Поликарп Смирнский (родился около 70 года – умер 23 февраля 156 года) – ученик апостола Иоанна Богослова, который поставил его во епископа Смирнского. Иероним называл его христианским «вождем всей Азии». Имел много учеников, особенно чтил память Поликарпа Ириней Лионский.
Поликарп ездил к Папе Аниките в Рим, где между ними возник спор о времени проведения Пасхи. Ириней писал: «Ибо Аникита не смог убедить Поликарпа прекратить празднование Пасхи в 14-й день нисана, благо таковые вещи всегда соблюдал и Иоанн ученик Господа, и прочие апостолы, с которыми Поликарп общался».
В детстве Поликарп остался сиротой, его усыновила вдова-христианка, которую звали Каллистой. После ее смерти он все раздал бедным и начал вести аскетическую жизнь. Он был любимым учеником Ионна Богослова. Поликарп был рукоположен первым епископом Смирны Вуколом в дьяконы, а затем и в епископы (около 110 года). Являлся ярым противником гностиков и учения Маркиона.
После того, как Римский престол перешел к Марку Аврелию (161-180 годы), начались жестокие гонения на христиан. Язычники потребовали предать суду «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии» Поликарпа. Когда воины пришли в селение недалеко от Смирны, где жил Поликарп, чтобы заключить его под стражу, святой встретил и велел накормить их, а сам стал молиться.
Поликарп был приговорен к сожжению на костре после того, как отказался отречься от веры. Это первая мученическая смерть, подробно описанная в христианских трудах (в «Окружном послании Смирнской церкви к другим церквам» и в «Церковной истории» Евсевия), и является первым свидетельством существования культа мучеников веры в Христианстве.
Поликарпа хотели прибить к столбу, но он сказал, что не сойдет с костра, и его связали только веревкой. Когда пламя окружило 86-летнего Поликарпа, оно сомкнулось над головой святого, не тронув его. Тогда толпа начала требовать, чтобы мученика пронзили мечом. Кровь из раны погасила костер, и только после этого святой испустил дух. Христиане собрали его останки, свято чтя его память.
Поликарп связывает апостолов (Иоанна) с основателями церкви (Ириней из Лиона). Из «апостольских мужей» могут сравниться с ним по значимости лишь Игнатий Богоносец и Климент Римский. Его ученик Ириней пишет: «Я еще мальчиком видел тебя в Нижней Азии у Поликарпа: ты блистал при дворе и старался отличиться. Я помню тогдашние события лучше недавних (узнанное в детстве срастается с душой). Я могу показать, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, могу рассказать о его уходах и приходах, особенностях его жизни, его внешнем виде, о беседах, какие он вел с народом, о том, как он говорил о своих встречах с Иоанном и с теми остальными, кто своими глазами видел Господа, о том, как припоминал он слова их, что он слышал от них о Господе, о чудесах Его и Его учении. Поликарп и возвещал то, что принял от видевших Слово жизни, это согласно с Писанием».
Из сочинений Поликарпа до нас дошло «Послание к Филиппийцам». В нем святой возражает Маркиону и другим гностикам, цитируя писания апостола Павла. Этот труд – один из первых текстов, где есть цитаты из посланий святых Петра и Иоанна, а также Евангелия от Луки и от Матфея.
Некоторые считают святого Поликарпа автором текстов Нового Завета, которые по стилю близки к «Посланию к Филиппийцам» – Первого и Второго послания к Тимофею и Послания к Титу.