Крещенский Сочельник, или Навечерие Богоявления, – православный праздник, отмечаемый в Русской православной церкви в ночь с 5 (18) января на 6 (19) января.
Вечером в Крещенский сочельник (Крещенский вечер) готовятся к празднованию Богоявления Господня (Крещения) и держится строгий пост, также, это последний день коляд, последние святочные гадания, «крещенская» вода, обладающая целебными свойствами, набирается из водоемов и колодцев. Православная церковь относит этот праздник к числу двунадесятых. Этот день является напоминанием о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Предтечей (Крестителем).
Разные названия
Большинство названий Крещенского вечера у восточных славян терминологически смыкается с названиями Рождественского сочельника, повторяя рождественско-новогодние обычаи:
На русском языке
На белорусском языке:
На украинском языке
На западнополесском микроязыке:
На болгарском языке:
На сербском языке:
Церковный календарь
В этот день Русская православная церковь почитает:
О празднике
Крещение Иоанна Крестителя представляло собой духовно очищающее действие. Когда Иисус Христос пришел к Иоанну на крещение, тот сказал ему: «Мне надобно креститься от Тебя». Крещение Господне также именуют Богоявлением, потому что именно в этот день мир увидел 3 лица Бога:
«Навечерие» – это преддверие церковного торжества. Также его именуют сочельником, из-за традиции варить в этот день сочиво (взвар из пшеницы с добавлением меда и изюма). В канун Крещения соблюдается строгий пост. Запрещено есть пищу до того, как вынесут свечу после литургии утром и до первого причащения крещенской воды.
У славян в Крещенский сочельник готовили нечетное количество постных блюд. Восточные славяне в этот день готовили кутью, блюда из бобов, сухие фрукты (узвар), пекли блины и т.д. Белорусы Могилевщины за ужином в Крещенский вечер ели быстро, чтобы также быстро справляться с полевыми работами летом. В Болгарии в Крещенский сочельник устраивался последний святочный ужин. У хорватов Самобора лишь в канун Крещения разрешалось есть обрядовый хлеб letnica, который уже выставлялся на праздничный стол в канун Рождества и Нового года. Словенцы готовили на святки три хлеба, а самый большой из них ели в день Трех королей, чтобы быть добавить себе силы и здоровья. В Родопах запекали в хлеб монету, а после ужина совершали различные обряды, сходные с Рожественскими.
Как в день Крещения, так и в его сочельник совершают Великое водоосвящение. За святой водой в храмах выстраиваются длинные очереди. В крайнем случае можно воспользоваться целительной силой простой воды, которую берут в ночь Крещения из обычного водоема. Однако такую воду нельзя считать святой. В праздник Крещения Господня воду в храмах освящают великим Иорданским освящением и называют крещенской.
Употреблять крещенскую воду следует натощак, по небольшой ложечке. Нужно перекреститься, испросить благословения у Господа на начавшийся день, умыться, помолиться и принять великую агиасму (греч. «агиасма» – «святыня»). Если врач назначил натощак прием лекарства, то сначала следует выпить святую воду. Люди верят, что святая вода не подвержена порче, поэтому ее не обязательно ставить в холодильник.
Нельзя ругаться, ссориться, допускать неблагочестивые поступки или мысли, забирая или принимая освященную воду. Иначе святая вода перестает быть таковой, а часто просто разливается. Кроме того, существует традиция в этот день кропить святой водой свой дом, сопровождая это пением тропаря Богоявления.
Славянские обряды
В Полесье вокруг деревни в последний раз ходят ряженые, носят горящие головни и стучат в окна медвежьей лапой. Коляда «отъезжает на белых конях», а кое-где «выписывают Коляду»: крестясь, рисуют мелом по 3 креста на окнах и дверях, имея при себе свечу, хлебец, тарелку, ложку кутьи и шапку. Оконные рамы и двери обрисовывают. Затем садятся ужинать («вечерати»).
В Крещенский сочельник обрядовая трапеза проходила по обычаям святочных («колядных») ужинов, к которым готовили нечетное количество постных блюд.
Восточные славяне в этот день готовили кутью, блюда из бобов, сухие фрукты (узвар), пекли блины и т. д. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи:
Белорусы Могилевщины за ужином в Крещенский вечер ели быстро, чтобы также быстро справляться с полевыми работами летом.
В Болгарии в Крещенский сочельник устраивался последний святочный ужин (кадена вечеря):
У хорватов Самобора лишь в канун Крещения разрешалось есть обрядовый хлеб letnica, который уже выставлялся на праздничный стол в канун Рождества и Нового года.
Словенцы пекли на святки 3 хлеба, а самый большой из них (poprinjak, mocen kruh) ели в день Трех королей, чтобы быть добавить себе силы и здоровья.
В Родопах запекали в хлеб монету для гадания о счастье, а после ужина в обруче от бочки кормили домашнюю птицу, обвязывали фруктовые деревья соломой, гадали и пр.
На ночь ставили чашу с водой и смотрели, колыхнется ли в ней вода в полночь. Если она колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса», приговаривая при этом: «Увидишь сполохи – проси хоть царствия небесного. Все исполнится».
В полночь набирали воду, которой приписывали чудесные свойства и тщательно оберегали. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Красные девушки поутру в день Крещения умываются снеговой водою, чтобы «без белила белыми быть, без румяна – румяными».
В сочельник снег к считается целебным: «подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам – будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этот снег применялся в лечении недугов: онемение в ногах, судороги, головокружения и пр. Снег сыпали в колодец для того, чтобы вода в колодце была всегда чистой, в изобилии и никогда не загнивала.
На ночь в чашках выставляли многообразные вида зерна, а утром осматривали – на какое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году».
В крещенский сочельник праздничный ужин называли «голодной кутьей». Обязательно на столе были кутья, блины и овсяный кисель. В крещенскую ночь молодежь проводила последнюю святочную вечерку с песнями, гаданиями и др.
В Сербии люди говорят, что небо ночью открывается и все воды в реках в этот момент останавливаются, прекращают течь. Считается, что и ветер перестает дуть, а вода превращается в вино: кто зачерпнет воду, то она останется целительным вином-лекарством от многих болезней.
Солома, которая лежала в сочельник под скатертью во время ужина, использовалась для обвязывания фруктовых деревьев для лучшего плодоношения. На Водяную коляду в Полесье хозяин босыми ногами выходил вечером в сад и перевязывал деревья, чтобы «не боялись мороза», приговаривая: «Я босой пришел не боясь мороза и ты не бойся».
Для избавления от нечисти, которая ходит во время святок, в ночь накануне Крещения молодые парни верхом на лошадях носились по дворам, били метлами и кнутами по всем темным углам. На дверных косяках, на дверях хлевов, амбаров рисовали мелом или углем кресты. В крещенскую ночь особенно опасен оборотень «Огненный змей», приходящий к юным девушкам в виде прекрасного юноши.
Тульское поверье: «Лютует под Крещенье – больше всей другой нечисти пододонной – Огненный змей. Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво Огненный Змей. Все знают, зачем он и куда летает. Огненный Змей – не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, за чем он летает, и говорят, что если Огненный Змей полюбит девицу, то его зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнём неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, – говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветёт красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит себя».
Чтобы защититься от Змея, насыпают печную загнетку снега, который собирают в крещенский вечер. Если Змей станет на крещенскую воду, то погибнет навсегда.