Основные моменты
Положение объекта для внешней тратаки
Техника выполнения
Устойчивость взгляда
Продолжительность внутренней и внешней тратаки
Продолжительность и время проведения занятий
Предостережение
Благотворное действие
Положение объекта для внешней тратаки
Это важно для получения от практики максимальной пользы. Если объект находится слишком далеко, то на нем труднее удерживать внимание ума; кроме того, гораздо меньше вероятность того, что он оставит четкий и поглощающий внимание послеобраз во время внутренней тратаки. Если объект расположен слишком низко, вы будете склонны, сидя наклоняться вперед; это не способствует устойчивости позы, а также вызывает неудобство и боль в спине. Если объект находится слишком высоко, то напрягается шея. На собственном опыте мы убедились, что лучше всего, если объект находится в той же горизонтальной плоскости, что и глаза, и на расстоянии вытянутой руки от них.
Разумеется, вы можете подобрать положение объекта по своему вкусу; мы предлагаем не более чем совет, хотя мы убедились, что он подходит для большинства людей. Некоторые предпочитают, чтобы объект находился на уровне глаз, но гораздо ближе к ним. Можно привести много доводов в пользу такого выбора, особенно, если объект небольшой. Вы должны сами поэкспериментировать.
Нечего и говорить, что вышесказанное не применимо ко многим объектам, вроде солнца, луны, кончика носа, точки между бровями и т.п., положение которых нельзя изменить, потому что природа его уже зафиксировала. Тем не менее, эти общие рекомендации применимы к широкому спектру объектов, от свечи до символа АУМ.
Если у вас какой‑либо дефект зрения, вам следует постараться расположить объект так, чтобы его образ не двоился и не расплывался по краям. Вы должны быть способны видеть четкие очертания объекта. Лучше всего не надевать очков – только в случае необходимости. Например, если вы близоруки и делаете тратаку на луну, то будете видеть только желтое пятно. В этих обстоятельствах очки будут необходимы. Однако, практика тратаки без очков поможет вам уменьшить свою зависимость от них, хотя для этого потребуются время и усилия.
Техника выполнения
Метод делится на 2 части:
- внешняя тратака на свече
- внутренняя тратака на послеобразе
Те, кто хочет, могут делать только внешнюю тратаку, тогда как остальные могут выполнять обе части, одну после другой. Выбор за вами.
Зажгите свечу и поставьте ее на маленькую скамейку или на стол так, чтобы пламя находилось на уровне глаз, когда вы сидите на полу. Сядьте на пол и устройтесь таким образом, чтобы свеча находилась на расстоянии вытянутой руки от ваших глаз и прямо перед вами. Выберите такое положение, чтобы вам было удобно сидеть с выпрямленной спиной. Закройте глаза и расслабьте все тело.
Выполняйте кайя стхаирьям. Пусть все ваше тело станет подобно статуе. Примите твердое решение, что вы не будете шевелиться в течение всего занятия; если вы пошевелитесь, ваше осознание сразу же отвлечется от практики. Подготовка очень важна, поэтому полностью сосредоточьтесь на своем теле; постарайтесь не думать ни о чем другом.
Выполняйте кайя стхаирьям в течение нескольких минут. Когда будете готовы, откройте глаза. Пристально смотрите на пламя, направляя свое внимание в особенности на кончик фитиля. Не смотрите ни на что другое, только на пламя и фитиль. Старайтесь не моргать и не двигать глазными яблоками. Не перенапрягайте глаза. Если необходимо моргнуть – моргните. По мере практики вы обнаружите, что способны пристально смотреть, не мигая, в течение длительного времени. Важно как можно больше расслаблять глаза; если они напряжены, постарайтесь их расслабить. Именно напряжение глаз заставляет их мигать.
Многие люди слишком стараются не моргать, отчего возникает напряжение и становится более трудно контролировать это мигающее движение. Не старайтесь чрезмерно, и вы заметите, что глаза автоматически перестают мигать. Удерживайте свое осознание на пламени свечи и фитиле. Сосредоточивайте свое осознание таким образом, чтобы перестать осознавать свое тело.
