Аюрведа – это наука жизни, древняя мудрость здоровья и исцеления, цели и задачи которой состоят в том, чтобы сохранять и поддерживать здоровье здорового человека, и излечивать больного, при этом и профилактика (поддержание хорошего здоровья), и исцеление достигаются с помощью естественных средств. Читать далее

Болезни и лечение А-Я

ОНЛАЙН ДОША-ТЕСТ

Определите тип своей конституции и темперамент по Аюрведе.

Пройти тест

Аюрведические препараты А-Я



Металлы и камни А-Я

  • Изумруд:

Полезные статьи


Глоссарий

  • Абхъянга (санскр. अभ्यङ्ग) – масляный массаж для улучшения циркуляции крови, уменьшения сухости и успокоения возбужденной ваты.
  • Агни (санскр. अग्नि, agni, букв. «огонь») – метаболический огонь, который обеспечивает тело энергией, необходимой для функционирования, осуществляет терморегуляцию, переваривание, всасывание, усвоение пищи и преобразует пищу в энергию и сознание.
  • Агни-дхату – метаболическая функция, связанная с какой-либо из 7 дхату.
  • Агни-сведана – процедура, используемая для вызывания пота и расширения каналов путем нагревания тела.
  • Ама (санскр. अम, букв. «сырое, неготовое, незрелое») – ядовитая субстанция (как на клеточном уровне, так и на уровне организма в целом), образующаяся из непереваренной пищи. Является первопричиной многих заболеваний.
  • Ануламан – аспект жизненности желудочно-кишечного тракта, связанный с правильным выделением (эвакуацией).
  • Анупана (санскр. अनुपान, anupāna) – вещество (например молоко, гхи, вода и т.п.), которое принимают вместе с лекарственными препаратами для улучшения их всасывания и для проявления их целебных свойств в нужном месте.
  • Артава-дхату (артава – санскр. आर्तव, ārtava, букв. «женская репродуктивная ткань», дхату – санскр. धातु, dhātu, букв. «элемент, ингредиент, корень») – женская репродуктивная ткань, одна из семи дхату.
  • Артха (санскр. अर्थ, artha, букв. «суть», «польза») – достижение материального благополучия в личной жизни.
  • Асаны – позы Хатха-йоги, разработанные для улучшения жизнедеятельности организма.
  • Асатмья-индриярдха-самъог – неправильное использование чувств.
  • Атма – универсальный природный Разум. Известен также как Параматма.
  • Аушадхи – аюрведическое управление болезнью, один из 3-х столпов Аюрведы.
  • Ахамкара (санскр. अहंकार, ahaṃkāra, букв. «создатель я», перен. «ложное эго» ) – эго, чувство отдельной самости, чувство «Я».
  • Ахара – аюрведическое понимание правильного питания – один из 3-х столпов Аюрведы.
  • Аюрведа (санскр. आयुर्वेद, букв. «знание жизни», от आयु «āyu», букв. «жизнь» и वेद «veda», букв. «знание») – наука о жизни. Веды – это древние духовные писания Индии.
  • Басма – препарат, приготовленный путем пережигания в золу. Басма – мощное средство, при приеме внутрь накопленная в нем прана высвобождается в организме.
  • Басмати (санскр. बासमती, vasmati, букв. «душистый») – длиннозерный ароматный рис, произрастающий в предгорьях Гималаев в Индии. Легкоусвояемый и питательный продукт.
  • Басти (букв. «пузырь») – клизма из лекарственного травяного отвара или масла. Используется как одна из очистительных процедур во время панчакармы. Басти удаляет из организма избыток ваты и эффективно помогает исцелению всех расстройств вата-типа. Раньше приспособления для проведения этой процедуры делали из кожи.
  • Буддхи (санскр. बुद्धी, buddhī, букв. «бодрствовать, пробуждать, познавать») – разум, интеллектуально-волевое начало.
  • Бхастрика (санскр. भस्त्रिका, букв. «кузнечные меха») – дыхательное упражнение, при котором вдыхают пассивно, а выдыхают с силой, как в кузнечных мехах. Бхастрика увеличивает количество тепла в теле и улучшает кровообращение.
  • Бхеда – 6-я стадия проявления болезни. Характерной особенностью этой стадии является развитие осложнений.
  • Бхрамари (санскр. भ्रामरी, bhrāmarī, букв. «большая черная пчела») – дыхательное упражнение, при котором во время вдоха и выдоха издают мягкий гудящий звук, напоминающий жужжание пчелы. Бхрамари успокаивает ум и уменьшает питту.
  • Бхуты – 5 универсальных элементов.
  • Вагабхата – один из «Отцов Аюрведы» после Чараки и Сушруты.
  • Вайдья (санскр. वैद्य, букв. «знающий») – аюрведический врач.
  • Вайшамья – пропорциональное влияние дош, которое позволяет воспринимать преобладание одной доши на другими.
  • Вамана (санскр. वमन, букв. «выбрасывание») – лечебная рвота, одна из очистительных процедур панчакармы.
  • Васа – маслянистое вещество на основе животного жира, используемое при внутреннем промасливании.
  • Вата (санскр. वात, vāta, букв. «ветер») – одна из 3-х дош, сочетающая в себе элементы эфира и воздуха. Это энергия, которая обеспечивает все движения в теле: дыхание, моргание век, движение мышц и тканей, биение сердца, движение в цитоплазме и клеточных мембранах. Будучи в равновесии, вата способствует творчеству и гибкости, выходя из равновесия, вызывает страх и тревогу.
  • Веда – знание жизни во всей полноте и целостности.
  • Викрити – дисбаланс дош в конституции в текущий момент.
  • Вилепи – густой суп из мягкого риса. Употребляют на 2-й день панчакармы.
  • Випак – стадия пищеварения, следующая за всасыванием.
  • Виречана (санскр. विरेचन, букв. «открытие») – очищение слабительными средствами, одна из очистительных процедур панчакармы.
  • Вихара – аюрведическое знание правильного образа жизни. Один из 3-х столпов Аюрведы.
  • Вьякта – пятая стадия проявления болезни. На этой стадии происходит явное проявление симптомов.
  • Гандуш – полоскание горла теплым солевым раствором.
  • Гати – подвижность, движение.
  • Гуггул – смола небольшого дерева (Commiphora mukul), которая обладает многими лекарственными свойствами, в том числе благотворно влияет на нервную систему, тонизирует и оказывает противовоспалительное действие на мышечные ткани. Гуггул увеличивает количество белых кровяных телец (что полезно для иммунной системы) и является укрепляющим нервы, омолаживающим тоником. Используется как главная составная часть во многих аюрведических препаратах (йогарадж гуггул, кайшоре гуггул и т.п.).
  • Гуна (санскр. गुण, guṇa, букв. «веревка», перен. «качество, свойство») – 3 качества, влияющие на все сущее: саттва, раджас и тамас. Примеры саттвичных качеств: истинность, реальность, сознание, чистота, ясность восприятия. Раджас проявляется в движении и деятельности. Тамас – в тьме, инертности, тяжести и материалистическом отношении к миру. 3 гуны постоянно взаимодействуют друг с другом во всей сотворенной Вселенной. Термин гуны также употребляется применительно к качествам (жесткое/мягкое, горячее/холодное и т.д.) чего-либо, например трех дош, семи дхату, трех мала, пищи.
  • Гхи , или ги (санскр. घृत, ghṛta) – жировая составляющая сливочного масла, отделяемая от других его составляющих путем перетапливания.
  • Дал (санскр. दल्, dal) – индийское название любого вида лущеных бобов, гороха, фасоли, чечевицы. Лущение бобов способствует их усвоению.
  • Двандаж – состояние, при котором в пракрити (конституции) человека имеют одинаковое влияние две доши.
  • Диначарья – указания по ежедневному поведению и образу жизни, соблюдение которых необходимо для поддержания идеального здоровья.
  • Дипан – аспект жизненности желудочно-кишечного тракта, обеспечение сильного пищеварительного огня.
  • Джаггери – неочищенный сахар, который получают из стеблей сахарного тростника.
  • Джатхар-агни (джатхара – санскр. जठर, букв. «желудок», агни – санскр. अग्नि, букв. «огонь») – пищеварительный огонь, вид агни.
  • Диначарья (дина – санскр. दिन, букв. «день», ачара – санскр. आचार, ācāra, букв. «правила, поведение») – гармоничный режим дня.
  • Доша (санскр. दोषः, doṣa, букв. «то, что затемняет, портит, разлагает») – 3 главных биологических начала тела: вата, питта и капха. Они определяют конституцию каждого индивидуума и поддерживают целостность тела. Доши управляют реакциями индивидуума на внутренние и внешние изменения. Будучи выведены из равновесия, вызывают нарушения, ведущие к заболеванию.
  • Дхарма (санскр. धर्म, dharma, букв. «учение», «закон») – долг, жизненное предназначение.
  • Дхату (санскр. धातु, dhātu, букв. «элемент, ингредиент, корень слова») – основные ткани тела. В Аюрведе выделяются 7 дхату: раса (плазма), ракта (ткань крови), мамса (мышечная ткань), меда (жировая ткань), астхи (костная ткань), маджа (костный мозг и нервы), шукра и артава (мужская и женская репродуктивные ткани).
  • Дхи – интеллект. Аспект саттвы, который наделяет способностью к воображению и рождению идей.
  • Дхрути – положительный аспект раджаса, который наделяет способностью к воплощению творческой мысли

  • Йога (санскр. योग, букв. «единение») – в глубоком смысле Йога означает соединение низшего «Я» с высшим Разумом, внутреннего с внешним, смертного с Бессмертным. Позы Йоги (асаны) относятся к Хатха Йоге и способствуют здоровью, гибкости и подготавливают тело для достижений высших состояний Йоги.
  • Кайя-кальпа – древняя процедура омоложения.
  • Капха (санскр. कफ, kapha) – одна из 3-х дош, сочетающая в себе элементы воды и земли. Капха формирует структуру тела: кости, мышцы, сухожилия – и выполняет роль «клея», удерживающего клетки вместе. Она обеспечивает водой все органы и системы тела, смазывает суставы, увлажняет кожу и поддерживает иммунитет. Пребывая в равновесии, капха выражается в любви, спокойствии и всепрощении. Выходя из равновесия, она способствует привязанности, алчности и зависти.
  • Карма (санскр. कर्मन्, karman, букв. «дело, действие, труд», от kar – «делать») – вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
  • Кичади (санскр. खिचड़ी, khicaṛī) – каша из риса, маша и специй, которая легко переваривается и богата белком. Нередко используется в качестве единственного продукта питания для монодиеты.
  • Кхаваигунья – слабое место в органе или ткани, благоприятное для развития патологического процесса.
  • Ласси – освежающий напиток, который готовят из йогурта, воды и специй. Нередко подают на стол в конце трапезы для улучшения пищеварения. Ласси может быть сладким или соленым.
  • Мала (санскр. मल, букв. «испражнения») – отходы жизнедеятельности: кал, моча и пот.
  • Манда – рисовый отвар. Первая еда после панчакармы.
  • Мантра (санскр. मन्त्र, mantra, букв. «инструмент мышления», man – «думать», «ум», tra – «инструмент», «освобождение, спасение, очищение») – священное слово или фраза, обладающее духовной значимостью и силой, которые выводят за пределы ума.
  • Марма (санскр. मर्म, marma) – акупрессурные точки, используемые в Аюрведе.
  • Махабхуты – универсальные организующие принципы, структурирующие все физические явления в природе и управляющие ими.
  • Мокша (санскр. मोक्ष, mokṣa, букв. «освобождение») – духовное освобождение.
  • Мунг-дал (мунг – санскр. मुद्ग, mudga, дал – санскр. दल्, dal) – лущеный маш. Обычно имеет умеренно желтый цвет. Легко переваривается.
  • Нади – очень тонкие шроты (каналы) тела.
  • Насья (санскр. नस्य, nasya) – введение лекарств через нос; одна из 5-ти очистительных процедур панчакармы.
  • Наули (санскр. नौली, naulī, от «нала»«нить пупка») – упражнение, заключающееся в напряжении отдельных мышц живота.
  • Оджакшайя – уменьшение выработки и количества оджаса.
  • Оджас (санскр. ओजस्, ojas, букв. «жизненная сила, энергия») – чистая сущность всех дхату тела; сверхтонкая сущность капхи; поддерживает жизнеспособность, силу и иммунитет. Оджас привносит блаженство и осознавание в умственную деятельность, управляет иммунной функцией тела. Его истощение может привести к смерти.
  • Панчамахабхута – теория 5-ти элементов.
  • Панчакарма (санскр. पंचकर्म‌, букв. «пять действий», от панча – санскр. पञ्च, букв. «пять» и карма – санскр. कर्म, kārma, букв. «действие, обязанность, деятельность») – 5 очистительных процедур для удаления избытка дош и амы из организма: рвота (вамана), прием слабительных препаратов (виречана), клизмы (басти), кровопускание (ракта мокша) и введение лекарств через нос (насья). Также название программы очищения и омоложения, в которой используются эти процедуры.
  • Параматма – универсальный природный Разум.
