1. Божественный Разум правит мирами. С ним отождествляется закон, и пребывающий в самом себе, вечный, всенаправляющий закон, которому подчиняются все живые существа и неодушевленные предметы.
2. Подобно тому как человек, под своей материальной, непрестанно обновляющейся оболочкой, сохраняет свою духовную тождественность, это неразрушимое «я», это сознание, в коем он узнает себя и собой обладает, так и Вселенная, под своими изменчивыми обликами, владеет собой и отражает себя в некой живой целостности, которая есть ее «Я». «Я» Вселенной это и есть Бог, высшая целостность, к Коей стремятся и сводятся и в Коей гармонизуются все отношения, необъятный, безмерный, могучий очаг света и совершенства, из которого излучаются и распространяются на все космические человечества справедливость, мудрость, любовь!
3. Все развивается во Вселенной и стремится к высшему состоянию. Все преобразуется и совершенствуется. Поначалу смутная, неясная, нерешительная, жизнь поднимается из недр бездн, одушевляя бесчисленное множество все более совершенных форм, и наконец расцветает в полную силу в человеке, в каковом она обретает сознание, разум, волю и составляет душу, или дух.
4. Душа бессмертна. Венец и плод слияния низших сил природы, она содержит в зародыше все высшие способности; ей суждено развить их своими трудами и усилиями, перевоплощаясь в материальных мирах, и, со ступени на ступень следующих друг за другом отдельных жизней, подняться по необозримо высокой лестнице своей жизни к совершенству.
5. У души несколько оболочек, самая низшая из них – это земное тело, орудие борьбы и испытаний, которая распадается после смерти; другие, менее грубые оболочки, природа которых полуматериальная, также лишь временны и душа, через какое-то время после смерти физического тела, равно сбрасывает их с себя. И лишь одна оболочка ее – флюидическое тело (перисприт) – постоянна. Флюидическое тело неотъемлемо от души и развивается и очищается вместе с нею.
6. Земная жизнь есть своего рода школа, некий способ воспитания и совершенствования трудом, учебой, страданием. Счастье и несчастье не вечны. Награда или кара заключается в увеличении или уменьшении наших способностей, в расширении или сужении нашего кругозора, что является следствием того, насколько хорошо или плохо мы пользовались свободой своей воли и тех стремлении и склонностей, которые мы в себе развили. Свободная и ответственная, душа носит и себе закон своих судеб: в настоящем она пожинает плоды прошлого и сеет радости или страдания грядущего. Наша настоящая жизнь есть наследие наших предшествовавших жизней и создание тех, которые за ней последуют. Дух просвещается, возрастает в умственной и нравственной силе соразмерно исполненной работе и побуждению, возникающему у него к свершению добра и исканию истины.
7. Цель появления каждого человека на этой земле – не страдание или наслаждение, но работа над собой, нравстввенное самосовершенствование. Страдание и наслаждение – лишь средства, помогающие ему этой цели достигнуть. Только проявив в себе совершенное, человек может вступить в высшее бытие, то есть в огненный мир, или Царство Божие. Таков именно смысл слов Христа: «Царство Божие внутри вас!»
8. Полная общность мыслей и интересов связывает всех духов, одинаковых по своему происхождению и целям и разных лишь по своему временному положению: одни из них пребывают в свободном состоянии в пространстве, другие же вновь покрыты тленной оболочкой; но они поочередно переходят из одного состояния в другое, поскольку смерть есть лишь пора отдыха между двумя земными существованиями. Происшедшие от Бога, их общего Отца, все духи суть братья-сестры и составляют одну великую космическую семью. Вечная общность и сопричастность, а также постоянное общение связывают мертвых с живыми.
9. В пространстве духи различаются по рангам в зависимости от плотности их флюидического тела, которая строго соответствует степени их продвинутое и очищения. Положение, занимаемое ими, определяется известными законами; в области морали эти законы играют ту же роль, что в мире физики отведена закону тяготения. Справедливость там царит так же, как здесь равновесие. Духи виновные и дурные окружены плотной флюидической оболочкой: она увлекает их к низшим мирам, в которых они должны воплотиться, чтобы освободиться там от своих несовершенств. Добродетельная же душа, одетая в тончайшее эфирное тело, участвует в ощущениях духовной жизни и возносится к счастливым мирам, в коих материя имеет меньше власти и где царят гармония и высшее блаженство. Душа, в своей высшей и совершенной жизни, сотрудничает с Богом, совместно с Ним работает над сотвореньем миров, руководит их развитием, бдит над прогрессом космических человечеств, над исполнением вечных законов.
10. Благо, добро есть высший закон Вселенной и цель эволюции всех существ. Зло не имеет собственно бытия, оно есть лишь эффект контраста, свойство оттенения; это состояние неполноценности, несовершенства, переходная ступень, на которую становятся все существа в своем восхождении к лучшему состоянию.
11. Поскольку воспитание души является самоцелью жизни, то необходимо хотя бы в нескольких словах изложить ее заветы:
В этом тайна грядущего счастья и в этом наш долг!
Автор: Йог Раманантата
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»