Люди существуют на земном плане, их сознание привязано к физическому телу и обусловлено им. Боги – персонифицированные космические силы – являются существами нефизической природы и населяют тонкий небесный план. Люди и боги одинаково нужны друг другу. Существование тех и других подчиняется породившему их космическому ритму. Так как боги пребывают как вне, так и внутри человека, их можно умилостивить путем внешних и внутренних ритуальных подношений. Поскольку ключи к тайному (эзотерическому) смыслу ведических гимнов ныне утеряны, источником глубинного эзотеризма в наши дни являются тантры, которые сложились на основе магии Атхарваведы и, подобно самим Ведам, склонны персонифицировать силы вселенной, с тем чтобы облегчить контакт с ними. Когда служители культа позабыли внутреннюю сущность ведических ритуалов и последние в большинстве своем превратились в ископаемые окаменелости, бунтари-подвижники, провозгласившие главенство личного опыта над омертвевшей догмой, восстали против установленной ритуальной системы и ввели новые ритуалы, эффективные, но зачастую не встречающие адекватного понимания.
Тантрические персонификации иногда упоминаются в поздних аюрведических текстах, так же как в самых ранних текстах по Аюрведе приводились сведения о ведических божествах. Делалось это, вероятнее всего, с одной и той же целью: напомнить рядовому ученику, что нельзя упускать из виду нефизическую реальность, даже если он занимается вещами сугубо прагматическими, и дать представление ученику неординарному об эзотерической медицине. Поскольку Аюрведа в основном экзотерична, так как затрагивает преимущественно процессы, свойственные физическому плану, ее эзотерические аспекты упоминаются в аюрведической литературе только намеками и вскользь, а полное выражение они получают только в тантрах. Тантра – это система ритуалов внутреннего жертвоприношения, позволяющая использовать внутреннюю среду для воздействия на внешнюю. Многие полагают, что Тантра – это религия сексуальных излишеств. Но они ошибаются, так как в действительности сексуальные ритуалы составляют только одну из многих составляющих Тантры. Не отрицая физического бытия, но и беспамятно не погружаясь в него, Тантра учит, что, поскольку сознание заключено в теле, то тело должно стать для человека храмом и алтарем для жертвоприношений, а каждое действие, которое человек совершает посредством этого тела, должно стать актом поклонения.
Внутреннее поклонение, по существу, подобно внешнему, однако отличается в частностях – приблизительно так же, как микрокосм является одновременно равным макрокосму и отличным от него. Участники внешнего ритуала жертвоприношения прежде всего пробуждают Землю, обеспечивая тем самым стабильность всей структуры ритуала, а затем призывают небесных богов, приглашая их спуститься в место поклонения и принять подношения. Ритуальный столб, или жезл, символизирующий соединение Земли и Неба, – парадоксальный объект: он в одно и то же время является частью 2-х разных миров и не принадлежит ни одному из них. Одним из вариантов такого сакрального предмета является Майское дерево, центральный элемент древних ритуалов поклонения Природе и праздников плодородия. Среди других разнообразных проявлений этого образа в индийской культуре можно упомянуть знамя Индры (царя богов) и еще один, более распространенный символ – лингам (фаллос) бога Шивы, покоящийся на основании, которое представляет собой стилизованную вагину его супруги Парвати. Возможно, этот символ уходит корнями в древность более глубокую, нежели сами Веды.
Существует и еще одно воплощение этого же символа, знакомое каждому, кто хотя бы однажды посещал кабинет врача. Это кадуцей, жезл с крыльями, обвитый 2-мя одинаковыми змейками. Он символизирует позвоночный столб – ту внутреннюю ритуальную колонну, которая соединяет «земной» полюс половых органов с «небесным» полюсом мозга. В тантрах и Ведах этот внутренний столб используется для совершения внутренних ритуалов жертвоприношения. Клетка в процессе деления образует внутри себя 2 полюса, а затем разделяется на 2 части, каждая из которых аккумулирует в себе одну из сформированных ранее полярностей. Две полярности образуются также в процессе формирования человеческого существа и концентрируются в тех областях, которые станут впоследствии головой и основанием позвоночника. Эти полярности внутри человека суть Микрокосмическое отражение 2-х макрокосмических полярностей всего нашего бытия: ограниченной Земли, которая крепко удерживает нас при себе, чтобы наша жизнь могла продолжаться, и безграничного Неба – необъятного космоса. Земля для нас воплощает все частное и индивидуальное, а Небо – все целостное и всеобщее. Земля-Мать – это стягивание энергии в материю, а Небо-Отец – расширение материи в энергию.
Человеческий зародыш в процессе своего развития продолжает себя из мира эфирного в мир физический, двигаясь вдоль оси позвоночного столба. Окончательно сформированное человеческое существо – это двухполюсное животное, заключающее внутри себя и Землю, и Небо. В основании позвоночного столба концентрируется космическая энергия, которая спроецировала себя в мир физический и оформилась во плоти. До тех пор пока она там остается, она отождествляет себя с телом. В Аюрведе эта космическая энергия называется ахамкарой, «создателем Я»; а в тантрах она известна как кундалини-шакти. Как правило, у всех воплощенных существ «спящая» Кундалини пребывает в основании позвоночника, полностью и безраздельно отождествляя себя с телом. Для человека позвоночный столб – это инструмент, способный изменять состояние сознания. Чем ниже в теле пребывает ваше сознание, тем глубже оно вовлечено в бытие физического плана; и чем выше оно поднимается вверх, тем полнее настраивается на бытие неземное.
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»