  • Паринам – негативное влияние времен года на тело. 3-я основная причина болезней после праджня-апарадха и асатмья-индриярдха-самъог.
  • Парушит – пища, которая утратила жизненную силу (прану). Безжизненная пища.
  • Пасчаткарма – процедуры, которые проводятся после терапии панчакармы.
  • Пачан – аспект жизненности желудочно-кишечного тракта, поддержание правильного пищеварения и метаболизма
  • Пейя – рисовый суп. Вторая еда после основных процедур панчакармы.
  • Питта (санскр. पित्त, pitta) – одна из 3-х дош, сочетающая элементы огня и воды. Питта, которую иногда называют огненным началом, управляет пищеварением, обменом веществ и температурой тела. Будучи в равновесии, питта способствует пониманию и интеллекту, а выходя из равновесия – гневу, ненависти и ревности.
  • Пишинчхали – интенсивный массаж с травами, который выполняется при помощи завернутого в ткань риса и большого количества масла. Предназначен для улучшения подвижности мышц и связок.
  • Пракрити (санскр. प्रकृति, prakṛti, букв. «причина, материя») – врожденная природа или психосоматическая конституция индивида. Пракрити определяется соотношением 3-х дош в момент зачатия.
  • Прана (санскр. प्राण, prāṇa, букв. «дыхание», «жизнь») – энергия жизни. Поток клеточного разума от одной клетки к другой. Прана эквивалентна энергетическому началу ци, или чи, в восточной духовной традиции.
  • Пранаяма (санскр. प्राणायाम, prāṇāyāma, букв. «контроль или остановка дыхания») – управление жизненной энергией посредством дыхания. Практикуется для контроля ума, улучшения осознавания и качества восприятия.
  • Пурвакарма – набор процедур, который используется для подготовки пациента к главным очистительным процедурам панчакармы.
  • Пуруша (санскр. पुरुष, puruṣa, букв. «человек, мужчина, дух») – безразличное, пассивное осознавание; чистое Космическое Бытие.
  • Пурушартха (санскр. पुरुष-अर्थ, puruṣa-artha, от пуруша – санскр. पुरुष, puruṣa, букв. «человек, мужчина, дух» и артха – санскр. अर्थ, artha, букв. «суть», «польза») – 4 цели в жизни индивида: дхарма (исполнение предназначения), артхи (достижение материального благополучия), кама (реализация творческого желания) и мокша (достижение духовной свободы).
  • Раджас (санскр. रजस्, rajas, букв. «свойство загрязненности») – одна из 3-х гун, проявляется активностью, подвижностью и динамичностью.
  • Расаяна (санскр. रसायन, от раса – санскр. रस, rasa, букв. «питание» и аяна – санскр. अयन, āyana, букв. «путь») – омолаживающая терапия или средство. Расаяна вызывает обновление, регенерацию и восстановление клеток, тканей и органов тела. Дает клеткам долголетие, повышает иммунитет и выносливость.
  • Риши (санскр. ऋषि, ṛṣi, букв. «провидец», «мудрец») – провидец, просветленный, мудрец. Древние риши восприняли и записали ведические гимны, они являются специалистами в медицинских, философских и практических знаниях.
  • Рудракша (санскр. रूद्राक्ष, rudrākṣa, букв. «глаза Рудры») – высушенные семена из плодов дерева рудракша. Полезны для сердца как в физическом, так и в духовном плане, помогают при медитации и способствуют раскрытию сердечной чакры.
  • Самадхи (санскр. समाधि, samādhi, букв. «состояние полного растворения») – позиция уравновешенности; высшее наслаждение и блаженство.
  • Сампрапти (санскр. संप्राप्ति, saṃprāpti) – патогенез заболевания – весь болезненный процесс, начиная с его причины и кончая полным проявлением болезни.
