День святого апостола Андрея Первозванного

Андрей Первозванный (Апостол Андрей) – один из 12-ти апостолов Иисуса Христа. День его памяти – 13 декабря по новому стилю. Он был братом апостола Петра (ранее его имя было Симон). Об апостоле Андрее и других вышеназванных рассказывается в книгах Нового Завета.

В России Андрей Первозванный всегда очень торжественно почитался. Еще императором Петром I была учреждена первая и самая почетная награда России, а именно императорский орден святого апостола Андрея Первозванного. Им награждали государственных сановников. В конце XX века эта награда была восстановлена; теперь это высшая награда в РФ. Кроме того, в петровские времена официальным стягом военно-морского флота стал Андреевский флаг. Таковым он является и сейчас. Под его сенью моряки России одержали много славных побед.

Упоминания в Евангелии

Андрей Первозванный упоминается в списке апостолов в Евангелие от Марка (Мк. 3:18), от Матфея (Мф. 10:2), Деяниях Апостолов (Деян. 1:13), Евангелие от Луки (Лк. 6:14).

Андрей Первозванный родился в городе Вифсаиде Галилейской, который располагался на берегу Галилейского озера. Этот город упоминается в Библии много раз. Например, здесь же родились апостолы Филипп и Петр. Здесь же Иисус исцелил слепого. Позже он жил в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, вместе со своим братом Симоном. Впоследствии Симон станет апостолом Петром. Андрей Первозванный занимался рыбной ловлей. Еще с юных лет он молитвенно стремился к Богу. Он не вступал в брак, а стал учеником пророка Иоанна Крестителя. Последний возвестил о Боговоплощении. Когда Иоанн Креститель указал Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса и назвал того Агнцем Божьим, апостол Андрей и еще один ученик последовали за ним без промедления. Святой Андрей стал первым из учеников Христа, первым исповедовал его Мессией (Спасителем), за что его и назвали Первозванным.

Если исходить из Евангелие от Марка (Мк. 1:16-18) и Матфея (Мф. 4:18 – 19), Андрей и Петр были призваны недалеко от Галилейского озера. В Евангелие от Иоанна (Ин. 1:35-40) сказано, что апостол Андрей был призван около Иордана, сразу после Крещения Господня. Исходя из повествования апостола Иоанна, вначале Андрей был учеником Иоанна Крестителя, а лишь затем – Иисуса.

Кстати, в Евангелии от Иоанна апостол Андрей упоминается еще дважды: перед чудом насыщения пяти тысяч людей он ведет с Иисусом диалог о рыбе и хлебах (Ин. 6:8-9), а также они вместе с апостолом Филиппом приводят к Спасителю Еллинов (Ин. 12:20-22).

Науке также известно об апокрифическом (сокровенном, тайном) тексте «Деяния Андрея». По общепринятой версии он был создан в III веке нашей эры. Кроме того, говорится об утраченном Евангелии от Андрея.

Житие

В житии апостола Адрея Первозванного упоминается, что он и его брат Симон были рыбаками, которые родились и выросли в Вифсаиде. Их отца звали Ионою. После того, как они повзрослели, братья переехали в город Капернаум. Там они обзавелись собственным домом и продолжили заниматься рыбалкой.

Андрей еще с юного возраста захотел служить Богу. Он отказался вступить в брак и сохранял целомудрие. Однажды Андрей услышал, что на берегу реки Иордан Иоанн Предтеча призывает к покаянию и проповедует о скором приходе Мессии. Андрей без промедления отправился туда, оставив все, что у него было. Вскоре он стал ближайшим учеником Иоанна.

Апостолы Иоанн и Матфей по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. Иоанн пишет, что Андрей увидел Иисуса, когда Иоанн Предтеча указал на него, назвав Агнцем Божьим. Услышав это, Андрей вместе с еще одним учеником (автор Евангелие не приводит его имени), оставил Иоанна и незамедлительно последовал за Христом. Потом Андрей нашел своего брата и тоже привел его к Спасителю. Впоследствии брат святого Андрея станет апостолом Петром.

В учении Матфея говорится, что Спаситель встретил Андрея и Петра на берегу Генисаретского озера. Они ловили рыбу, забрасывая свои сети в воду. Иисус сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они оставили свои сети и последовали за Иисусом.

Писание доносит до нас весьма скудные сведения о жизни святого апостола в период земной жизни Христа. Сказано лишь, что именно апостол Андрей указал Спасителю на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин. 6:8-9). После этого Спаситель смог накормить этой скудной едой пять тысяч человек. Андрей же показал Спасителя язычникам, которые прибыли в Иерусалим, чтобы поклониться истинному Богу (Ин. 12:20-22). Кроме того, святой Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, открывших на горе Елонской судьбы мира (Мк. 13:3).

После смерти Иисуса на кресте, Андрей Первозванный стал свидетелем его Воскресения и Вознесения. Через 50 дней после Воскресения (день Пятидесятницы), в Иерусалиме на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных язычков. С помощью Святого Духа они получили дар пророчествовать, исцелять, говорить на разных наречиях о делах Бога.

12 учеников Иисуса с помощью жребия разделили между собой страны, куда им следовало нести евангельскую проповедь. По жребию Андрею достались обширные земли Пропонтиды и Вифинии, с городами Византий и Халкидон. Кроме того, он отправился в земли Македонии и Фракии, которые простирались до Дуная и Черного моря. Посетил он с проповедями земли Эллады, Вессалии, Скифии, Ахайи, города Трапезунд, Ираклия, Амастрида, Аминс. Он прошел все эти города и страны, неся слово Божье.

Первым местом его апостольского богослужения можно назвать побережье Черного моря. В те времена его называли «Эвксинским Понтом», то есть «гостеприимным морем».

Если верить преданиям Грузинской Церкви, Андрей Первозванный проповедовал и на территории нынешней Абхазии. Делал он это вместе с апостолом Симоном Канаитом, который принял там мученическую кончину.

Кроме того, по повествованиям Нестора Летописца, апостол Андрей поднимался вверх по Днепру до месторасположения будущего Киева, водрузил крест на киевских горах и сказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол продвигался далее на север, дошел до поселений славян на месте нынешнего Новгорода, около нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Потом он через земли варягов прошел в Рим и вернулся во Фракию. Там в небольшом селении Византии (впоследствии Константинополь) он основал христианскую церковь, а епископом назначил одного из 70-ти христовых апостолов, Стахия, о котором Павел упоминает в Послании к римлянам (16:9). Назначил он и пресвитеров церкви, «чтобы они учили народ и совершали таинства».

Почти во всех местах, в которых оказывался апостол, его встречали различными гонениями. Он претерпел много страданий и скорбей на своем пути. Но благодаря силе своей веры он переносил все эти тяготы «с услаждением». В особенности много мучений он испытал в городе Синопе, который расположен на южном берегу Черного моря. Там язычники подвергли его жестоким пыткам. По преданию «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран».

На своем пути апостол прошел через города Самосаты и Неокесарию. Проходил он и через земли Зигов и Абасков, через страну Аланы. По преданию, язычники зиги сначала не приняли его учение, и хотели убить апостола. Но удивились его подвижничеству и кротости, и изменили свое намерение.

Потом апостол прошел через Боспорское царство и отправился в Византий. Святой был первым, кто проповедовал святое учение в том городе, который в будущем станет центром Восточного Христианства.

Воскресения усопших

Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал чудеса. В частности, житие святого апостола Андрея упоминает о нескольких случаях воскресенья усопших.

  • В городе Амасеев он воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки. Он это сделал по просьбе отца этого ребенка.
  • В Фессалониках он в присутствии большого количества людей воскресил мальчика, умершего от удушья. Там же он воскресил мальчика, умершего от укуса змеи.
  • В Никомидии он воскресил во время погребального шествия мальчика, погибшего по той причине, что его разорвали собаки.
  • В городе Синоп апостол воскресил мужчину, найденного убитым в яме. Его просила об этом жена убитого.
  • В городе Ацкури (современная Грузия), апостол воскресил умершего молитвой. Благодаря этому чуду, все жители города приняли Святое крещение.
  • В городе Патры Андрей Первозванный проповедовал в доме святого Лисбия. Бывшая наложница проконсула, Трофима, уверовала в учение апостола и ушла от своего мужа, последовав за святым. Ее муж пришел к Калисте, жене проконсула и оклеветал свою супругу, сказав, что она возобновила связь с Лисбием. Калиста приказала поместить Трофиму в дом терпимости для надругательства. Но женщина так сильно молилась, что все мужчины, которые пытались к ней прикоснуться, погибали. Через некоторое время Калиста отправилась с любовником в баню, где они оба скончались. Кормилица Калисты попросила апостола воскресить умершую, он сделал это, и Калиста вместе с Лисбием уверовали во Христа. Также, в этом же городе во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесенных с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло еще 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
  • Это далеко не все чудеса, которые совершал на своем жизненном пути апостол Андрей.

