Век Кали | Рост числа психических заболеваний | Кто обращается к преданному служению? | Типы депрессии | Женщины более подвержены депрессии | Советы по преодолению депрессии | Поддерживать душу в теле | Враги ума | Избавьтесь от эгоизма | Внимательность и способность прощать | Самое главное – вера | Благодарность как образ жизни | Важность смирения | Помогайте другим | Вопрос/Ответ
сидяч читтам вилийета
четасо грахане ‘кшамам
мано наштам тамо гланис
тамас тад упадхарайа
«Когда высшее осознание человека терпит крах и в конце концов исчезает, и он таким образом становится неспособным концентрировать свое внимание, его ум разрушается и проявляет невежество и депрессию. Ты должен расценивать эту ситуацию, как преобладание гуны невежества».
«Шримад-Бхагаватам», 11.25.18
Век Кали
йада майанритам тандра
нидра химса вишаданам
шока-мохау бхайам даинйам
са калис тамасах смритах
«Когда преобладают воровство, ложь, лень, сонливость, насилие, отчаяние, скорбь, заблуждение, страх и бедность, – это время зовется Кали, эпохой гуны невежества».
«Шримад-Бхагаватам», 12.3.30
Век Кали, или эпоха ссор, беспорядков и невежества, упоминается во многих религиозных текстах. Это время тьмы и греха. Резкое увеличение случаев депрессии – признак быстрой деградации цивилизации и огромной разочарованности человечества.
Рост числа психических заболеваний
Всемирная организация здравоохранения провела обширные исследования психического здоровья по всему миру и опубликовала их результаты в своем отчете за 2001 год. Было установлено, что 450 миллионов человек в мире имеют нарушения психики или норм поведения. Кроме того, было обнаружено, что депрессия является одной из главных причин нетрудоспособности и среди десяти главных причин заболеваний занимает четвертое место. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что в последующие 20 лет депрессия выйдет на второе место в этом списке. ВОЗ также сообщает, что каждый год миллион человек совершает самоубийства, а попытку к самоубийству предпринимает от десяти до двадцати миллионов человек.
На рост числа психических заболеваний оказывают влияние многие факторы – биологические, психологические и социальные. Причиной депрессии может быть неудовлетворенность людей своими мужьями, женами, детьми, политиками, религиозными лидерами, образовательными организациями, самими собой и т.д. Даже сама по себе привязанность к материалистическому образу жизни порождает множество проблем. Все эти источники разочарованности приводят к стрессу, беспокойству, унынию и крушению надежд.
Понимая, какое влияние оказывают психические нарушения на сознание, мы можем более эффективно помогать людям, страдающим от этих проблем. Нам также важно знать, как помогать своим семьям и самим себе. Духовный воин должен защищать здоровых и служить больным. Для того, чтобы быть во всеоружии, мы рассмотрим психические заболевания, в особенности депрессию, с биологической, психологической и, конечно, духовной точек зрения.
Кто обращается к преданному служению?
Прежде чем перейти к обсуждению депрессии, я хотел бы представить определенную информацию, которая поможет нам шире понять этот вопрос. В «Бхагавад-гите» Кришна описывает 4 типа людей, которые обращаются к преданному служению:
чатур-видха бхаджанте мам
джанах сукритино ‘рджуна
арто джигъясур артхартхи
гъяни ча бхаратаршабха
«О лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину».
«Бхагавад-гита», 7.16
Представители только одной из этих четырех категорий действительно ищут знаний о Боге. Другие обращаются к преданному служению из любопытства, из-за страданий или желая богатства. Большинство людей обращаются к Богу, когда в их жизни возникают проблемы, и это по существу означает, что они обращаются к Богу, поскольку хотят, чтобы Он избавил их от материальных страданий и трудностей и позволил им наслаждаться или хотя бы дал возможность спокойно переносить страдания. Однако самых возвышенных преданных Господа это нисколько не интересует. Они стремятся лишь к высшему трансцендентному знанию.
В действительности разочарованность в материальном мире – замечательная вещь, ибо зачастую она приводит человека к преданному служению. Иногда человек не вписывается в материалистическое общество или считается не вполне нормальным с точки зрения «общепринятых» норм. И хотя неспособность успешно функционировать в материальном мире может казаться недостатком изощренному материалисту, она может сыграть роль катализатора, подтолкнув человека к преданному служению Богу. Но если человек не установит более глубокой связи с трансцендентным, то качества, послужившие причиной его неспособности действовать в материальном мире, могут сделать его неспособным жить и в обществе преданных, что отрицательно скажется как на самом человеке, так и на окружающих.
В духовном сообществе преданных Господа, несомненно, существует определенный социальный и духовный этикет, и к человеку предъявляются определенные требования. Даже если у нас есть достаточный запас сукрити, благочестивых поступков, наш прогресс может остановиться в самом начале, если мы не будем усердно работать над собой. Отвращение, разочарованность и сильная тревога могут побудить многих людей искать прибежища у Господа, но если они не развивают правильных отношений с другими верующими или их ожидания не оправдываются, они еще глубже погружаются в скорбь и депрессию.