Если ваш ум блуждает, мягко возвращайте его к выполняемой практике. Первоначально продолжайте такое пристальное рассматривание в течение 2-3 минут. Затем закройте глаза.
Каждый когда‑нибудь смотрел на солнце, а затем, закрыв глаза, видел четкий образ, который свет оставил на сетчатке глаз. Аналогичным образом, постарайтесь увидеть послеобраз пламени свечи перед своими закрытыми глазами. Если вы не видите послеобраз, не огорчайтесь; для этого необходима практика. Тем временем просто попытайтесь зрительно представить себе пламя. Обычно образ смещается вверх или вниз; постарайтесь сделать его устойчивым. Постарайтесь полностью осознавать только послеобраз. Если возникают какие‑нибудь мысленные видения, посторонние мысли или другие переживания, просто оставайтесь свидетелем. Никак не реагируйте на них; просто позволяйте им появляться и следите за ними без всякого интереса. Действуйте таким образом до тех пор, пока послеобраз остается четким.
Когда образ начнет исчезать, откройте глаза и вновь смотрите на пламя свечи и фитиль. Сосредоточивайте свое осознание на внешнем пламени и ни на чем ином. Продолжайте это рассматривание в течение 203 минут, снова, по возможности, не моргая глазами. Затем вновь закройте глаза и рассматривайте внутренний образ до тех пор, пока он остается четким и различимым. Продолжайте поочередно повторять внутреннюю тратаку и внешнюю тратаку, пока позволяет время. Затем, перед тем как закончить практику, закройте глаза и рассматривайте темное пространство перед своими закрытыми глазами. Наблюдайте за любыми действиям, которые могут там происходить, стараясь оставаться лишь свидетелем без какой‑либо заинтересованности. Осознавайте все мысли, которые возникают. Занимайтесь этим в течение нескольких минут. Затем откройте глаза и задуйте свечу.
Устойчивость взгляда
Как мы уже отмечали, очень важно стараться не моргать и не двигать глазами при выполнении внешней тратаки. Это необходимо для создания отчетливого послеобраза для внутренней тратаки. Без устойчивого немигающего взгляда очень трудно получить четкий послеобраз и именно поэтому начинающим зачастую не удается его увидеть.
На самом деле, абсолютно неподвижное положение открытых глаз невозможно. Помимо макроскопических движений, происходящих по нашей воле, глаза постоянно совершают непрерывные непроизвольные («саккадные») микроскопические движения. Если остановить их, глаз перестает видеть, поскольку в сетчатке истощается запас светочувствительных молекул; кстати, именно с этим связано образование «истинного» послеобраза, который, как правило, окрашен в дополнительные цвета (закрыв глаза, вы видите цветной «негатив» объекта, который рассматривали). Во внутренней тратаке, по-видимому, используется не истинный, а внутренний послеобраз, который не зависит от физиологии глаза и формируется в мозгу. При чередовании внешней и внутренней тратаки этот послеобраз, судя по всему, хранится в кратковременной (оперативной) памяти, а при чисто внутренней тратаке – извлекается из долговременной памяти. В обоих случаях неудачи могут быть связаны как с недостаточно устойчивым взглядом, так и с чрезмерным старанием – при внешней тратаке глаза просто перестают видеть внешний объект и вы при открытых низах видите внутренние образы, в результате чего внимание рассеивается, а при внутренней тратаке вы не можете увидеть внутренний образ из‑за того, что стараетесь держать глаза неподвижно в горизонтальной плоскости, тогда как большинству людей легче увидеть образ, посмотрев вверх (вправо или влево, в зависимости от того, хотите ли вы извлечь его из оперативной или долговременной памяти.
Кроме того, устойчивость взгляда прямо соотносится с устойчивостью и сосредоточением ума. Они неразрывно связаны. Великих мудрецов со спокойным, умиротворенным умом часто можно отличить по их проницательным глазам, которые как будто почти не мигают. Поэтому, добиваясь устойчивости взгляда в тратаке, вы автоматически уравновешиваете и сосредоточиваете ум.
