«Только знание, полученное от гуру, с его уст, является великим и ценным, иначе оно становится бесполезным и неубедительным».
Шива-самхита (3:11)
Фактически, во всех древних текстах утверждается, что для любой духовной садханы, особенно для высшей эзотерический практики, обязательно необходим гуру. Со всех точек зрения это логичное утверждение. Мы нуждаемся в руководстве учителя, чтобы получить знание по любому разделу наук. Стоит ли сомневаться в необходимости руководителя в постижении духовных наук?
«Гуру» означает того, кто рассеивает тьму, то есть невежество, и приносит свет. Поэтому гуру – это более чем учитель. Учитель может дать вам академическое знание для удовлетворения и развития вашего интеллекта, но гуру дает вам интуитивное знание через непосредственный опыт. Он есть тот, кто осознал свое подлинное «Я» благодаря своей собственной садхане и строгой дисциплине. Он прошел тот же путь, по которому идем, спотыкаясь, мы, и он знает западни и опасности, которые могут подстерегать ученика.
Путь опасен, узок, как лезвие бритвы, и те немногие, кто прошел его, знают дорогу. Фактически, мы даже не знаем места назначения, как же мы можем рассчитывать узнать дорогу? Однако, гуру был там, и его возвращение для того, чтобы показать нам дорогу, является частью его милости, которую мы как садхаки должны смиренно сознавать. Божественные силы расцвели в нем и раскрыли неведомые тайны духа. Он не только обнаружил скрытую реальность для самого себя, но может также передавать этот опыт другим, призывать их на тот же путь. Фактически, такой гуру живет именно с этой целью, пробудить в других стремление к духовному знанию.
В Индии, которая сберегла эту традицию с незапамятных времен, гуру считается божественной инкарнацией. Индийцы верят, что гуру по своему духовному совершенству ближе к Богу, чем кто бы то ни было из нас. Бог существует, допустим, но кто-нибудь видел Его? Гуру есть единственное проявление божественного, какое мы могли видеть, и поэтому его смиренно принимают как руководителя и наставника. Величайшие интеллектуалы, мыслители и философы склонялись перед гуру, познавшим истину, поскольку что есть академическое знание перед опытом?
Как взрослые люди в так называемом цивилизованном обществе мы чтим превосходство интеллекта, игнорируя, таким образом, любой другой источник знания, даже если он более точен. Мы не виноваты в этом, поскольку так нас обучали с детства, но в духовной жизни нужно превзойти интеллект и оставить его в стороне через возвышенные эмоции веры, любви и преданности. Для прогресса в духовной жизни нужно разучиться всему, потому что духовный опыт выше интеллекта и не следует логическим и рациональным нормам поведения. Поэтому часто говорят, что нужно быть невинным, как ребенок, который не связан логическими утверждениями интеллекта.
Основой всей духовной практики является личная практика. Мы можем быть теми же самыми культурно, социально, по расовой принадлежности и политически; даже с точки зрения религии мы можем быть подобны, но в понятиях духовной эволюции не существует двух личностей в одном и том же положении. Кто может знать, на какой ступеньке лестницы вы находитесь? Ваша духовная практика должна начинаться с того места, которое вы занимаете. Только гуру может решать это, исследуя карму и личную эволюцию искателя, на основании чего он и дает практику.
Интуиция гуру очень важна, так как ваш прогресс зависит от пригодности и действенности практикуемой садханы. Очень часто люди жалуются, что они не могут медитировать. Однако им не удается понять, что без выполнения предварительных методов для развития тела и ума медитация невозможна. Тело не способно сохранять неподвижность более 10 минут, и ум постоянно мечется от одной мысли к следующей. Какая медитация возможна при этом? Ошибка не в практике медитации, но в том, что вы пытаетесь «поместить квадратный колышек в круглое отверстие».
Возможно, искатель уже совершал путь развития через садхану в своих прошлых жизнях, но, для того, чтобы подобрать ослабленные нити, ему требуется рука учителя – мастера. В духовной жизни сила, благодаря которой вы действуете, есть та же сила, которая создала вас, сила сознания. Это, конечно, тонкий вопрос, требующий мастерства профессионала. Гуру владеет таким искусством. Выбор духовной практики никогда не должен определяться личной прихотью ученика. Только гуру имеет авторитет, интуицию и опыт, чтобы решать, какая практика является наилучшей для искателя.
Все мы любители в игре жизни (лила), хотя мы думаем, что можем совершать удивительные вещи. Кроме того, путь духовной садханы проходит через глубочайшие слои ума, где находятся скелеты всех прошлых переживаний. Встреча с ними может быть опасной для вашего спокойствия, если она происходит не под бдительным руководством гуру.
Гуру есть тот, кто посвящает вас в практику и вдохновляет вас оставаться на пути, несмотря ни на какие трудности. Инициация является важным фактором перед началом любой практики. Посвящение гуру обладает силой и создает благоприятную атмосферу и ментальное равновесие, необходимое для выполнения обязательств духовной практики и достижения намеченых целей. В Тантра-шастрах сказано, что без инициации от гуру садхана не может привести к желаемым последствиям.
Садхана, данная гуру, если она практикуется без ожидания, помогает устранить эго и уничтожить карму ученика. Принятие руководства гуру без ожидания каких-нибудь заслуг предполагает подчинение вашего эго. Во всем, что решаете делать вы сами, участвует эго. Однако, когда гуру наставляет вас, то не ваше желание, но его указание побуждает вас к действию. Когда нет желания, то нет ожидания и заблуждения, и через этот тонкий процесс происходит развитие ученика.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»