Многие ищущие Бога люди испытывают подобные трудности, и некоторые из них даже задумываются о самоубийстве. Они глубоко убеждены в том, что у жизни должна быть высшая цель, но из-за того, что им не удается найти или почувствовать эту высшую цель, жизнь кажется им бессмысленной, и у них пропадает желание жить. Проводя семинары в храмах Европы, Африки, Австралии, Малайзии, России и Америки, я спрашивал аудиторию: «Кто из вас думал о самоубийстве?» Как правило, около трети преданных поднимали руки. Кто-то просто задумывался об этом, а кто-то действительно собирался это сделать. Некоторые рассказывали, что, когда они уже были готовы наложить на себя руки, им вдруг встречались преданные, или они замечали на полке духовную книгу, которая, казалось, была готова прыгнуть к ним в руки. Другие видели преданных или своего духовного учителя во сне, а на следующий день действительно встречали преданных.
Иногда ситуация в жизни человека становится настолько опасной, что Сам Бог вмешивается в ход событий, как это порой бывает в момент смерти. Это происходит благодаря сильной концентрации сознания на Всевышнем Господе. Связь с Богом устанавливается не благодаря мыслям о самоубийстве, а благодаря огромной решимости или отчаянию. У многих из нас был в жизни опыт, когда мы искренне молились и взывали о помощи, и Господь, казалось, становился к нам ближе, и в нашей жизни происходили перемены. Он всегда был рядом, готовый помочь, но лишь благодаря искренности своей мольбы мы обретали способность принять эту помощь.
Много лет назад, в 1969 году, в одном из ашрамов в Америке произошел неприятный случай. Новый преданный по имени бхакта Стив стал посещать нью-йоркский храм. Его поведение было несколько необычным и немного грубоватым, но он старался практиковать Бхакти Йогу. Но в какой-то момент он перестал появляться. Шрила Прабхупада заметил это и спросил у своих учеников: «Где бхакта Стив?» Один из преданных сказал Шриле Прабхупаде, что бхакта Стив совершил самоубийство. Прабхупада стал очень серьезным и в его глазах заблестели слезы. Он громко заговорил, обращаясь к Господу с молитвой: «Дорогой Кришна, где бы этот парень сейчас ни находился, пусть он немедленно родится в семье преданного». Он также сказал, что Кришна послал нам эту душу, но мы не смогли о ней как следует позаботиться. Этот человек чувствовал себя плохо как в мирской жизни, так и в духовной, и поэтому покончил с собой.
Порой люди приходят в духовные общества из-за проблем в обычной, мирской жизни. Но если они видят, что общество преданных не оказывает им достаточной поддержки, они думают: «Я страдал в материальной жизни, а теперь пытаюсь найти прибежище у людей, преданных Богу, но даже здесь я вижу столько споров, политики, лицемерия и имперсонализма». В результате человек может уйти или даже совершить самоубийство. Когда кто-то уходит, это очень плохо, потому что жизнь человека, соприкоснувшегося с трансцендентным знанием, необратимо меняется. Когда преданные уходят, они становятся похожими на привидений, ибо не находят удовлетворения ни в обществе материалистов, ни в обществе духовных людей. Они словно теряют свое «я». Такого никому не пожелаешь. Поэтому мы должны постараться создать такую атмосферу, в которой бы люди чувствовали себя хорошо и могли духовно расти. И если у них возникают проблемы, им помогали бы их решать.
Типы депрессии
Обычно депрессии подразделяются на униполярные и биполярные, хотя часто их путают. Униполярная депрессия включает в себя практически полную потерю мотивации, печаль, ощущение пустоты и тревогу, продолжающиеся месяцами или даже годами. Такой человек потерял всякую надежду на то, что его страдания прекратятся. Зачастую у него пропадает желание есть, говорить, общаться с людьми и даже мыться. Некоторые люди впадают в такую глубокую депрессию, что месяцами не выходят из темной комнаты и неделями не моются. Некоторые из вас встречали таких людей. Когда в нашей жизни происходит что-то очень неприятное, мы можем испытывать такие сильные страдания, что, кажется, ничто не способно доставить нам радости. У всех бывают трудные времена. Смерть родственника, развод или серьезная болезнь – все это может привести к депрессии. Такие события очень сильно травмируют человека, и известно, что многие люди заболевают раком именно после того, как в их жизни происходят подобные несчастья. Смерть, развод, потеря работы – все это приводит к тому, что ум постоянно посылает органам тела агрессивные и болезненные послания.
Люди, страдающие биполярной, или маниакальной, депрессией, имеют двойную природу. Иногда они впадают в такую глубокую депрессию, что кажется, ничто не способно вывести их из этого состояния. Однако через некоторое время они неожиданно переходят в маниакальное состояние – становятся необычайно активными, почти не спят и испытывают большой душевный подъем. Некоторые люди в маниакальном состоянии способны не спать по несколько дней. Возможно, вы знаете людей, с которыми такое происходит, а может быть, кто-то из вас и сам испытывал подобные состояния. В действительности миллионы людей страдают от этого заболевания, и в последующие 10-15 лет их число резко возрастет. Людям все трудней взаимодействовать с материальной энергией, и в их жизни увеличивается число разочарований.
Женщины более подвержены депрессии
Обычно женщины более подвержены депрессии и сильнее мужчин страдают от нее. Одна из причин в том, что многие женщины чувствуют себя менее защищенными и поэтому проявляют большую эмоциональность. Когда люди сталкиваются с экономическими, политическими, социальными или религиозными проблемами, это в меньшей степени беспокоит их, если они чувствуют, что могут повлиять на ситуацию. Однако если человек, оказавшись в затруднительной ситуации, ничего не может поделать и вынужден отдаться на волю судьбы, он подвергается гораздо большему стрессу.
