День Жен-мироносиц – русский христианский женский день, отмечаемый на 15-й день (третье воскресенье) после Пасхи.
В этот день на некоторых территориях совершался обряд кумления. Обрядовая еда – «девичья» («бабья») яичница. Этот день также завершал молодежную обрядность Радоницкой недели.
Другие названия дня
В православном календаре
По православному календарю в третье воскресенье от Пасхи прославляется подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Иоанны, Марфы и Марии, Саломии, Сусанны и иных. Вместе с ними отдается дань памяти Иосифу Аримафейскому и тайному ученику Иисуса Христа Никодиму.
Весь день (в 2015 году это 26 апреля) и неделя после него — христианский женский праздник. В этот день восхваляют матерей, сестер, жен.
Традиции на Руси
Русские крестьяне называли этот день бабьим праздником, бабьей братчиной (Нижегородская губерния) или бабьей неделей (Кологривский уезд Костромской губернии). В этот день все женщины – именинницы.
Курское и смоленское названия: маргоски, маргошенье – довольно необычные. Их происхождение связывают с диалектным словом «маргосить», то есть умильничать, кокетничать.
«Жены Мироносицы – женский праздник. Это яичницу жарят и курей режут. Одни женщины, девушки, только не мужчины. Собирались, кто кого позовет».
Праздник с давних пор почитали на Руси. Все женщины, будь то именитая барыня, богатая жена купца или нищая дочь крестьянина — все они соблюдали целомудрие и святость христианского брака и жили в вере. Брак был великим Таинством. Быть единственной женой у единственного мужа считалось идеалом на православной Руси.
Особое внимание стоит уделить статусу вдовства. Церковь не запрещала повторные браки, но мало кто решался выйти замуж еще раз. Многие вдовы постригались в монахини, потеряв своего мужа. Женщина на Руси всегда олицетворяла верность, терпение, прощение и милосердие.
Святые жены-мироносицы – женщины, принимавшие Иисуса Христа у себя в домах из любви к нему. Именно они шли за ним до Голгофы. Все они видели крестные муки Спасителя, проследовали к Гробу Господню и помазали тело Христа миром по обычаю иудеев. Они самые первые узнали о том, что Христос воскрес. И первым человеком, к которому явился Иисус после своего воскрешения, была женщина – Мария Магдалина.
К лику святых принадлежат многие христианские жены: святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, Мария Египетская и многие другие.
Все женщины и в наше время – мироносицы. Они несут тепло и заботу в свои семьи, они рождают детей и во всем помогают своим мужьям.
Праздник было принято отмечать так. В воскресный праздничный день все женщины старались попасть в церковь за обедней. После окончания службы они заказывали общий молебен. Причем платили за него исключительно яйцами (обычай весенних традиций).
За день до гуляний женщины ходили по домам и собирали яйца и остальные продукты. А на следующий день, в сам праздник (ближе к вечеру), устраивали застолье. В основном праздник проходил без мужчин, но были и исключения.
Везде отмечали праздник по-разному, иногда даже в одной губернии. В Чухломском районе обычно исполнялись обрядовые песни-оклички, в которых женщин «окликали» – звали выйти на крыльцо и вынести яйцо.
В Рославльском уезде Смоленской губернии готовили одну яичницу на всех и пели песни. В другом уезде виновницы торжества уходили с яичницей в поле и ели ее там, приговаривая: «Дай, Боже, чтоб нам лен уродился куделен!» Такая традиция соблюдалась и в Беларуси.
В уездах Смоленском, Краснинском, Ельнинском празднество заходило в каждый дом, и во всех домах готовилась яичница.
Особое внимание нужно уделить поминальному мотиву праздника. Ежегодно, с понедельника Мироносицкой недели служится мирской сорокоуст по всем умершим прихожанам (приход села Сергачская Ачка).
В селе Аксеново Рыбновского района, в субботу перед днем Жен-мироносиц, женщины посещали кладбища и оставляли на могилах крашеные яйца.
Не случайно появились такие мотивы в празднике. Вероятно, произошло наложение одного праздника на другой более древний женский день, связанный с поклонением птицам.