Петр Ратенский – митрополит Киевский и всея Руси, чудотворец.
Был канонизирован как святитель Русской Православной церковью и почитается в следующие дни:
Святитель Петр был самым первым митрополитом Киевским, которое имел постоянное местопребывание в Москве с 1325 года. Благодаря его исключительной деятельности, еще при жизни люди возводили его в ранг таких великих святителей, как Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. И даже после его кончины, он неоднократно упоминается в летописных письменах. Ведь ни одно государственное дело не могло обойтись без молитвы у гроба святого Петра.
Биография
Петр появился на свет во второй половине XIII века в Галицко-Волынской области. Его родители были очень набожные и богатые люди. Отца звали Феодор, а мать – Евпраксия. В житие святого значится такой факт – незадолго до рождения сына, во сне женщина держала на руках ягненка, у которого между рогов росло деревце. Это к Евпраксии явился Господь, который открыл благодатную предызбранность ее сына. Также в житие говорится, что маленький Петр имел нарушения речи и слабоумие, но в возрасте 7-ми лет ему было явление святого, сказавшего ему: «Открой, чадо, уста твои». Мальчик открыл, и старец дотронулся до языка, и маленький Петр ощутил, как горло наполнилось чем-то приятным и сладким, после чего речь его исправилась, и ум озарился светом. В 12 лет мальчика отправили на учебу в монастырь, где он ревностно выполнял монастырские послушания. Все это время Петр внимательно изучал Священное Писание и иконописание. Иконы, писанные Петром, даровались священнослужителям и прихожанам. Бывало, он продавал свои иконы, а вырученные деньги отдавал нищим. Его кисти принадлежит первая чудотворная икона – Петровская икона Божией Матери, или «Петровская». За свою работу и добрые дела игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.
Спустя несколько лет аскетических трудов иеромонах Петр получил благословение игумена и оставил свою обитель в поисках скрытого от посторонних взглядов места. Нашел он такое место на берегу реки Рата, между городом Львов и Бельз. Там Петр обосновал свою келью, стал жить в спокойствии и заниматься иконописью. По прошествии времен здесь на этом самом месте построили Новодворский монастырь. Для приходивших сюда иноков был построен храм во Имя Спаса, игуменом которого был Петр. Он отличался безгневным и смиренным характером, никогда не сердился на согрешивших, учил словом и своим примером. Добродетельный игумен-подвижник Петр стал известен далеко за пределами монастыря. Часто за советом к нему захаживал Юрий Львович – князь Голицинский, чтобы тот наставил его на путь истинный.
Однажды митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания, явился в обитель. Получая благословение от митрополита Максима, Петр в качестве подарка преподнесен ему образ Успения Пресвятой Богородицы. Митрополит Максим до последнего дня своей жизни молился перед этой иконой о спасении вверенной ему Богом Русской земли.
А когда в 1299 году митрополит Максим решил покинуть Киев и разместиться во Владимире на Клязьме, то великий князь Галицкий Юрий Львович остался этим крайне недоволен и принимает решение сделать митрополитом Петра. Петр плывет в Константинополь для посвящения. В этом же 1305 году умирает митрополит Максим. Тверской князь Михаил Ярославич высылает в Константинополь своего игумена Геронтия, чтобы ходатайствовать перед патриархом за его кандидатуру на роль митрополита всея Руси. Геронтий плыл в Константинополь водами Черного моря. Ночью разразилась буря и перед Геронтием предстала Божия Матерь, которая сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Так все и произошло, в 1308 года Петр был посвящен в митрополиты всея Руси патриархом Константинопольским Афанасием I и Синодом, вручив ему иерархические одеяния, икону и пастырский жезл, что привез Геронтий.
Петр вернулся на Русь в 1308 году и находился в Киеве пока в 1309 году война с татаро-монголами его не вынудила переехать во Владимир на Клязьме. Это было неспокойное время – велась борьба между Михаилом Тверским и Юрием Московским за великокняжеское достоинство. Святитель Петр занял сторону князя московского и за это против него было выдвинуто обвинение тверским епископом Андреем, который оклеветал митрополита во всяческих церковных грехах, в то числе и в симонии (продажа церковных должностей). Но созванный по этому делу в 1311 году собор в Переяславле, распознал в обвинениях епископа Андрея лож и клевету.
