Сороки, или Жаворонки, – праздничная дата в календаре православных верующих, которая приурочена к памяти Сорока мучеников Севатийских. По приданию, именно в этот день заканчивается зима и начинается весна, а день становится равен ночи.
Праздник отмечается 9 марта (22 марта по старому стилю). В этот день принято печь печенье, по форме напоминающее солнце или сорок (жаворонков).
Другие названия праздника
В церковном календаре
Праздник Сороки отмечается Русской православной церковью, как памятный день, который 40 мучеников, страдая, провели в озере Севастийском (около 320 года). Поминают священномучеников Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, преподобномучеников Иоасафа, Наталию и Александру (1938 год), Урпасиана (около 295 года), святого Кесария, брата Григория Богослова (около 369 года), праведного Тарасия.
В этот день принято молиться иконе Божией Матери Албазинской (именуемой также «Слово плоть бысть», 1666 год) о защите и покровительстве православных святых мест, благодаря Господа за все то хорошее, что он дарует. Этой иконе молятся также во время беременности и родов.
Обряды дня
Название праздника «Сороки» происходит из древней легенды о 40 мучениках, которых православная церковь вспоминает в этот день. Но само торжество не имеет с ними ничего общего.
В праздник Сороки люди считали, что зима сменяется весной и с юга прилетают 40 разных птиц, первые – жаворонки. 9-й день марта именуется «кулик». Именно в этот день ждут появления «путящих» жаворонков, которые прилетают с теплых стран. Это не значит, что до марта не прилетают другие птицы. Прилетают, но очень часто замерзают.
На праздники Сороки старое поколение хозяек готовит вкуснейшие лепешки и кулики. В Беларуси и Украине до сих пор существует поверье, что прилетевшие в этот день птицы зимовали в Вырие, а теперь находятся в поисках гнездования на весну и лето. На Гомельщине «выреями» называют первых прилетевших птиц.
В этот день вторые «Заклички» весны по А. Афанасьеву (первые – 1 марта, третьи – 25 марта по старому стилю).
Как утверждают народные верования, если под крышами домов есть гнезда ласточек, значит, все будет хорошо и удача поджидает семью. А если житель деревни впервые после долгой зимы увидит ласточку, то неизменно угостит ее кусочком хлеба, что должно способствовать хорошему урожаю на полях.
На Сороки и на пятой неделе Великого поста начинают печь выпечку, напоминающую по форме жаворонков, воробьев и куликов.
Из теста готовят не только формы птиц, но и места их гнездования с птичьими яйцами. Приготовленные куличи выставляются на открытый подоконник. Хозяйки в этот день пекут блины из пресного теста, не жаря их, а подсушивая – «преснушки». Для приготовления печенья используют только кислое тесто.
Съедобных «птиц» дарили детям, которые прикрепляли их к длинным палкам и бегали по улице, призывая весну:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
(Воронежская область)
Говорили еще: «Весна-красна, на чем пришла? – На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду».
Брали приготовленные куличи и катались по соломе, приговаривая: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать».
Дети залазили на забор или сарай, подбрасывали печенье и кричали: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!»
Специальные обрядовые песни назывались «веснянки»:
«Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка – запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житье-бытье про нездешнее!»
Приготовленные жаворонки и сороки не съедались полностью: голову отдавали скоту, либо хозяйке дома, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
В Воронежском регионе приготовленные куличи отдавали скотине, Богу, страннику, а также детям, повстречавшимся на дороге. В селе Петино, расположенном в Хохольском районе, 40 куличей отдавались первым встречным.
Молодые девушки использовали куличи для гаданий: бросали их через сарай, и в какую сторону упадет – там и ждет девушку жених.
Такие «птицы» использовались и для выбора главного сеяльщика в семье: в пирог клали монету, и попавшийся кусок с монетой определял будущего засевальщика.
В другом районе Воронежской губернии – Каширском – выпекали не только куличи, но и оладьи с пышками, в которые клали деньги на счастье.
В одной известной закличке, найденной в Волынской области (Украина) в 1965 году, упоминается имя одного из славянских языческих богов. В песне Дажьбог отправляет соловья на ответственное задание:
«Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,
Ой, что так рано с Вырия вышел?
Не сам вышел, Дажбог меня выслал
С правой рученьки, и ключик дал:
С правой рученьки – лето отмыкать,
С левой рученьки – зиму замыкать…»
(перевод с украинского).
Хозяйки выпекают из ржаной или овсяной муки 40 шариков – «сороки святые – колобаны золотые». Каждый день выбрасывают по первому шарику в окно, приговаривая:
«Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!»
Люди верили, что холодный воздух отведает этих шариков и уйдет до следующего года, не мешая сельчанам на полевых работах.
В Украине 40 бубликов и галушек старались съесть в этот же день. А дети поутру выбегали босые во двор и кидали через кровлю 40 щепочек.
Праздник Сороки в Каргополье называется Тетерочным днем. В этот день пекут кружевное тесто, радуясь наступлению весны.
Этнограф Зинаида Радченко, очевидец праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах, вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает ее последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет. Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздается в лесу, пронесется по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?»
Во многих селах Беларуси под окнами домов прохожие спрашивали у хозяйки, где несутся куры. Хозяйка должна была ответить: «Дома».
В Сербии в этот день убирались в доме, вынося и сжигая мусор. Через костер необходимо было прыгнуть 3 раза всем домочадцам. Молодые люди собирались у костра, водили хороводы, прыгали через огонь и пели песни до самого утра. Потом набирали веточки вербы, возвращались домой и хлестали всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба».
В Помаревье Алексинацком, жители употребляли с самого утра цветок кизила. В день Сороки молодые, прожившие совместно меньше года («младенци»), принимали у себя гостей с куличами и оладьями из пшеничной муки с медом. Считалось, что калачи (оладьи) – символ слаженной жизни молодых. Женщины пекли 40 калачей, первые отдавали молодым, а остальные – детям.
Жители Карпат и Балканского полуострова считали, что в день Сороки пробуждаются змеи и насекомые. Болгары верили, что в этот день с юга прилетают белые аисты, а македонцы ждали ласточек.
В Софийском округе (Болгария) дети выходят за село с маленькими хлебцами, которые скатывают с возвышенности и приговаривают:
«Откатывайся, зима, прикатывайся, весна».