Причиной депрессии женщин также может быть менопауза. И хотя этому до некоторой степени подвержены и мужчины, на женщинах она сказывается намного сильнее. Мужчины проходят в жизни через различные циклы, поскольку ум тоже проходит через различные циклы. Одним из наилучших периодов для мужчины является время, когда его дети вырастают и покидают родительский дом. Отец счастлив, что его дочери или сыновья выросли, поступили в колледж, нашли работу или устроили свою личную жизнь. Но для женщины это время может оказаться самым тяжелым. Она вспоминает, сколько сил отдала заботе о детях, а теперь, кажется, никому нет до нее никакого дела. Мужчина чувствует облегчение, в то время как женщина больше, чем когда-либо, нуждается в поддержке и одобрении.
Всемирная организация здравоохранения сообщает, что 20% женщин в своей жизни подвергались физическому или сексуальному насилию со стороны мужчин. Кроме того, исследования показывают, что от 14 до 20% женщин в Соединенных Штатах будут изнасилованы на протяжении своей жизни.
Если женщина подавляет такие воспоминания о своем прошлом, они снова могут всплыть на поверхность к сорока годам, что, как правило, приводит к психологическим проблемам. Мужчина может не понимать чувств женщины в течение этого периода, поскольку они связаны с насилием, которому она подверглась в детстве.
Когда девушка достигает двадцатилетнего возраста, она может испытывать депрессию, связанную с переходом на другую стадию жизни. Хотя она уже не подросток, ей может быть по-прежнему трудно управлять своей жизнью. Тем, кто сталкивается с этой проблемой, не следует слишком расстраиваться, потому что через это проходит большинство женщин. Более серьезно относясь к духовой жизни, мы сможем избавиться от подобных проблем. Кроме того, духовные методы, несомненно, помогут вам понять свои проблемы и свести их к минимуму. Если мужчина видит, что его дочь или жена переживает трудный период, он должен понять их и проявить сострадание.
Злоупотребление древними традициями – еще одна причина депрессии. На международной женской конференции, проходившей в Бейджинге (Китай) в 1995 году, в ряде докладов сообщалось, что от побоев больше других страдают индийские и африканские женщины. В докладах отмечалось, что во многих мусульманских странах женщины также страдают от насилия и побоев. Культуры, которые придерживаются представлений о мужчине как о том, кто обеспечивает семью и кому все члены семьи должны беспрекословно подчиняться, могут стать крайне деструктивными, если мужчины будут злоупотреблять этой философией. Вместо того, чтобы заботиться о женщинах и помогать им, мужчины могут создать совершенно противоположную ситуацию, что приведет к многочисленным проблемам. Когда такое происходит, женщины становятся еще в большей степени подверженными депрессии. Часто мужчины относятся к бесправному положению женщин как к культурной традиции, не задумываясь над своими поступками и не чувствуя за собой никакой вины. Самое печальное, что они оправдывают свою жестокость так называемыми религиозными доктринами. И хотя религия должна обеспечивать женщинам защиту, мужчины используют религию, чтобы эксплуатировать женщин и манипулировать ими.
Господь Чайтанья, Шрила Бхактисиддханта и Шрила Прабхупада были против чрезмерного акцента на телесных различиях, проявляющегося в расизме, кастовой системе, брахманизме и сахаджии. Кастовая система опирается на представления о социальной иерархии, основанной на рождении в определенной семье. Брахманизм – это разновидность кастовой системы, утверждающая, что только те, кто родились в семьях брахманов, могут быть священнослужителями. Сахаджия – это самонадеянное и искусственное проявление духовных эмоций. Подобные искажения ведической культуры приводят к жестокому обращению с женщинами. Нездоровое господство мужчин над женщинами порождает депрессию, неправильные стереотипы поведения и, как следствие, – страдания. Слишком большой стресс оказывает сильное влияние на физическое тело, что неминуемо приводит к болезням. Многие женщины заболевают раком, болезнями сердца и диабетом вследствие того, что семейные проблемы создают стресс и оказывают влияние на физическое тело. И зачастую причина этого кроется в эксплуатации женщин, оправдываемой древней культурой или религией.
Эти моменты очень важны для нас, поскольку мы хотим оказывать уважение друг другу как преданным Бога. Если вы состоите в браке, это не означает, что вы просто общаетесь со своим мужем, женой или детьми, – вы общаетесь со слугами Бога. Вы вместе трудитесь в служении Богу. В идеале муж должен смотреть на жену как на дар Бога, а не как на свою собственность. Аналогично, жена должна смотреть на мужа как на дар Кришны. И муж, и жена должны смотреть на своих детей как на дар, а не как на свою собственность.
Если мы смотрим на членов семьи как на свою собственность, мы не сможем дать им достаточно любви и заботы. Люди склонны оправдывать свое безразличие, обман или жестокость тем, что «раз это моя собственность, я могу поступать с ней так, как хочу. Если я хочу изменить своей собственности или пренебречь ею, я вправе это делать, потому что это моя собственность». Однако если мы понимаем, что все принадлежит Богу и нам просто поручено заботиться об этом от Его имени, то будем обращаться друг с другом так, чтобы доставить удовольствие истинному владельцу. Таким образом, нужно стараться относиться к жене, мужу или детям так, чтобы доставить удовольствие их истинному владельцу. Тогда мы сможем избежать многих проблем, приносящих физические недомогания, психические нарушения и разочарования, а также искажающих древнюю культуру и религию.
Несмотря на то, что женщины испытывают всевозможные страдания и боль, они в среднем живут на 5-8 лет дольше мужчин.