    Последний город, который посетил святой апостол

    Последним городом, который посетил Андрей Первозванный и принял там мученическую смерть, был город Патры (Патрас), который располагается на территории нынешней Греции. Здесь по молитве святого Андрея исцелился больной Сосий, знатный горожанин. Здесь же исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат философ Стратоклий. Эти чудеса побудили жителей города принять из его рук святое Крещение. Но консул Эгеат, правитель города, оставался язычником до конца. Он пренебрежительно отнесся к проповеди святого апостола. Он назвал его слова пустыми, сказал, что их могут слушать только глупцы. Жестокий правитель снова и снова угрожал святому казнью. Единственной возможностью избежать казни было отказаться от своей веры и принести жертвы языческим идолам. Издеваясь над апостолом, правитель угрожал, что распнет его на том самом кресте, который тот так истово прославляет. Но святой Андрей не боялся казни, он с уверенностью и бесстрашием отвечал угрожавшему ему, что смерть праведных честна, бояться ее должны лишь грешники.

    Не мог понять правитель эти слова и смысл этого учения. Тогда апостол ему сказал, что поймет их лишь тот, кто уверует в Христа. Тогда Эгеат, разгневавшись, повелел бросить Андрея в темницу. Толпы людей стекались к месту заключения святого. Они готовы были встать на его защиту, убить ненавистного всему городу Эгеата и освободить апостола, но тот удерживал их своей проповедью. Он просил их не производить эти возмущения. Напоминал о том, как Спаситель, когда был тоже предан на смерть, показал великое терпение. Он не прекословил своим палачам, не вырывался из их рук. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Когда слуги вели святого Андрея на казнь, со всех концов города собралось множество народу. Люди, не понимая, в чем согрешил этот человек, и за что его ведут на распятие, пытались освободить святого Андрея. Но сам апостол умолял народ не препятствовать его страданиям, он шел радостно, не переставая проповедовать.

    Он издали заметил поставленный для него крест (он был сделан косым, в виде буквы «Х») апостол благословил его, обратившись к орудию своей казни со словами приветствия и благоговения. Святой Андрей громко восклицал о том, что идет на крестную смерть с радостью и дерзновением.

    Подойдя к месту казни, святой Андрей отдал свою одежду слугам; слуги же, подняв мученика на крест, привязали его за руки и за ноги цепями, так как Эгеат приказал не прибивать апостола гвоздями, чтобы продлить его мучения.

    Два дня проповедовал апостол с креста. На второй день множество людей отправилось к дому Эгеата, требуя снять с креста этого человека, который даже перед лицом смерти не перестает учить истине. Сила народного гнева испугала правителя. Вместе с людьми он отправился к месту казни, чтобы освободить апостола. Увидев Эгеата, святой Андрей обратился к нему с креста со словами о том, что не желает быть снятым, ибо уже видит своего Царя, уже поклоняется Ему, уже стоит перед Ним. Апостол говорил, что печалится лишь об участи своего жестокого судьи, потому что того ждет вечная погибель. Когда слуги приблизились, чтобы отвязать Андрея от креста, руки их не повиновались им, словно онемели. Множество людей подходили и пытались освободить апостола, но неведомая сила останавливала их. Святой Андрей громко молил Господа принять его дух с миром, ибо время настало, чтобы прийти к Господу и видеть Его. Его молитвы были услышаны. Крест осветило божественное сияние, а когда оно погасло, святой Андрей уже отдал Богу душу.

    Жена правителя Максимилла сняла тело апостола с креста и погребла его со всеми почестями. Святой апостол Андрей Первозванный умер примерно в 62 году нашей эры. На месте его распятия воздвигнут величественный собор Андрея Первозванного, самый большой во всей Греции.

