Существует 4 пути развития болезни:
- Легкоизлечимые болезни.
- Острые заболевания без осложнений, сравнительно мягкие по своим причинам и симптомам;
- Вызываются одной из дош, не отягощенной сезоном, климатом, конституцией пациента или соответствующей тканью;
- Болезнь затрагивает только один канал и один путь (из трех), причем не затрагиваются жизненно важные части;
- Тело способно выдержать любой медикамент, и сочетание всех четырех факторов лечения врач, помощник, лекарство и пациент – оптимально.
- Трудноизлечимые болезни.
- Хронические недомогания или болезни, затрагивающие жизненно важные части тела;
- Заболевания во время беременности, в старости или в самом раннем возрасте;
- Болезни, вызываемые двумя дошами или развивающиеся в двух путях;
- Болезни, отягощенные сезонными условиями или конституцией больного;
- Болезни с осложнениями.
- Болезни, при которых возможно улучшение. Это болезни затяжного, хронического характера, часто требующие хирургического вмешательства, они затрагивают жизненно важные части тела, их симптомы противоречат друг другу, улучшение достижимо только в процессе лечения и сходит на нет с его окончанием. Лечение поддерживает пациента в том смысле, как колонны удерживают потолок от неминуемого падения.
- Неизлечимые болезни. Эти болезни затрагивают все 3 доши, все 3 пути, все органы чувств и двигательные органы. Сопровождаются чрезмерной слабостью и беспокойством, вызывают лихорадочное возбуждение и в конце концов кому. Лечение врожденных неизлечимых болезней преследует единственную цель – дать человеку возможность обрести более полноценное тело в следующем рождении.
Поскольку исход болезни не всегда ясен, Чарака в своем трактате отводит раздел из 12-ти глав вопросу о том, как выяснить, суждено ли больному умереть или нет. Этот раздел имеет название «Об органах чувств», и это вполне уместно, так как хороший врач должен напрячь все свои органы чувств, чтобы определить возможный исход болезни. Сюда включаются и плохие приметы, на которые падает внимание как пациента, так и врача, и сновидения, и предчувствия, и перемены в тени и ауре пациента, так как все это служит материалом для предсказания времени смерти.
В 12-й главе рассматриваются знамения, относящиеся к посыльному, который приводит врача к постели больного. Знамения как таковые не содержат в себе особой силы и никаких последствий сами по себе не влекут. Вместо этого они, подобно процветанию телесных тканей, биению пульса и дыханию в ноздрях, отражают единомоментность и взаимосвязанность происходящих событий, указывают на течение судьбы и говорят о том, «куда ветер дует». Например, если посыльный является в растрепанном виде или когда врач занят очистительными процедурами, то это свидетельствует о том, что жизненные силы и благополучие покидают человека, и болезнь скорее всего закончится летальным исходом. Но если посыльный хорошо одет и имеет вид преуспевающего человека, если он прибывает в благоприятный момент, то такое знамение считается хорошим, и лечение, по всей видимости, приведет к желаемому результату.
Кроме того, по пути к больному врач должен обращать внимание на приметы. К хорошим приметам относятся йогурт, рис, бык, царь, драгоценности, горшок с водой, белая лошадь, фрукты, маленькие дети на руках у взрослых, одно животное на привязи, вспаханная земля, горящий огонь, леденцы, белые цветы, сандаловая мазь, привлекательная на вид пища или напитки, повозка с людьми, корова с теленком, лошадь с жеребенком, женщина с ребенком, лебедь, синяя сойка, говорящий скворец, павлин и некоторые другие птицы, слоновьи бивни, свастика, ракушка, зеркало, зонтик и ведические песнопения.
Сновидения, подобно знамениям, символизируют приход и характер различных сил, которые бурлят вокруг врача и больного. Сновидения, в западном мире использовавшиеся для диагностики заболеваний задолго до Аристотеля, составляют важную часть диагностики индийской, так как в Индии широко распространено убеждение, что с плохими снами надо что-то делать. Плохие сны – это совершенно однозначный показатель того, что что-то пошло не так, что жизнь потекла не в то русло, однако обладая достаточной силой воли и прибегая к аскезе – к посту, молитвам, жертвенной раздаче пищи, – нависшую угрозу можно отвести, и тогда на смену плохим приметам придут хорошие.
Согласно Чараке, здоровье и счастье возвещают те сны, в которых снятся Солнце, Луна, боги, цари, живые друзья, брахманы (возможно, более поздняя вставка!), коровы, горящий огонь, места паломничества. Доброе здоровье обещают те сны, в которых снится победа над врагами, путешествие на северо-восток, вхождение во дворец или восхождение в гору, скачущий бык или слон. Сновидения с цветами, чистой одеждой, мясом, рыбой или фруктами, с укусами пиявок или пчел (медоносов и шершней), с укусами змей обещают отступление болезни больному и прирост благосостояния здоровому. Даже исполнение запрещенных действий, обмазывание грязью, плач, умирание и поедание сырого мяса во сне – все это считается признаком грядущего здоровья и благополучия. В качестве примера плохого сна можно привести скачку на большом черном буйволе в сумерках в направлении к югу.
Если болезнь не предвещает ничего хорошего, врач никоим образом не должен сообщать об этом больному до тех пор, пока не убедится, что такое известие будет должным образом воспринято больным и его семьей. Кроме того, всегда есть шанс, что больной каким-нибудь чудом выживет. Врачи не должны напрасно тратить медикаменты и семейные деньги на лечение умирающих. Врачи не должны есть и даже пить воду в доме умирающего, так как все окружение пропитано неблагополучием (точнее говоря, отрицанием мирского благополучия), то есть смертью. Ум и тело неизлечимого больного уже не могут или не хотят откликаться на исцеляющую энергию. Когда приходит время умирать, человек должен подготовиться к этому в тишине и спокойствии, с ясным умом, не возмущенным никакой внешней деятельностью, в том числе терапевтической.
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»