Во-первых, это объясняется тем, что женщины наделены огромной жизнестойкостью, что позволяет им, несмотря на дурное обращение, жить дольше мужчин. Поэтому они могут позаботиться о своих мужьях в последние годы их жизни, а затем похоронить или кремировать их. Принимая все это во внимание, мужчинам следует задуматься над тем, что женщины могут воспользоваться этим временем, чтобы отомстить жестоким отцам, мужьям и т.д. Кроме того, вполне возможно, что многим мужчинам придется родиться в следующей жизни в женских телах и также страдать от оскорблений. В обществе, в котором женщины, дети, брахманы, старики и коровы не получают должной заботы, жизнь людей сокращается («Шримад-Бхагаватам», 1.8.5, комм.). Может быть, поэтому продолжительность жизни современных мужчин сокращается?
Советы по преодолению депрессии
Теперь нам хотелось бы перейти к поиску путей избавления от депрессии или, по крайней мере, правильного к ней отношения. Во-первых, нам необходимы духовно ориентированные психотерапевты, способные оценить духовную культуру и, что самое важное, следовать ей. Хотя некоторые из психологических трудностей имеют физиологическую или биологическую природу, есть и другие, которые проистекают от ума и от которых можно избавиться с помощью психотерапии. Однако обращаться к психотерапевтам, не понимающим духовных принципов, может быть крайне опасно, поскольку они могут только усугубить проблему.
Например, проявление святым смирения обычные психотерапевты характеризуют как низкую самооценку. Они не понимают, что смирение – достояние святого. Чувство благодарности и близости к Богу делает такого человека смиренным. Простота и отрешенность могут интерпретироваться как антисоциальное поведение. Соблюдение святым обета целомудрия или целибата может трактоваться как подавление полового желания. Этот список можно продолжать и дальше. Поэтому нам нужны преданные, обладающие знаниями по психологии, чтобы они могли служить своим общинам и при этом оставаться в сознании Бога.
Поддерживать душу в теле
Иногда нам кажется, что мы сможем разрешить все проблемы, просто совершая ритуалы. Действительно, если исполнитель обладает достаточной чистотой и глубиной понимания, такая практика может оказать значительную помощь. Но поскольку такое встречается крайне редко, нам необходима, как правило, дополнительная помощь. Особенно же мы хотим помочь начинающим трансценденталистам достичь лучших результатов в духовной практике и научиться владеть своим умом и побеждать его врагов. Чем больше духовные организации и общины распространяются по всему миру, тем больше возрастает потребность в такого рода руководстве. Вайшнавский святой Бхактивинода Тхакур говорит, что для развития здоровой общины необходимо наличие четырех составляющих:
- Нам нужно заботиться о теле.
- Нам нужно поддерживать умственный тонус.
- Нам нужны хорошие взаимоотношения.
- Нам нужно изучать духовную литературу.
Разумеется, вставая на духовный путь, мы время от времени сталкиваемся с испытаниями. Поэтому мы должны искать общества тех, кто действительно способен понять наши физические, психологические и духовные потребности и помочь нам.
Враги ума
Представьте следующую ситуацию: вас окружили 6 врагов, которые постоянно ждут удобного момента, чтобы напасть на вас. Как только они видят, что вы теряете бдительность, то сразу же готовятся к нападению. Поэтому мы должны постараться стать сильными и избавиться от своих слабостей, ибо майя всегда ищет наши слабые места. 6 врагов – это вожделение, гнев, жадность, иллюзия, безумие и зависть, и с их помощью депрессия, беспокойство, уныние и разочарованность воздействуют на ум. Если вы знаете, где прячется враг, то будете держаться на расстоянии от этого места, чтобы не подвергать себя опасности. Конечно, эти враги прячутся в уме.
Причиной многих психических нарушений является вожделение, поскольку неудовлетворенное вожделение сначала превращается в гнев, а затем – в иллюзию и замешательство. Некоторых людей это доводит до неврозов, психозов, шизофрении и т.д. А некоторые испытывают такой сильный гнев, что начинают страдать от гипертонии, язвы и даже совершают насилие как над другими людьми, так и над собой. Депрессия – это гнев, направленный на самого себя. Гнев всегда находит свою жертву – ей становитесь либо вы сами, либо кто-то другой. Зачастую людям не удается установить баланс между умом и разумом, и тогда психологические проблемы беспокоят их на протяжении всей жизни.
Зависть также приводит к внутреннему дисбалансу. Нам нужно стать пара-духкха-духкхи-крипам-буддхи, что означает воспринимать чужие радости и страдания как свои. То есть испытывать радость, когда в жизни другого человека происходит что-то хорошее, так, как если бы это произошло с нами самими. Такой образ мыслей предотвращает депрессии и психические расстройства. Если мы научимся избавляться от негативных чувств, то обнаружим, что это решает многие наши проблемы.
Избавьтесь от эгоизма
Если вы оказываетесь в состоянии депрессии, то задумайтесь о степени своей сосредоточенности на себе. Есть 2 способа играть роль Бога: считать себя самым важным человеком или считать себя самым несчастным и ничтожным. Еще один способ – думать, что все вращается вокруг моих проблем. Если вы спросите такого человека: «Как дела?», – он ответит: «Я так рад, что ты спросил меня об этом! У меня болит голова, желудок и нога. Мне нужна поддержка, а мой сын доставляет мне одни беспокойства». Вместе с тем, если мы будем слишком сосредоточены на своих собственных проблемах, это лишь усугубит их. Бескорыстие – вот путь к разрешению проблем. Если мы будем заботиться о других и не станем придавать слишком большого значения своим проблемам, то увидим, что Господь помогает нам устранить их.
