5 кош | Опыт тонких тел | Проникновение в бессознательное
«Когда разум обуздал майю (иллюзию),
Когда твое “я” стало неподвижным и устойчивым,
Когда чувства, наконец, умолкли, и разум сбросил с себя эти оковы,
Тогда “я” и “ты” – уже одно и то же…»
Ади Шанкарачарья (Йогатаравали)
Предварительная цель Йога-нидры – расслабить тело и ум. Вторая цель – отделить себя от тела и ума. Мы постоянно отождествляем себя с телом и умом, которые доставляют нам столько беспокойств, напряжений, стрессов и огорчений. Однако, ночью, когда человек погружается в глубокий сон, его отделение от тела и ума происходит автоматически: вас зовут – вы не слышите, к вам подходят вплотную – вы не видите, дурной запах вас не беспокоит, во сне вы забываете свое имя, вы выключены из внешней жизни, вас нет наяву. Точно так же вы отсутствуете, когда погружаетесь в глубокую релаксацию Йога-нидры, но здесь вам необходимо сознательно отделить себя от тела и ума.
5 кош
В то время, как современные психологи различают 3 слоя в природе человеческого ума (сознание, подсознание и бессознательное), мы, опираясь на учение Веданты и философию Йоги, в человеческой личности обнаруживаем грубую, тонкую и причинную сущности, которые подразделяются на 5 кош (или форм) – от самых грубых до самых тонких проявлений жизни:
- Аннамайя коша (питающее тело) – кровь, кости, жир, кожа, то есть пастбище чувств, самый грубый уровень проявления.
- Пранамайя коша (энергетическое тело) – глубоко скрытая энергетическая сеть, в которой циркулирует прана (жизненная сила или протоплазма).
- Маномайя коша (ментальное тело) – активность ума.
- Вигъянамайя коша (астральное или душевное тело) – сфера нашей индивидуальной личности, проявляемая на астральном уровне, во время сна, то есть различные психические феномены.
- Анандамайя коша (блаженное тело) – трансцендентальная сфера человеческой личности, освобожденная от привязанности и отвращения. Состояние очень важное, но трудно объяснимое.
Слово «ананда» часто неверно истолковывается, как «праздник», «радость» или «блаженство», потому что это действительно особое состояние, когда не осознаются радость-горе, удовольствие-страдание, бедность-богатство и т.п. И все же в этом состоянии человек испытывает всеобщее осознание, известное как анандамайя. У обычного человека боль или удовольствие вызывают беспокойство, ум его выходит из равновесия. Это означает, что боль или удовольствие являются пробным камнем, испытанием для человека, но в анандамайе человек не испытывает ничего подобного, потому что его сознание трансформировано и он превзошел прошлые переживания. Йога-нидра в конечной фазе приводит именно к этому состоянию, когда вибрации бессознательного уже не способны к модификациям и абсолютное бессознательное проявляется, как блаженное тело анандамайи.
Таблица: 5 кош представляют 3 модификации психических явлений
коша, или форма тела | психические явления | физиологическое состояние | опыт, как переживание |
---|---|---|---|
Аннамайя коша (питающее тело) | Сознание | Бодрствование | Осознание физического тела |
Пранамайя коша (энергетическое тело) | Сознание | Бодрствование | Осознание физических функций (пищеварение, кровообращение и др.) |
Маномайя коша (ментальное тело) | Подсознание | Сон и сновидения | Осознание ментально-чувственных процессов |
Вигьянамайя коша (астральное тело) | Подсознание | Сон и сновидения | Осознание психических и причинных явлений |
Анандамайя коша (блаженное тело) | Сфера бессознательного | Глубокий сон без сновидений | Осознание неразличающее. Сверхсознание |
Опыт тонких тел
По мере того, как затухает интерес к грубым кошам, начинают пробуждаться тонкие коши. Если грубые тела (коши) состоят из физических органов (легкие, сердце, кишечник и др.), в которых происходят физиологические процессы дыхания, циркуляции крови и пищеварения, тонкие тела также имеют свою структуру и характеристики. В разветвленной системе нади и чакр (психических центров) циркулируют пранические и психические энергии, которые формируют энергетическую инфраструктуру, обуславливающую физическое тело. Слово «нади» переводится, как «течение, поток, проход или канал». Йогические тексты насчитывают более 72000 нади, из которых 3 являются важнейшими: ида, пингала и сушумна. Они функционируют внутри позвоночного столба: ида управляет левой стороной и контролирует ментальную энергию (манас шакти), весь диапазон умственных и психических возможностей человека; пингала нади отвечает за правую сторону, управляя витальной энергией (прана шакти), от которой зависит состояние физического тела и всех процессов, протекающих в нем; сушумна – важнейшее нади – начинает функционировать в среднем проходе позвоночного столба, если у человека пробуждается активный интерес к духовной жизни. Йогические тексты говорят о сушумне, как о спящей скрытой силе, которая управляет духовной энергией (атма шакти). Ида, пингала и сушумна берут свое начало в муладхаре, психическом центре, расположенном у основания позвоночника в области промежности. Здесь обитает созидательная энергия, которая как бы мгновенно извергается отсюда в момент своего пробуждения, формируя самосознание человека. Эта сила символизирует змею кундалини шакти, спящую и свернутую в 3,5 кольца. В мужском теле муладхара чакра расположена в области промежности между мочевыводящим каналом и прямой кишкой, а в женском – в шейке матки. Ида и пингала начинаются из 2-х точек муладхара чакры и затем поднимаются вверх, пересекая друг друга по центральной и позвоночника в 4-х промежуточных чакрах и, наконец, встречаются в аджна-чакре («третий глаз»), на вершине позвочного столба, позади межбровного центра. 4 промежуточные чакры – это: свадхиштхана (в районе копчика), манипура (позади пупка), анахата (в центре груди, позади сердца), вишуддха (в области глотки).
Сушумна-нади – прямая магистраль между муладхарой и аджной, своеобразная лестница, соединяющая землю с небесами. В отличие от иды и пингалы, которые функционируют в каждом из нас, канал сушумны и духовную энергию необходимо пробудить. Эти «тесные врата», «узкая тропа» и «лезвие бритвы» способна пробудить Йога. Такое пробуждение является самым важным событием в жизни человека.
Проникновение в бессознательное
Если человек осознает свое физическое тело, он может осознать и остальные свои тела – праническое, ментальное, психическое и бессознательное. Такой процесс расширения сознания предлагает вам Йога-нидра. Когда вы погружаетесь в глубины своей сущности во время занятий Йога-нидрой, вы не можете не заметить различные уровни постижения.
Поначалу сфера сознающего ума ограничена диапазоном между физической и пранической средой, но если сознание проникнет дальше, в область между пранической и ментальной сферами, это будет означать, что вы вошли в царство сна и подсознания таким образом, что нить осознания не прервалась, хотя все ваши чувства, кроме слуха, отвлечены. Тут происходит проникновение сознания в самого себя или процесс формирования самосознания, постижение феноменов ума, сна и сновидений, а также обострения памяти. Дальнейший переход от ментального к психическому осознанию мобилизует весь астральный и психический опыт, практикующий начинает воспринимать более возвышенные импульсы и созерцать иные перспективы. Именно на этом уровне происходят такие явления, как астральные проекции и выход тела в астрал.
Хотя Йога-нидра выявляет и развивает подобные способности, они вовсе не являются целью Йога-нидры. Скорее, это всего лишь побочные эффекты. Однако, нет никаких запретов или ограничений, – с духовной точки зрения все это несущественно и подобные астральные феномены способны очаровать нас, как очаровывает ребенка новая игрушка… При свете восходящей зари самореализации все это вскоре тускнеет и исчезает, как исчезают мерцающие звезды при восходе лучезарного светила.
Источник окончательного снижения интереса к астральным феноменам лежит в сфере перехода от психического к гомогенному (однородному) осознанию, когда обнажается сфера бессознательного, где нет места умственным колебаниям и представлениям, где все пронизано всепоглощающим ритмом бессознательно-сверхсознательной Вселенной, которая царит, не ограниченная ни пространством, ни временем, ни индивидуальными свойствами любой личности.
Высшая цель Йога-нидры достигнута – сияющее бессознательное обнаружено при помощи сверкающего сверхсознания.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Йога Нидра»