Ранние годы правления Русской митрополией оказались нелегкими. Они постоянно усугублялись междоусобными войнами, ведущимися между князьями, и постоянным гнетом со стороны татаро-монгол. Петру невольно приходилось часто переезжать, меняя место пребывания. В эти годы наиболее значимыми стали вопросы становления истинной веры на Русской земле. В ходе своих поездок Петр наставлял прихожан и церковь. Князей, что вели войны, призывал к миру.
Сам Петр, строгий и неумолимый, лишил Исмаила Сарского епиского сана за правонарушение против церкви, а также он предал анафеме Сеита, который не хотел раскаяться в богопротивном умствовании. Святитель Петр не обладал средствами для избавления народа от ига и все, что он мог – это обезопасить дома и храмы священнослужителей.
В 1313 году первым ханом, исповедующим Ислам, стал Узбек и митрополит Петр решается поехать в Орду. Отправляется он туда вместе с князем Михаилом Ярославичем. Петра приняли достойно, и он получил заверение от Орды своих прав, также были засвидетельствованы все привилегии по отношению к церкви. Хан Узбек передает Петру милостивую грамоту. К уже имевшимся льготам была добавлена совершенно новая: судить людей за поступки и правонарушения, относящиеся к церкви, и не только – будет митрополит.
Со смертью князей Михаила Тверского и Юрия Московского мирное время не наступило; князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Калитой Московским, святитель Петр принял сторону Калиты.
В 1325 году митрополичья кафедра переехала из Владимира в Москву и получила во владение целое поместье от великого князя. Этот шаг укрепил политическую позицию Москвы и установил ее в качестве духовной столицы фрагментированной Руси.
В 1326 году был заложен на месте прежнего деревянного храма белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы. Возведение здания такого масштаба и величия – событие колоссального значения: Москва заявила о признании себя наследницей древнего Киева и Владимира. Митрополит Петр сказал великому князю: «Если ты успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших».
Но единственное что успел Петр – собственноручно сделать себе гроб в алтаре, освятить же собор он так и не успел. Перед кончиной митрополит отдал свое имение на возведение этого собора, и заочно благословил князя. Скончался Петр во время вечерней молитвы. Встретил смерть он с протянутыми к небесам руками и с молитвой на губах.
Умер святитель Петр 21 декабря 1326 года. Останки чудотворца были захоронены в стене собора по левую руку от жертвенника в каменном гробу, который он сам себе приготовил.
Освящена была церковь Успения 4 августа 1327 года. К лику святых Петр был причислен вначале на соборе во Владимире в 1327 году, где были зачитаны чудеса святого Петра. А затем в 1339 году, по дозволению патриарха Иоанна, 14-й митрополит был повторно приписан в лик святых.
Великое множество чудес произошло еще при жизни, благодаря молитвам святого Петра, но даже после его смерти происходили тайные исцеления, что является доказательством глубочайшего смирения святителя.
Почитание святого
Уже в начале деятельности Первосвятителя Русской Церкви, еще в роли игумена, началось его почитание и весьма стремительно популяризировалось по всей Русской земле.
В 1339 при святителе Феогносте Киевском святитель Петр был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест как символ верности Московскому великому князю. Святитель Петр – особо чтимый покровитель Москвы и призывался в свидетели при составлении государственных договоров. В Великом Новгороде, при правлении Ивана III, было принято ставить на пост архиепископов новгородских исключительно у гроба святителя Петра чудотворца, несмотря на то, что имели право избирать себе владык у Святой Софии. Также при гробе избирались Московские Первосвятители.
1 июля 1472 года Успенской собор претерпел перестройку, в результате которой были обретены мощи святого. 24 августа 1479 года – произведено второе перенесение мощей, а празднование 1-го июля было отменено.
Доподлинно известно, что 4 августа жене Иоанна Грозного – царице Анастасии было явление Петра. Он запретил открывать свой гроб и установить празднование. Мощи Петра по сей день хранятся в Успенском Соборе.
Эти мощи нетленны. И тому есть трехкратное подтверждение:
Гимнография
Тропарь Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу:
Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися:
се бо Христос светильника в тебе показа,
яве сияюща в мире
и исцелевающа недуги и болезни наша.
Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:
святитель бо есть Вышняго,
сия соделоваяй.
Тропарь Перенесение мощей:
Наста днесь всечестный праздник
пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,
веселя изрядно твое стадо,
и верное отечество, и люди,
о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,
еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней
и спастися душам нашим.