Например, если вы руководите организацией и видите, что ваш подчиненный хорошо справляется со своими обязанностями, вы постараетесь создать ему еще лучшие условия для работы. Того же, кто плохо справляется с работой, вы вызовете к себе и, возможно, вообще уволите. Аналогично, если Бог видит, что Его преданный упорно трудится ради Него, то устранит все препятствия, чтобы тот мог служить еще лучше. Вместо того, чтобы концентрироваться на трудностях, мы должны быть проактивными и искать пути улучшения качества нашего служения. Кришна обещает, что сохранит то, что мы имеем, и даст то, чего нам недостает.
ананйаш чинтайанто мам
йе джинах парйупасате
тешам нитйабхийуктанам
йога-кшемам вахамй ахам
«Но тем, кто всегда поклоняется Мне с непоколебимой преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном образе, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что они уже имеют».
«Бхагавад-гита», 9.22
Он дал нам это обещание, и Он его выполнит.
Депрессия означает чрезмерное сосредоточение на своих проблемах и лишение других нашей любви. Но ведь если мы будем больше любви отдавать другим, то никогда не будем испытывать недостатка любви по отношению к себе. Таков закон кармы. Если мы ждем, пока другие позаботятся о нас и полюбят нас, то останемся ни с чем. Если же постараемся больше служить и больше любить, то обнаружим, что депрессия пойдет на убыль.
Внимательность и способность прощать
Еще одной из причин депрессии является неспособность прощать. Подчас люди искренне пытаются найти выход из положения, но при этом они никак не могут простить других. Ум влияет на тело, и гнев может приводить к тому, что тело будет причинять вред своим собственным клеткам. Развитие внимательности – еще один полезный вид практики, помогающей избавиться от депрессии и психологических проблем. Это поможет нам всегда помнить о том, что за всем происходящим стоит Бог. Мы также можем осознать, что Господь всегда с нами в трудные времена, и, оказываясь в очередной раз в трудной ситуации, будем вспоминать о том, как Он помог нам в прошлый раз. И, наконец, это укрепит веру в то, что в будущем Он будет нам помогать еще больше.
Самое главное – вера
Мы не сможем преодолеть трудности, если у нас нет веры, но не поможет нам и ложная вера. Когда в жизни человека что-то не ладится, его вера слабеет. Наша вера зависит от того, что с нами происходило в прошлом, что происходит в настоящем и еще больше от того, чего мы ожидаем от будущего. Если у нас тяжелое прошлое и трудное настоящее, наша вера в будущее будет слабой. Однако если мы видим, что вокруг нас происходит много положительных событий, дающих нам заряд бодрости, наша вера значительно окрепнет. Редкие люди способны сохранять сильную веру, несмотря на трудное прошлое и тяжелое настоящее. Мы хотим создать в наших общинах такую атмосферу, которая наполняла бы нас энергией и укрепляла нашу веру.
Благодарность как образ жизни
Иногда мы увязаем в своих психологических проблемах потому, что не способны с благодарностью воспринимать прошлое. Чем больше благодарности мы проявляем, тем более благоприятным становится наше будущее. Иногда Всевышний Господь дает нам что-то, а иногда забирает. Преданный всегда должен быть благодарным. И когда Бог дает нам богатство, мы говорим Ему: «Спасибо». Когда же Бог все отбирает и делает нас нищими, мы благодарим Его за то, что Он избавил нас от ложной гордости. Мы благодарим Его за все, что помогает нам вести простую жизнь. Если Бог дает нам хорошее здоровье, мы можем сказать: «Спасибо Тебе, Господь, ибо Ты знаешь, как я ненавижу боль! Ты дал мне такое замечательное, здоровое тело, чтобы я мог служить Тебе, поскольку если бы я испытывал боль, то постоянно проклинал бы Тебя». Если же Бог посылает нам болезни или страдания, мы говорим: «Спасибо Тебе, Господь, за то, что Ты погрузил меня в это состояние. Теперь у меня есть возможность замедлить темп своей жизни, больше читать и размышлять, а также больше ценить хорошее здоровье». Если Бог делает вас знаменитыми, вы можете сказать: «Спасибо Тебе, Господь! Ты знаешь, как мое эго нуждается в стимулировании. Спасибо Тебе за то, что Ты помогаешь мне оставаться хорошим преданным посреди всей этой славы». Если Бог посылает нам бесславие, мы все равно говорим: «Спасибо тебе, Господь, за то, что Ты сделал меня смиренным. Ты поставил меня в эту ситуацию, чтобы я не считал себя господином и повелителем».
Если нам удастся развить такой образ мыслей и постоянно благодарить Бога в любой ситуации, мы сможем извлекать из этого полезные уроки для себя. Тогда благоприятные ситуации будут превращаться в еще более благоприятные, а неблагоприятные – в благоприятные. Мы будем учиться на своем опыте, и Кришна, видя нашу благодарность, естественно, устроит все для нас наилучшим образом.
Важность смирения
Ум является нашим злейшим врагом, но мы можем сделать его своим лучшим другом. Все зависит от нашей позиции. Мы хотим развить смирение, а не низкую самооценку. Рупа Госвами и многие другие великие ачарьи говорят о важности смирения, что вовсе не означает отсутствие чувства собственного достоинства. Просто мы должны испытывать благоговение перед духовными учителями, писаниями и Всевышним Господом. Чем ближе мы к Всевышнему Господу, тем выше наш духовный уровень. Чем глубже мы осознаем великодушие природы, красоту и могущество Бога, тем смиреннее становимся. По мере духовного роста мы все больше получаем от Господа, но при этом смирение наше возрастает. Мы начинаем понимать, что Всевышний Господь дает нам гораздо больше, чем мы того заслуживаем. Можно сказать, что мы становимся смиреннее благодаря тому, что соприкасаемся с величием Господа.
