Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы (лат. Praesentatio S. Mariae in templo) – великий христианский праздник, который относится к числу двунадесятых праздников. Основанием к этому празднику послужило христианское сказание о том, что святой Иоаким и святая Анна привели свою дочь Марию (Пресвятую Богородицу) в Иерусалимский храм. Они исполняли обет посвятить своего ребенка служению Богу. Девочке было всего 3 года, когда родители оставили ее на постоянное жительство при храме, где она жила до тех пор, пока не обручилась с праведным Иосифом.

Приверженцы Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской православных церквей, а также Украинской грекокатолической церкви, старообрядцы и другие отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря по новому стилю). Римско-Католическая церковь отмечает этот праздник 21 ноября по новому стилю и он обладает рангом памяти; Коптская церковь празднует 29 ноября.

В настоящее время в честь праздника во всех православных храмах проходят торжественные богослужения.

Событие праздника

Что касается событий, которые явились основанием для праздника, то о них повествуют такие церковные сказания, как «Протоевангелие Иакова» (II век) и «Евангелие псевдо-Матфея» (IX век). Существует и более новый рассказ о событиях Введение во храм Пресвятой Богородицы – «Минология Василия II» (X век), который вкратце пересказывает содержание «Протоевангелия Иакова». В указанных источниках говорится, что перед зачатием Богородицы ее матери явился ангел, который сообщил о том, что ей предстоит родить ребенка. И тогда святая Анна дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

И как только их девочке исполнилось три года, родители решили выполнить свое обещание: «И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: “Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными светильниками, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своем храм Господнен”». Они собрали родственников и знакомых, одели Марию в лучшие одежды, и, сопровождаемые пением священных песен и зажженными свечами, привели ее в Иерусалимский храм.

Марию в Храме принял первосвященник (по мнению православного предания, им был Захария, отец Иоанна Предтечи) в окружении множества других священников. Родители оставили Марию на первой ступени лестницы, ведущей в храм, и она побежала вверх пятнадцать ступеней, ни разу не обернувшись и не позвав своих родителей. Все очень удивились, увидев это.

Предание гласит, что после этого первосвященник, по наставлению свыше, привел Богородицу в Святая святых, куда имел право входить только первосвященник и лишь раз в году с очистительной жертвенной кровью. Это также поразило всех присутствовавших в храме.

В «Евангелии Псевдо-Матфея» говорится, что Пречистая Дева воспитывалась в Иерусалимском храме под влиянием благочестивых дев. Она внимательно изучала Священное Писание, всегда молилась, занималась рукоделием «возрастала в любви к Богу». По рассказу Григория Никомидийского, Богородицу в храме посещали ангелы, и она общалась с ними: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?»

Земная жизнь Богородицы покрыта тайной. По мнению Иеронима Стридонского, то, как она проводила время юности, известно лишь самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступно ее охранявшему: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». Согласно «Евангелию Псевдо-Матфея», Мария с утра до трех часов дня молилась, потом до девяти часов занималась рукоделием, а потом снова молилась, пока ее не посещал ангел с пищей.

«Протоевангелие Иакова» сообщает, что в Храме Мария жила до двенадцати лет, а потом по установке ангела священник Захария организовал смотр женихов. На этом смотре по посоху, который чудесным образом расцвел, в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.

Богословское толкование

Максимально подробное богословское толкование праздника Введения во Храм представлено в Слове Григория Паламы «На Введение во храм Пресвятой Богородицы». Там священник повествует об истории праздника, дает свое собственное свое мнение о том, почему Мария была избрана Богом для роли матери Иисуса Христа. И в конце говорит о том, что причиной введения Марии в Святая святых Иерусалимского храма явилось то, что ее тело было настолько чище самих очищенных добродетелью духов, что оно смогло принять «само Ипостасное Слово Пребезначального Отца»: «…почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».

Установление празднования

Введение во храм Пресвятой Богородицы как двунадесятый праздник появился довольно поздно. Часть исследователей связывают его появление с возведением Юстинианом новой церкви Святой Богородицы в Иерусалиме в 543 году. Однако это только гипотеза, не имеющая подтверждения в документах.

Первыми документальными свидетельствами установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы явились некоторые месяцесловы VIII века, в которых он указан. Имеются также и две гомилии на этот праздник, которые приписаны патриарху Герману.

Православная церковь

Первоначально о празднике упоминали некоторые месяцесловы VIII века, однако то, что он был описан в них весьма кратко, говорит о том, что он отмечался без особой торжественности. Первые гомилии об этом празднике были отнесены к авторству патриарху Константинополя Герману (733 год), автор более поздних гомилий – патриарх Тарасий (806 год).

Более широко праздник распространился с IX века. Стихиры на литии этого времени написаны Георгием Никомидийским. Возникли и два канона праздника: Георгия Никомидийского и Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского. В то же время до XIV века Введение не относилось к числу двунадесятых. Об этом говорится в указаниях Феодора Продрома (XII век) и Никифора Каллиста (XIV век). В то же время, если верить студийским и иерусалимским Типиконам XI—XIV веков этот праздник отмечался практически так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. Однако в Типиконах XVII века существовали особенности службы Введения во храм Пресвятой Богородицы, которые свидетельствовали о том, что статус этого праздника немного уступает статусу других двунадесятых праздников.

Все христианские храмы, которые были освящены в честь этого праздника, называются Введенскими. Например, в Москве есть Введенское кладбище.

Католическая церковь

На Западе этот праздник получил известность с IX века в Сицилии, жителями которой было множество православных греков. В XI веке норманны завезли этот праздник в Англию, когда захватили остров. Однако популярным в Европе Введение во храм Пресвятой Богородицы стало лишь во второй половине XIV века. В 1340 году папа Григорий XI позволил совершение службы Введения во храм Пресвятой Богородицы (только в качестве вотивной) как ответ на обращение канцлера иерусалимского короля Филиппа де Мезьера ввести этот праздник в католической церкви по примеру греков.

Во Франции праздник распространился в XV веке благодаря тому, что король Карл V в XIV веке распорядился совершать службу Введения во храм Пресвятой Богородицы в своей придворной часовне в Париже. В основном календаре Римско-католической церкви праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы появился благодаря папе Сиксту V в 1585 году.

Иконография

В центре композиции введения Богородицы во храм расположена фигура Марии, которую изображают гораздо меньше других фигур. Однако в то же время она одета в мафорий, который является традиционной одеждой замужних женщин. Рядом с Марией находятся ее родители, которые привели ее в храм. За ними может быть изображена процессия дев, которые следуют за Марией по дороге из Назарета в Иерусалим. Храм символически изображается в виде кивория, и у его входа Деву Марию встречает священник Захария. Мария, которой всего три года, спокойно преодолевает 15 ступенек лестницы, ни разу не обернувшись назад и вызвав восхищенное удивление первосвященника, который с радостью раскрывает ей объятья. 15 ступеней символизируют 15 псалмов, которые называют восходящими. Их говорили паломники, которые поднимались в храм.

По приданию на иконе должна изображаться лестница, по которой трехлетняя Мария без чьей-либо помощи вошла в Храм. Также может присутствовать изображение Марии, которую кормил ангел в храме. На иконах эта композиция изображается в качестве отдельного клейма.

Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, на иконе Мария должна восходить по ступеням, протянув одну ручку к Захарии, а в другой держа свечу. Иоаким и Анна позади нее смотрят друг на друга и указывают на нее, а около них стоят девушки со свечами. В одной горнице Пресвятая принимает хлеб от архангела Гавриила, который благословляет Ее.

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии