити: «Потому что он убеждается, что Васудева, Кришна, есть все». Но такая великая душа встречается очень редко (са махатма су-дурлабхах).

Однако Господь Чайтанья показал, как можно стать такой великой душой, не прилагая чрезмерных усилий. Что для этого надо сделать? Просто петь Харе Кришна. Поэтому в конце своей песни Нароттама дас Тхакур говорит: ха ха прабху нанда-сута вршабхану-сута-джута коруна карохо эи-баро. «О мой Господь Кришна, Ты сейчас предстал передо мной вместе со Своей внутренней энергией, энергией наслаждения – Радхарани. Будь же милосерден ко мне. Не пренебрегай мной, закоренелым грешником. Вся моя минувшая жизнь – беспросветная тьма, и все же не пренебрегай мной. Пожалуйста, прими меня. Не гони меня прочь. Я душа, предавшаяся Тебе».

Итак, мы все должны идти по стопам Нароттамы даса Тхакура. Чтобы очиститься, нам нужно повторять мантру Харе Кришна. А как только наше сердце очистится, у нас не останется никаких сомнений в том, что Кришна – Верховный Господь, а мы – Его вечные слуги. Мы забыли об этом. Да, мы служим, но не Господу, а своим чувствам. Мы так и не стали повелителями. Мы не повелители своих чувств, а их слуги. Таково наше нынешнее положение.

Так почему бы не стать слугой Верховного Господа, вместо того чтобы оставаться слугой своих чувств? На самом деле можно стать господином своих чувств, только став слугой Кришны. Иной возможности нет. У вас есть выбор: или быть годасой, или госвами. Того, кто является слугой своих чувств, называют годасой, а господина своих чувств – госвами. Он управляет своими чувствами. Когда его язык жаждет отведать пищи, не предложенной Кришне, такой человек думает: «О язык, тебе нельзя прикасаться к этой еде. Это не кришна-прасад». Вот так можно стать госвами, повелителем чувств.

Если человек не позволяет своим чувствам действовать ради собственного удовлетворения и направляет всю свою деятельность на служение Кришне, это и есть преданное служение. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате: преданное служение – это использование своих чувств для удовлетворения повелителя чувств. Верховный повелитель чувств – это Кришна. Сейчас мы используем свои чувства для служения самим себе. Это называется майей, иллюзией. Но, когда те же самые чувства мы займем служением Кришне, мы достигнем совершенства. Мы не прекращаем деятельность своих чувств, но очищаем их в процессе служения Господу. Это и есть сознание Кришны.

Ученик. Шрила Прабхупада, почему Господа Иисуса называют Сыном Божьим? Если Кришна обычно чей-то сын, каким образом Иисус.
Шрила Прабхупада. Вовсе не «обычно». Кришна – высший отец, но иногда, побуждаемый любовью, Он становится сыном Своего преданного. В Своем изначальном состоянии Кришна не сын, а отец (ахам биджа-прадах пита). Но иногда Он по Своей воле становится чьим-то сыном, чтобы Самому почувствовать отцовскую или материнскую любовь Своих преданных.

Когда чистый преданный молится: «Дорогой Господь, я хочу, чтобы Ты стал моим сыном»,- Кришна отзывается на его молитву. Так Его родителями стали Васудева и Деваки. В предыдущей жизни они предавались суровому подвижничеству. Они были женаты, но между ними не было интимных отношений. Они были полны решимости остаться бездетными, если только Господь не согласится стать их сыном. Поэтому они многие тысячи лет предавались суровому подвижничеству. Тогда Господь, представ перед ними, спросил:
– Чего вы хотите?
– Мы хотим такого сына, как Ты.
– Другого такого же сына, как Я, нет. Я Сам стану вашим сыном.

И вот Кришна, Господь, отец всех живых существ, по собственному желанию становится сыном Своего преданного. Но во всех других случаях Он играет роль верховного отца.

Ученик. Шрила Прабхупада, я прочел в «Шримад-Бхагаватам», что тот, кто стал освобожденной душой, обретает полную свободу, такую же, как у Кришны, или даже большую. Не могли бы вы это объяснить?
Шрила Прабхупада. Да, возьмем, к примеру, Васудеву. Он более велик, чем Кришна. Или мать Яшода. Вы видели картину, изображающую, как Яшода связывает Кришну веревкой?

Ученик. Кришна там в образе маленького ребенка?
Шрила Прабхупада. Да, Верховный Господь, Личность Бога, внушает всем страх, но Сам боится матери Яшоды. «Прошу тебя, мамочка, не связывай меня,- молит Он.- Я буду послушным!»

Так мать Яшода оказалась выше Бога, Кришны. Философы-майявади (имперсоналисты) хотят стать равными Богу, слиться с Ним, но наша философия позволяет стать даже выше Кришны. Зачем быть равным Кришне, если можно стать более великим, чем Он? И в самом деле, Кришна делает Своих преданных более великими, чем Он Сам. Другой пример – Арджуна. Кришна согласился стать его колесничим. Именно Он был истинным героем битвы на Курукшетре, но Он уступил лавры Своему преданному: «Арджуна! Ты будешь почитаться героем сражения, а Я буду твоим колесничим».

Кришна подобен отцу, который хочет, чтобы сын превзошел его. Если отец – кандидат наук, он хочет, чтобы сын получил степень доктора. Тогда отец будет доволен. Он не потерпит, чтобы его превзошел кто-то чужой, но радуется, видя, что сын пошел дальше его. И точно так же Кришна, Верховный Господь, хочет, чтобы Его преданный превзошел Его. Это доставляет Ему радость.

Автор: Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада
Источник: книга «Путешествие вглубь себя»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии