Мудры – это психофизические позиции, широко применяемые в йогической практике для контролирования психических состояний и связанных с ними явлений. Существует большое разнообразие мудр, начиная от простых позиций рук и пальцев и кончая сложными методами и тонкими техниками концентрации ума.
Большинство мудр обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением мудр или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдете квалифицированного руководителя.
10 мудр
1. Гьян-мудра
2. Чин-мудра
3. Насагра-мудра
4. Йони-мудра
5. Кхечари-мудра
6. Шамбхави-мудра
7. Агочари-мудра
8. Акаши-мудра
9. Ваджроли-мудра
10. Ашвини-мудра
1. Гьян-мудра
Сядьте в медитативную асану. Согните указательные пальцы обеих рук так, чтобы своими ногтями они уперлись к внутренним сторонам больших пальцев. Вытяните остальные три пальца каждой руки так, чтобы они были слегка расставлены. Поместите руки на колени ладонями вниз таким образом, чтобы все пальцы указывали на пол перед коленями.
Альтернатива
Некоторые предпочитают выполнять гьян-мудру так, чтобы большие пальцы просто касались кончиков указательных. Это также верно.
2. Чин-мудра
Чин-мудра отличается от гьян-мудры лишь тем, что ладони обеих рук повернуты вверх.
Польза обеих мудр
Обе позиции просты и применяются в падмасане, сиддхасане, сиддха-йони-асане, сукхасане, ваджрасане и других асанах с целью перенаправить нервные импульсы от рук вверх по телу благодаря закольцованности психонервных каналов.
3. Насагра-мудра
Насагра-мудра означает «носовая мудра», используемая во время пранаямы в медитативной асане. Цель мудры – перекрыть одну из ноздрей так, чтобы можно было бы вдыхать или выдыхать через другую ноздрю, как предписано правилами пранаямы.
Техника
Сесть в медитативную позу. Опустить левую руку на левое колено в гьян- или чин-мудре. Держите правую руку перед лицом. Разместите кончики среднего и указательного пальцев правой руки на лбу, в области межбровья. Эти два пальца должны быть выпрямлены. Большой палец у правой ноздри, а безымянный у левой. Эти пальцы используются для манипулирования ноздрями. Мизинец бездействует. Локоть правой руки желательно расположить перед собой, как можно ближе к грудной клетке. Верхняя часть предплечья должна, по возможности, занять вертикальное положение. Это уменьшает вероятность того, что поднятая рука через некоторое время устанет. Некоторые практикующие подвешивают локоть правой руки повязкой вокруг шеи, чтобы рука не уставала в течение долгой пранаямы. Насагра-мудру можно выполнять и левой рукой.
4. Йони-мудра
Йони-мудра означает «исходная позиция», но эта мудра известна также, как шанмукхи-мудра, то есть «позиция девяти врат», используемая Кундалини Йогой.
Техника
Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха-йони-асану. Вдохните медленно и глубоко. Удерживая вдох, поднимите руки к лицу. Закройте уши большими пальцами, глаза указательными, ноздри средними, а безымянные и мизинцы над и под губами, чтобы запечатать рот. Удерживая дыхание внутри, насколько это возможно, сконцентрируйте свое внимание на бинду-чакре. Освободите средние пальцы от контакта с ноздрями, и медленно выдохните и вдохните опять. Снова запечатайте ноздри и продолжайте в том же духе.
Предостережение
Эта мудра использует кумбхаку (задержка дыхания) и потому следует ее выполнять очень осторожно.
Польза
Мудра помогает отвлечь внимание (процесс пратьяхары) и погрузить ум в самого себя.
5. Кхечари-мудра
Кхечари-мудра буквально означает «позиция взлета вверх». Мудра используется, как одна из наиболее основных, в более сложных и совершенных медитативных техниках, в которых мастерство выполнения кхечари-мудры является предпосылкой для практики Кундалини-йоги. Известны две формы кхечари-мудры: хатха-йогическая форма и раджа йогическая форма. Хатха-йогическая форма не должна исполняться учеником без опытного руководства учителя, и читателю следует понять ее связь с раджа-йогической или естественной формой кхечари-мудры.
- Техника хатха-йогической формы. Как уже упоминалось, эта форма выполняется только более квалифицированными учениками и под присмотром опытного гуру. Практика требует огромной настойчивости и терпения. Каждую неделю подрезают сухожилия под языком. Для этого прибегают к хирургическому вмешательству или к остро отточенному камню. Язык постоянно массируют, ежедневно смачивая его молоком. Можно использовать и растительное масло или иной, безвредный тип смазки. Процесс продолжается в течение многих месяцев, пока язык коснется кончиком межбровного центра. Когда язык достиг требуемой длины, начинают практиковать полную кхечари-мудру. Повернуть язык в обратном направлении в сторону глотки. Язык осторожно скользит к верхней полости неба так далеко, насколько это возможно. Язык блокирует воздушные проходы, тогда пробуждается центр, известный, как лалана-чакра.
- Техника раджа-йогической формы. Закройте рот. Сверните язык в обратном направлении так, чтобы его нижняя поверхность дотрагивалась до неба. Попытайтесь донести кончик языка так далеко, как это возможно без напряжения. В этой позиции можно выполнять по выбору удджайи-пранаяму. Выполняйте ее столько, сколько желаете. Если почувствуете дискомфорт, расслабьте язык, отдохните и повторите языковый замок. Постепенно, с практикой, язык сможет проскользнуть в пазухи неба, стимулируя нервные центры головного мозга.
Дыхание
Начинающие могут дышать естественно и спонтанно. Через несколько недель или месяцев они смогут попытаться постепенно снижать дыхательный ритм, пока он не достигнет соотношения 5-8 вздохов в минуту (вздох = выдох + вдох). Под руководством опытного руководителя дыхательный ритм можно понизить еще больше.
Предостережение
Напоминаем, не пытайтесь пробовать хатха-йогическую форму без опытного руководства. Если кхечари-мудру выполнять во время физических упражнений, во рту может выделиться горькая секреция, которая не приносит пользы. Поэтому практиканту рекомендуется немедленно прекратить эту практику.
Польза
Мудра оказывает на человека сильное воздействие. Над небом, то есть на обратной стороне его, расположены определенные железы и точки, которые контролируют деятельность человеческого тела. Секреции начинают выделяться при давлении языка на эту область, что благотворно влияет на общее оздоровление. При этом продуцируется и слюна, которая устраняет жажду и голод. Известно, что йоги способны продолжительное время сохранять жизнеспособность тела после их захоронения глубоко под землей. Они могут поддерживать дыхание так долго, как пожелают. Мудра пробуждает кундалини шакти, что способствует сохранению жизненной энергии. Практика кхечари-мудры в ее полном исполнении может привести к отделению астрального тела от физического и перемещению сознания в акашу (пространство между астральным планом и физическим). В древних йогических текстах эта мудра рассматривалась, как одна из наиболее важных мудр.
6. Шамбхави-мудра
Шамбхави мудра означает «позиция Господа Шивы». Эта мудра известна также, как бхрумадхья-дришти (созерцание межбровья).
Техника
Садитесь в любую медитативную позу с прямым позвоночником и положите на колени кисти рук в чин- или гьян-мудре. Смотрите вперед, зафиксировав взгляд на какой-либо точке. Затем, не поднимая головы, посмотрите вверх насколько возможно выше. Теперь сфокусируйте глаза на межбровный центр и сконцентрируйтесь на нем.
Польза
Эта могучая техника пробуждает аджна-чакру, или область соединения низшего сознания с высшим. В физическом отношении мудра укрепляет мышцы глаз, а в психическом успокаивает ум и рассеивает стресс и гнев.
7. Агочари-мудра
Название «агочари-мудра» означает «неведомая позиция». Ее называют также «насикагра-дришти», то есть взгляд на кончик носа. Подобная техника используется во многих формах медитации.
Техника
Садитесь в любую медитативную асану. Голова, шея и спина – на одной вертикальной линии. Сфокусируйте взгляд на кончик носа.
Предостережение
Не напрягайте глаза. Постепенно, на протяжении недель и месяцев повышайте продолжительность фокусирования взгляда.
Польза
Углубляется сила концентрации, пробуждается муладхара-чакра, развивается интравертность и практикующий приближается к духовному сознанию.