    Предание о служении святого Андрея в Скифии

    Евсений Кесарийский говорит о служении Андрея Первозванного в Скифии. Он ссылается на недошедшее до наших дней сочинение Оригена. Если верить Евсению, Ориген утверждал, что апостолы бросили жребий, чтобы определить свою дальнейшую миссионерскую деятельность. В результате Петру выпало пророчествовать в Риме, Матфею – в Палестине, Иоанну – в Малой Азии, Марку – в Египте, Фоме – в Парфии, а Андрею достались Фракия и Скифия.

    В дальнейшем церковные писатели (Епифаний Кипрский, Досифей Тирский, Евхерий Лионский, Никита Лафлагон), которые жили в разное время, по–разному дополняли это предание. Они утверждают, что маршрут Андрея Первозванного пролегал «через всю Вифинию, всю Фракию и скифов… потом достиг великого города Севаста… где находится крепость Аспар и река Фасис… у которой обитают внутренние эфиопы» (то есть, апостол достиг нынешней Абхазии. Между Иверией и Скифией Андрей посетил Боспор, Феодосию и Херсонес.

    О почитании в разных странах

    3 марта 357 года мощи святого Андрея Первозванного были торжественно перенесены из Патр в Константинополь. Они были положены в храме Святых Апостолов, рядом с мощами святого евангелиста Луки и Тимофея, ученика апостола Павла, одного из 70 Христовых апостолов.

    Андрей Первозванный почитается в качестве основателя и покровителя Константинопольской православной церкви.

    Существует легенда, что в VIII веке монах Регулус перевез мощи святого Андрея в Шотландию и поместил их в кафедральный собор Сент–Эндрюса. Существует также версия, что в 1208 их перевезли крестоносцы в Италию, в Амальфи. Возможно, частично.

    В 1453 году Фома Палеолог (младший брат Константина XI Палеолога) бежал вместе с женой из Константинополя на Корфу после падения города. Он взял с собой забальзамированную голову святого Андрея. В конце 1460 он уехал в Италию, взяв голову святого с собой. 7 марта 1461 года его с почестями приняли в Риме. Он преподнес голову святого апостола Папе Римскому, и тот наградил его Орденом Золотой Розы.

    На территории Трирского собора хранятся гвоздь и сандалия святого Андрея.

    Часть его мощей хранится в городе Мантуе, в кафедральном соборе.

    На Руси почитание Андрея Первозванного превратилось в культ после 1080-х годов. Первая церковь в его честь была построена в 1086 года благодаря великому князю Всеволоду Ярославовичу, сыну Ярослава Мудрого.

    Картины с изображением апостола Андрея создавали многие великие живописцы, включая Эль Греко, Мурильо и другие.

    В 1968 году император Петр I ввел высшую награду России – Орден святого Андрея Первозванного. В 1998 году награда была возрождена.

    26 декабря 1906 года в английском городе Бирмингеме был открыт футбольный стадион «Сент–Эндрюс», названный в честь святого Андрея Первозванного.

    В 2013 году в Харькове был открыт памятник апостолу. Это было приурочено к 1025-й годовщине Крещения Руси. В других городах Украины, в Киеве и Херсонесе, также есть памятники святому. Только там он изображен в преклонном возрасте, незадолго до того, как принял мученическую смерть, а в Харьковском памятнике он увековечен в расцвете сил. Такую рекомендацию дали скульпторам представители Харьковского духовенства, так как святой Андрей очень много путешествовал в своей жизни, а это не сможет сделать физически слабый человек. Есть памятник святому Андрею и в Москве и многих других городах.

    В 2014 году был установлен памятник Андрею Первозванному и на острове Валаам. Его открытие считают символом единения русского и украинского народов, которое преодолеет все межнациональные конфликты.

    Святой Андрей Первозванный является покровителем моряков и рыбаков, а также России, Украины, Шотландии, Греции, Румынии, Амальфи, Сицилии.

    Корабль–церковь «Андрей Первозванный» в Новосибирске

    В 2008 году, с 15 по 31 августа, в Новосибирской области работал корабль-церковь, названный именем святого. Его рейд организовала Новосибирская епархия Русской православной церкви и областная администрация. Этот рейд был сделан для того, чтобы оказать материальную и духовно–социальную помощь жителям отдаленных сел региона. В ходе поездки, медицинские работники, служители церкви, работники социальной защиты, посетил более 25 сел Новосибирского, Болотнинского, Колыванского и Мошковского районов.

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    старее
    новее большинство голосов
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии