Владимирская икона Божией Матери (Вышгородская) – чудотворная икона Богородицы, считается реликвией Русской Церкви.
Оригинал
Жизненный путь
Владимирская икона Божией Матери, она же (икона Богородицы) считается чудотворной и согласно преданиям, написана святым евангелистом Лукою на древесине, которая служила основой стола, за которым восседали за трапезой Спаситель, праведный Иосиф Обручник и сама Богородица. Из этого следует, что икона была написана в Иерусалиме.
Божия Матерь, когда увидела этот образ, сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
После Иерусалима она попала в Константинополь, который тогда еще был христианским, примерно в V веке, при императоре Феодосии: «В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке… Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом» (Л. А. Успенский, «Богословие иконы Православной Церкви»).
Появление на Руси
В начале XII века, примерно в 1131 году, Владимирская икона Божией Матери была перевезена из Византии на Киевскую Русь в качестве подарка святому князю Мстиславу от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Недалеко от Киева, в женском монастыре города Вышгород и находилась она какое-то время.
В 1155 году святой Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого привез икону в город Владимир. Тогда произошел весьма интересный случай. Когда князь Андрей Боголюбский проезжал город Владимир, то его скакуны внезапно остановились и будто бы расхотели покидать город, противясь во все силы. Тогда князь приказал заменить лошадей, однако и новые скакуны также не хотели исполнять его волю. И тогда князь Андрей узрел в этом волю самой Владимирской иконы Божией Матери. Она словно сама изъявила желание не покидать Владимир через волю лошадей князя. Таким образом, икона осталась во Владимире еще на 2 года, за которые и был возведен большой Владимирский храм Успения Богородицы. Тогда же православные верующие и начали отмечать Успение Богородицы, которое согласно новому календарю, приходится на 8 сентября. Там, в Успенском соборе, она и обрела свое каноничное название – «Владимирская икона Божией Матери».
Переезд в Москву
В 1395 году, во времена тюркских нашествий под предводительством султана Тамерлана, при князе Василии Первом, чтимую икону переправили в Москву. Владельцы иконы были уверены в ее чудодействии и в том, что она сможет защитить стольный град от захватчиков. В том месте, где произошла встреча, она же «сретение», москвичи, владевшие иконой, основали Сретенский монастырь, который в свою очередь дал основу названия улицы Сретенки. В то же время войска кочевников под предводительством Тамерлана, без видимых на то причин, стали отступать от города Елец обратно, вглубь нынешней Российской Федерации. Захватчикам так и не удалось дойти до Москвы. Это знаменательное событие стало расцениваться как заступничество самой святой Богородицы.
Чудеса
В 1451 году произошло еще 2 чудесных события, память о которых несут собой века. Ногайский царевич Мазовши напал на Русь, но ему также не удалось одержать верх над витязями православными, ибо защищала их та самая Владимирская икона Божией Матери. Кочевые варвары сжигали целые города и брали в плен даже женщин и детей, но Пресвятая Богородица защитила их.
В 1480 году также случилась война. Тогда хан Большой Орды, именуемый Ахматом, напал на великого князя московского, Ивана Третьего. Силы были неравными: у бусурманина было очевидное превосходство над русичами, ведь к его войску также примкнуло Крымское ханство. Оба войска столкнулись лицом к лицу вблизи реки Угра. Это событие так в истории и запомнилось – «стояние на реке Угре». И вновь тогда завоевателям не удалось одержать верх над князем московским.
Памятуя об этих чудесах, Русская православная греко-католическая церковь стала отмечать следующие праздники:
Иконография
Согласно специалистам по иконописи, иконографически Владимирская икона Божией Матери представляет собой так называемую икону типа Елеуса, что означает «умиление». На ней изображен младенец, который припадает щекой к щеке своей матери. Своим изображением, икона отображает всю полноту чувств, которые питают друг к другу мать и ребенок. Святая Мария своим взором как-бы предвещает страдания сына и его святой путь на земле.
Графически у Владимирской иконы Божией Матери есть некоторые отличия от других икон типа Елеус: левая нога Младенца Иисуса согнута так, что у него видна пятка. Как правило, на других иконах такого не замечалось. Этот хотя и на первый взгляд незаметный факт, делает ее уникальной в своем роде, как религиозную реликвию, так и произведение искусства.
Оборот
Считается, что первоначально икона была 2-хсторонней: на обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей (начало XV века, вторая починка иконы). Эту версию подтверждают идентичные формы ковчега и лузги.
Датировка и сохранность
Икона была написана в XII веке, вероятно, в Константинополе. Изначально она была иного размера – 78×55 см, но впоследствии поля были нарощены.
Была записана минимум 4 раза:
«К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона».
Стиль
Икона также отдельно считается и памятником византийской живописи в период комниновского возрождения, когда искусство и торговля Византийской империи достигали небывалых высот. Это был пик ее расцвета.
Оклады
Вахрина В. И. и Щенникова Л. А. в «Православной энциклопедии» пишут: «В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи – около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад – по заказу митрополита Фотия в начале XV в.; в 1656-57 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)».
Списки
Часто с Владимирской иконы писались списки:
Влияние на другие иконографические типы
Владимирская икона Божией Матери также повлияла на дальнейшее развитие иконописи и послужила основой для совершенно иных иконографий, но вместе с тем с сохранением самой каноничной для этого искусства концепции иконографии. На ее основе были созданы Сретение Владимирской иконы, Древо государства российского, Игоревская икона божией Матери, Похвала Владимирской иконе Божией Матери и Сказание о Владимирской иконе.
Согласно древним православным традициям, перед Владимирской иконой Божией Матери совершаются множественные важнейшие для государства акты в Российской Федерации. Среди таких актов огромную роль играет присяга на верность Родине, которую дают военные, чиновники, а также другие, защищающие честь государства должностные лица. Традиционно перед военными и учебными походами, идут проповеди и молитвы перед этой иконой. Таким образом, не единожды Пресвятая Богородица, Заступница рода человеческого являла спасение и милость к земле Русской. Стоит также отметить, что духовные скрепы – очень важная деталь для современной Российской Федерации и тщательное хранение и должная память о таких памятниках духовности, как Владимирская икона Божией Матери должны держать русский народ вместе крепко-накрепко.