  • Санкхья (санскр. संख्या, saṃkhyā, букв. «перечисление») – одна из школ индийской философии. Дает систематическое объяснение космической эволюции от Пуруши (космического духа) и Пракрити (первичной материи) через последовательные этапы творения: махат (космический разум), ахамкара (принцип индивидуации), манас (ум), индрии (двери восприятия), танматра (объекты восприятия) и махабхуты (5 великих элементов). Санкхья означает постижение сотворения Вселенной для постижения высшей истины человеческой жизни. Санкхья раскрывает процесс нисхождения сознания в материю.
  • Саттва (санскр. सत्त्व, sattva, букв. «чистота», «чистый») – одна из 3-х гун. Саттва проявляется светом, ясностью, чистотой восприятия; это сущность чистого осознавания.
  • Свастха (санскр. स्वस्थ, svastha) – состояние внутреннего счастья.
  • Ситали (санскр. शीतली, sītalī) – дыхательное упражнение, пранаяма. Обладает охлаждающим действием.
  • Снехана (санскр. स्नेहन, snehana) – «промасливание» тела.
  • Смрити – память. Более конкретно – положительный аспект тамаса, который наделяет нас способностью помнить полезные для жизни вещи.
  • Сушрута – один из основоположников аюрведы. В своих работах Сушрута уделял основное внимание хирургическим процедурам и очищению крови. Автор аюрведического трактата «Сушрута-самхита».
  • Тамас (санскр. तमस्, tamas, букв. «тьма») – одна из 3-х гун. Тамас характеризуют как: темнота, инертность и неведение. Она ответственна за сон, апатию, тупость и бессознательное состояние.
  • Теджас (санскр. तेजस्, tejas, букв. «сияние») – чистая сущность элемента огня; сверхтонкая сущность питты, которая управляет превращением материи в энергию и преобразованием пищи, воды и воздуха в сознание.
  • Трикату (санскр. त्रिकटु, trikaṭu, от три – санскр. त्रि, tri, букв. «три», кату – санскр. कटु, kaṭu) – аюрведический состав из имбиря, черного перца и пиппали. Трикату сжигает аму, очищает тело от токсинов, улучшает переваривание, всасывание и усвоение пищи.
  • Трипхала (санскр. त्रिफला, triphalā, от три – санскр. त्रि, tri, букв. «три», пхала – санскр. फल, phalā, букв. «плод») – важный аюрведический препарат, состоящий из 3-х плодов: амалаки, бибхитаки и харитаки. Это хорошее слабительное и кишечный тоник, а также сбалансированная расаяна для ваты, питты и капхи.
  • Туласи (санскр. तुलसी, tulasī) – индийский священный базилик, растение, посвященное Кришне. Туласи открывает сердце и ум, даруя энергию любви и преданности.
  • Чакра (санскр. चक्र, cakra, букв. «круг, колесо, диск») – энергетические центры в теле. Чакры связаны с нервными узлами, которые управляют телесными функциями. Каждая чакра представляет собой вместилище сознания.
  • Чикитса (санскр. चिकित्सा, cikitsā, букв. «лечение») – терапия.
  • Чурна (санскр. चूर्ण, букв. «порошок») – порошок.
  • Шамана (санскр. शमन, samana, букв. «умиротворяющая терапия») – паллиативная (направленная на временное облегчение, симптоматическая) терапия.
  • Шаткарма (санскр. षटकर्मन, ṣaṭ-karman, от шат – санскр. षट, букв. «шесть», карма – санскр. कर्मन्, karman, букв. «дело, действие, труд») – общее название очистительных практик для тела, применяемых в Хатха Йоге. Существуют следующие техники очищения: Джала нети (промывание носа), Вамана Дхоути (очищение желудка с вызыванием рвоты), Наули (взбалтывание внутренних органов при помощи мышц пресса), Сутра нети (очищение носовых проходов нитью), Тратака (концентрация взгляда на пламени свечи), Шанкха-пракшалана (очищение ЖКТ при помощи употребления большого количества слегка подсоленной воды и специальных упражнений).
  • Шроты – все каналы тела – толстые и тонкие

Открытки