В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8) сказано, что нужно сохранять веру, невзирая на страдания, вызванные нашей кармой.
«Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, пока Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, продолжая терпеливо сносить страдания, вызванные последствиями его прошлых грехов, при этом выражая Тебе почтение сердцем, словами и телом, несомненно, достоин освобождения, ибо это стало его законным правом».
Шрила Шридхара Свами в своем комментарии к этому стиху так объясняет смысл выражения дайа-бхак:
«Точно так же, как законному сыну достаточно просто пережить своего отца, чтобы получить его наследство, так и тот, кто просто остается в сознании Кришны, следуя регулирующим принципам Бхакти Йоги, автоматически становится достоин обрести милость Бога. Другими словами, он отправляется в Царство Бога»
«Шримад-Бхагаватам», 10.14.8, комм.
Суть в том, что отец пишет завещание, в котором упоминаются его сын или дочь. Чтобы получить наследство, они должны просто дожить до этого момента. Все уже оформлено, им просто нужно остаться в живых.
Шридхара Свами говорит истину. Если несмотря на все трудности и испытания мы будем сохранять преданность и продолжать следовать садхане, то вернемся в духовный мир. С трудностями сталкиваются все – и организации, и семьи, и каждый из нас в отдельности, – но нам не следует впадать в депрессию или разочаровываться. Мы должны благодарить Господа и учиться на своем опыте, уповая на то, что Всевышний позаботится о нас лучше, чем мы сами сможем это сделать. Нам необходима твердая вера и стойкость. Мы можем вдохновлять друг друга, стараясь развить такую твердую веру, и тогда эта вера передастся и многим другим. Так все мы унаследуем Царство Божие.
Помогайте другим
Некоторые из вас работают в организациях, где могут оказаться люди, страдающие от шизофрении, неврозов, психозов или депрессии. Некоторые из этих людей могут быть действительно одержимы, тогда как другие просто страдают под натиском врагов ума. Как помочь этим людям? В первую очередь, мы должны позаботиться о том, чтобы они получили консультацию профессионалов.
В отдельных случаях лучшее, что мы можем сделать для них, – это угостить их прасадом (освященной пищей) или предоставить им возможность слушать святые имена Бога.
В других случаях мы можем помочь людям примером своей собственной преданности, особенно когда речь идет о родственниках. Занимаясь духовной практикой, они могут получить ощутимое благо. Даже просто благодаря тому, что в их семье есть преданный, они получают определенное благо. Шрила Бхактисиддханта говорил:
«Когда в семье появляется великий святой, чистый преданный, сто поколений вперед и назад получают духовное благо. Если в семье появляется преданный среднего уровня (мадхъяма-бхагавата), то четырнадцать поколений вперед и назад получают благо. Если же в семье появляется начинающий преданный, три поколения вперед и назад получают благо».
Если кто-то из членов вашей семьи страдает от депрессии или даже от более серьезных психических нарушений, мы можем помочь им, усилив нашу духовную практику.
Мы можем также беседовать с ними, помогая избавиться от некоторых привязанностей, поскольку именно чрезмерная сосредоточенность на своих проблемах привела их к психологическому кризису. Мы можем также помочь им стать более благодарными, а также проявлять к ним больше любви, в которой они смогут найти прибежище. Иногда полезно объяснить им «выгоды», которые они получают от своей болезни. Некоторые люди предпочитают оставаться в депрессии, поскольку хотят, чтобы им сочувствовали; они используют болезнь, чтобы их меньше беспокоили; они хотят обратить на себя внимание или же используют депрессию как оправдание, чтобы не работать. Другие прячутся за депрессию, чтобы скрыть другие проблемы. В большинстве случаев люди не отдают себе в этом отчета.
Вопрос/Ответ
Вопрос: Многие люди не вписываются ни в материальное, ни в духовное общество. Несмотря на попытки быть преданными Бога, они не испытывают энтузиазма, даже выполняя ритуалы или занимаясь служением. В то же время они знают, что не принадлежат материальному миру. Это сложная ситуация, поскольку они не могут понять, кто же они на самом деле. Они понимают, что обычная материальная жизнь никуда их не приведет, а духовная жизнь кажется им слишком трудной. Что делать в такой ситуации?
Ответ: В любой сфере деятельности важна концентрация. Например, если вы поступили в колледж и каждый месяц меняете профилирующую дисциплину, то никогда не сдадите экзамены. Вы можете изучать то медицину, то инженерное дело, то юриспруденцию, то педагогику, но если вы не сосредоточитесь на чем-то одном, то немногого достигнете. Для этого нужно приложить слишком много усилий. В духовной жизни тоже необходимо сконцентрироваться, чтобы добиться осязаемых результатов. Но если у нас много отвлекающих желаний, и нам не удается сосредоточиться на чем-то одном, то будет очень трудно.
Вопрос: Я заметил, что многие люди покидают духовные организации из-за финансовых проблем, но, разрешив их, возвращаются. Не могли бы вы прокомментировать этот момент?
Ответ: Экономические трудности, определенно, могут порой вызывать депрессию. В материальном мире есть поговорка: «Деньги – это мед», что указывает на важность данного вопроса. Да, финансовые соображения важны даже в духовной жизни. Начинающий преданный Бога может задаться вопросом: «Мне нравится эта община, организация и философия, но каким образом это поможет мне выплатить взятый кредит? Каким образом этот образ жизни, обет и философия застрахуют меня? Как это поможет мне оплатить образование моих детей?»
Мы можем снова обратиться к четырем основным потребностям, перечисленным Бхактивинодой Тхакуром. Он не призывает нас только читать писания и совершать ритуалы, пренебрегая остальными аспектами нашей жизни. Он говорит, что, в первую очередь, мы должны позаботиться о своем теле. Хотя мы и не являемся телом, но необходимо заботиться о нем. Во-вторых, нужно удовлетворять и стимулировать наш ум с тем, чтобы добиваться осуществления наших проектов и планов. В третьих, он пишет о потребности социального благополучия, что включает и экономический фактор. Это не обязательно означает, что человек стремится стать миллионером – он хочет иметь достаточно денег, чтобы не беспокоиться о них. Мы хотим иметь хорошее здоровье, чтобы не беспокоиться о теле; мы хотим иметь все необходимое, чтобы не отвлекаться на эти вещи. В большинстве случаев человеку легче принять духовную жизнь, если удовлетворены его фундаментальные потребности. И лишь в конце Бхактивинода Тхакур говорит о том, что, преследуя эти три цели, важно руководствоваться писаниями.
Бхактивинода Тхакур говорит, что, если нам удастся достичь баланса в этих четырех аспектах нашей жизни, мы будем меньше подвержены депрессии и беспокойствам. Тогда наши общины и организации будут более целостными, поскольку каждый их член будет больше ценить как самого себя, так и других. Особенно важно следить за гармонией этих аспектов в семейной жизни, организуя свою жизнь в соответствии с приоритетами. Вместе с тем, никогда не следует забывать о писаниях, поскольку мы занимаемся духовной практикой в материальном мире, и писания напоминают нам о нашем высшем долге.
Вопрос: Психологи и специалисты по психическому здоровью часто считают, что люди обращаются к религиозной практике из-за слабости. Они думают, что человек становится религиозным, потому что чувствует себя незащищенным и не способен справиться с жизненными трудностями. Не могли бы вы прокомментировать такую точку зрения?
Ответ: Эти представления часто бывают продиктованы западным редукционизмом. Не забывайте, что западная наука опирается на материалистическую парадигму. В рамках этой парадигмы не признается жизнь после смерти, а целью жизни является наслаждение чувств. Поэтому, прежде чем слушать кого-то, важно понять, что собой представляет этот человек. Хотя психиатры и психологи могут оказать нам неоценимую услугу, существует ряд причин, по которым нам следует быть осторожными.
Во-первых, нужно помнить о том, что психология и психиатрия не являются в точном смысле слова науками. Недавно я встречался с группами психиатров в Мичигане (США) и в Омске (Сибирь). Я начал беседу с того, что тактично бросил им вызов. Я сказал, что, хотя им платят большие деньги и они имеют дело с критическими ситуациями в жизни людей, у них нет общего мнения по поводу того, что же собой представляет норма. Что характеризует человека как нормального? У них не только отсутствует единый стандарт, но и понимание того, что на душу влияет опыт прошлых жизней. Таким образом, психология – весьма спекулятивная наука.
Кроме того, некоторые врачи сами страдают от психических расстройств, и по этой причине выбирают своей специальностью психиатрию. Такие психиатры должны сначала разобраться в своих собственных проблемах, чтобы не перенести их на пациентов. Установлено, что среди врачей и психиатров, как мужчин, так и женщин, очень высокий процент самоубийств. Кроме того, исследования показывают, что у врачей чаще бывают проблемы в семье, они больше склонны к употреблению наркотиков и алкоголя и чаще обращаются к психотерапевтам. Их работа наполнена стрессом по двум причинам: они не обладают точным знанием и трудятся в атмосфере стресса. Больница – это царство болезней, и люди часто подхватывают инфекцию, просто оказавшись там.
Когда мы слышим их теории, нужно помнить об этих моментах. Кто-то может заявлять, что религиозные люди просто слабоумны, однако большинство людей, делающих подобные заявления, сами страдают слабоумием. Поэтому, прежде чем принять их слова за истину, нужно подвергнуть их тщательной проверке. Многие проблемы имеют кармическую природу. Наши нынешняя жизнь тесно связана с тем, что происходило в прошлой жизни, а также ранее в этой жизни. Мы знаем, что, хотя у нас есть ум и тело, мы являемся душой. Таким образом, эти три составляющие постоянно взаимодействуют между собой. Изучая такие книги, как «Бхагавад-гита», мы можем понять, какое влияние оказывают на нас вожделение, жадность, зависть и т.д. Мы хотим обратиться к духовности, чтобы по-настоящему избавиться ото всех этих проблем.
В общем, мы должны быть очень избирательны по отношению к мнению той категории людей, что занимает одно из первых мест по количеству самоубийств, разводов и случаев употребления наркотиков. Мы хотим помочь человеческому существу в целом, что включает в себя физическую, эмоциональную и, конечно, духовную сферы. В конечном счете, нам просто необходима пища для души.
В действительности самой важной составляющей курса лечения являются взаимоотношения врача и пациента. Другими словами, метод лечения не всегда играет определяющую роль. Именно хорошие отношения определяют успех лечения; если пациент чувствует заботу врача, он или она будет гораздо больше ему доверять. Таким образом, весь процесс определяется скорее самбандхой, взаимоотношениями, а не внешними факторами.