Часто людям говорят, что моргать нельзя ни при каких обстоятельствах, даже если они испытывают неудобство, их глаза наполняются слезами и т.д. Мы не согласны с таким подходом, поскольку он лишь создает напряжение, отчего становится еще труднее без усилий сохранять устойчивое положение глаз. Мы уже указывали, что хотя цель состоит в том, чтобы глаза оставались неподвижными, если вы испытываете необходимость подвигать ими вследствие дискомфорта, сделайте это. Поначалу новичкам может показаться, что это очень трудная практика, и они будут способны пристально смотреть лишь несколько секунд, прежде чем почувствуют необходимость моргнуть. Не волнуйтесь, по мере тренировки у вас постепенно разовьется способность пристально смотреть без малейшего движения глаз в течение длительных промежутков времени.
То же самое относится и к внутренней тратаке на послеобразе. Поначалу изображение будет перемешаться вследствие движения глазных яблок при закрытых глазах. В ходе дальнейшей практики вы научитесь удерживать глаза в неподвижном состоянии и сохранять устойчивый образ. Помните, что секрет успеха при освоении тратаки заключается в максимальном расслаблении глаз.
Продолжительность внутренней и внешней тратаки
Продолжайте смотреть на пламя до тех пор, пока вы можете делать это не моргая. Начинающим следует ориентироваться примерно на 2 или 3 минуты. По мере приобретения опыта увеличивайте это время до 5-10 минут за 1 раз.
Внутреннее рассматривание можно выполнять до тех пор, пока вы способны ясно видеть послеобраз. Начинающим, которые не способны видеть образ, следует стараться создать или различить образ в течение примерно минуты, а затем открывать глаза. Те, кто продвинулся в практике, могут обнаружить, что они способны видеть образ почти неопределенно долго. В этом случае выполняйте внутреннюю тратаку в течение всего занятия или до тех пор, пока вы можете видеть образ. Цель состоит в том, чтобы увеличивать продолжительность внутренней тратаки и постепенно сокращать период, отводимый для внешней тратаки. Это обусловлено тем, что внутренняя тратака гораздо больше способствует медитации и осознанию глубинных слоев ума.
Продолжительность и время проведения занятий
Чтобы добиться заметных результатов от упражнения, старайтесь практиковаться по меньшей мере 15 минут ежедневно, а по возможности и больше. Можно заниматься в любое время, хотя идеально делать это рано утром или поздно вечером. Если возможно, занимайтесь и утром и вечером. Постройте свою программу так, чтобы в это время вас ничто не отвлекало.
Предостережение
В уме каждого человека есть скопившиеся комплексы и проблемы. Цель Йоги – очищать ум от этого ненужного мусора. В этом отношении тратака представляет собой превосходный метод, поскольку помогает вам осознать свои проблемы. Однако, ваши проблемы могут проявляться слишком быстро, вызывая нервные расстройства. Если вы заметите, что это происходит, прекратите занятия и обратитесь за советом к специалисту.
Благотворное действие
Тратака невероятно развивает способность к сосредоточению, что чрезвычайно полезно для повседневной жизни. Кроме того, сосредоточение умственной энергии в одной точке приводит к спокойствию ума, поскольку подавляет его тенденцию к постоянному блужданию. Тратака – прекрасный метод для обретения медитативного опыта и высвобождения некоторых скрытых потенциальных возможностей ума.
У многих из нас хорошей памяти препятствует взбудараженность ума, которая как будто затуманивает наш мысленный взор, когда нам нужно вспомнить какие‑либо события. Успокаивая ум, тратака способствует улучшению нашей памяти.
Тратаку рекомендуется регулярно практиковать всем, кто страдает от бессонницы, нервного напряжения и т.п. Кроме того, она может быть очень полезна людям с плохим зрением и слабыми глазными мышцами.
В Индии тратаку часто используют для обретения парапсихических способностей – телепатии, ясновидения и т.д. Мы не рекомендуем вам практиковать ее с подобной целью, независимо от того, верите ли вы в эти способности или нет, поскольку они отвлекают от пути к высшему осознанию и самопознанию.
Мы описали тратаку с использованием пламени свечи в качестве объекта осознания. Помните, что вы можете практиковать тратаку аналогичным образом, используя любой другой объект по собственному выбору.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. I»