8. Акаши-мудра
Название мудры означает «позиция внутреннего пространства». К этой могучей технике следует подходить внимательно и осваивать ее медленно и осторожно.
Техника
Садитесь в любую медитативную асану. Заверните язык назад и продвиньте его кончик как можно дальше по небу (кхечари-мудра). Выполняйте удджайи-пранаяму и шамбхави-мудру. Одновременно отклоните голову назад так, чтобы голова не упиралась затылком в верхнюю часть спины. Дыхание глубокое и медленное. Поначалу удджайи-пранаяма будет вызывать дискомфорт в области горла, но с практикой это пройдет.
Польза
Эта мудра поможет практикующему войти в транс, когда техника исполнения станет безупречной. Слово «транс» здесь не следует понимать так, как его воспринимают на Западе. Йогическое понимание транса ограничивается тем, что практикующий достигает более повышенной стадии сознания. Мудра наполняет ум спокойствием и умиротворением.
9. Ваджроли-мудра
Слово «ваджроли» означает «удар молнии», но так называется и нади (канал) в свадхистхане, сквозь который движение праны соединяется с сексуальной энергией. Считается, что у мужчин, следующих тропой медитации, возникает естественная тенденция выхода духовной энергии сквозь сексуальную систему, когда сексуальные желания начинают активизироваться и требуют выхода. Однако добросовестная практика ваджроли-мудры позволяет ученику взять под строгий контроль свою прану и направить ее в русло пробуждения духовности.
Существуют две формы ваджроли-мудры: простая и сложная для более подготовленных. Практиковать сложную без должного руководства опасно.
Техника простой формы
Садитесь в любую удобную медитативную асану. Поместите руки на коленях, закройте глаза и расслабьтесь. Постарайтесь подтянуть половые органы вверх подтягиванием и напряжением нижней части живота и сжатием мочеполовой системы. Это сокращение подобно сжатию тех мышц, которые человек приводит в движение, когда желает помочиться, но заставляет себя терпеть. В таких случаях половые органы, как у мужчин, так и у женщин продвигаются немного вверх.
Техника сложной формы
Эта техника может причинить серьезный вред, если выполняется без опытного гуру. Серебряную трубку длиной в 12 дюймов (30 см) вставляют в мочевой канал до семяизвержения и сквозь эту трубку поначалу поднимается вверх вода, затем молочко, мед и другие секреции. После продолжительной практики эти секреции втягиваются сами сквозь мочеиспускательный канал без трубки. Трубку или катетер вставляют в канал сперва на глубину 2 см, затем медленно погружают его глубже и глубже, пока вся трубка по шейку не войдет внутрь.
Польза
Эта методика очень помогает тем, кто стремится к целомудренной жизни брахмачарина. Так можно сексуальную энергию не только сохранить, но и преобразовать. Когда практика будет освоена, практикующий сможет удерживать энергию даже после ее извержения в форме семени. Сублимированная энергия затем используется в высших йогических техниках.
10. Ашвини-мудра
«Ашвини-мудра» означает «позиция лошади». Эту практику следует освоить до изучения мула-бандхи.
- Техника 1 стадии. Сядьте в любую медитативную позу. Расслабьте все тело и закройте глаза. Сожмите мышцы сфинктера ануса на несколько секунд. Расслабьте мышцы сфинктера ануса на несколько секунд. Повторите это, сколько можете.
- Техника 2 стадии. Сядьте, как в стадии I. Вдохните с одновременным сжатием ануса. Задержите дыхание, не расслабляя мышцы ануса. Выдохните с одновременным расслаблением ануса. Повторите столько раз, сколько можете.
Продолжительность
Практикуйте столько времени, сколько можете, если не испытываете дискомфорта. Не напрягайтесь!
Польза
Благодаря этой технике можно научиться контролировать сфинктер ануса так, как это делает лошадь. Достигнув совершенства в этой мудре, человек способен предотвращать потерю пранической энергии и консервировать ее для дальнейшего использования в конструктивных целях, направляя вверх, к высшим чакрам. Техника представляет предварительную подготовку для освоения следующего упражнения – мула-бандхи.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические медитации»