Вопрос: Почему некоторые люди думают, что их собственные идеи лучше, чем идеи других людей? В чем причина такого образа мыслей?
Ответ: Бывает, что люди, занимающиеся духовной практикой, имеют сектантские взгляды или даже оказываются опасными фанатиками. Некоторые верующие считают свою религию наилучшим и единственно верным путем. Понять это нам поможет следующая аналогия. Предположим, жена говорит: «Никто не знает, какой замечательный у меня муж»; или же муж может сказать: «Моя жена такая замечательная. Ни у кого нет такой жены, как у меня. Она – само совершенство». Приятно слышать такие высказывания, поскольку это значит, что человек удовлетворен своими взаимоотношениями. Если кто-то говорит: «Моя религия – замечательная; ни у кого нет такой религии, как у меня», мы испытываем радость, поскольку очевидно, что человек удовлетворен своей духовной жизнью. Проблемы начинаются тогда, когда муж начинает заявлять: «Ни у кого нет такой жены как у меня, и только она заслуживает уважения». Когда такое происходит, человек начинает строить свое благополучие за счет других. Если кто-то говорит, что у него есть что-то самое лучшее, мы должны думать так: «Пусть сначала ваши слова подтвердятся на практике. Когда мы увидим, что это действительно так, мы все с готовностью признаем вашу правоту».
Зрелый трансценденталист должен не только ценить то, что ему выпала возможность соприкоснуться с духовным знанием, но и стараться правильно использовать этот удивительный шанс. Человек может учиться в лучшем университете, однако это еще не означает, что он чем-то лучше обычного школьника. Просто у него есть большие возможности, поскольку престижный университет предоставляет больше шансов для роста по сравнению с обычными вузами. Поэтому предполагается, что окончивший такое учебное заведение будет находиться на более высоком уровне. Но если студент не воспользуется этим преимуществом, у него будут проблемы. У многих из нас, несомненно, есть замечательная возможность познать Бога, природу души и то, как действовать в этом мире. Теперь нам нужно подумать о том, как наилучшим образом воспользоваться этой возможностью.
Мы почитаем таких учителей, как Моисей, Иисус, Магомет, Будда, Бахаулла и многие другие, поскольку понимаем, что эти пророки приходили в разные времена, чтобы принести определенное послание. Мы оказываем почтение даже Шанкарачарье, Шиве, Ганешу и Дурге, поскольку признаем их положение как полубогов. И хотя они являются ишварами, правителями, мы поклоняемся только парамешваре, Верховному Правителю. Майявади и имперсоналисты делают своей целью сияние Брахмана или же вселенскую форму Господа. Однако мы знаем о существовании шактимана, источника всех энергий.
Трансцендентное знание содержится в учениях Иудаизма, Христианства, Буддизма, Ислама и во многих других религиях. Это знание включает в себя информацию о наших взаимоотношениях со Всевышним Господом, а также об истинных религиях и их учителях. В ведических писаниях, например, предсказывается даже приход ачарьев, принадлежащих к другим религиям. Еще задолго до прихода Иисуса Христа и Будды «Бхавишья-пурана» предсказывала их появление. Ни одно другое писание не описывает в таких подробностях того, что выходит за рамки ее собственной теологии. Кто-то может спросить: «Откуда в ведических писаниях такая информация?» Суть в том, что разные посланцы могут приходить снова и снова, чтобы выполнять похожие задачи. Например, человек, работающий в Министерстве внутренних дел, может посещать разные страны с определенной миссией.
Аналогично, эти великие пророки уже выполняли свою миссию в других вселенных и, приходя на Землю, делают здесь то же самое.
Вайшнавские писания содержат информацию не только об этой Земле; там говорится о других планетах, галактиках и вселенных. Вся «Махабхарата» изобилует историями о пришельцах из других миров. Ведические писания энциклопедичны и всеобъемлющи. Однако мы должны следить за тем, как мы применяем это знание в своей жизни; тогда мы сможем доказать его истинность на своем собственном примере. В противном случае это превращается в фанатизм и эгоцентризм, когда человек считает свою супругу самой лучшей и пренебрежительно относится ко всем остальным женщинам. Мы не должны так мыслить. Мы, может быть, убеждены в истинности нашей философии, но при этом мы должны уважать других пророков и другие религии. Главное – не быть сектантами; если в какой-либо религии мы обнаруживаем проявления бхакти, любви к Богу, то должны быть счастливы. Сегодня существует много религиозных фанатиков, страдающих от психических заболеваний, и они причиняют людям немало беспокойств. Иногда такие фанатики даже становятся террористами и еще больше усугубляют положение со все возрастающей депрессией на планете.
Вопрос: Не кажется ли вам, что духовные люди страдают от депрессии и психических расстройств больше, чем обычные люди? Если да, то в чем причина такого явления и как помочь своим друзьям и самим себе преодолеть это препятствие на духовном пути?
Ответ: Современная статистика говорит о том, что монахи, священники и монахини чаще страдают от депрессии, чем обычные люди. Это вызвано рядом причин. Очевидно, что одной из них является тот факт, что они не вполне вписываются в нормы светского общества, что приводит к чувству изоляции. Другой причиной являются беспокойства и ощущение неудачи, с которым и они сталкиваются на духовном пути. Определенные отрицательные эмоции вызваны и подавленными желаниями. Зачастую депрессия бывает вызвана разочарованностью, неоправданными ожиданиями и неудачами, однако в ряде случаев ее причиной оказывается бескорыстие, сострадание и тоска по полному единению с Богом.
В начале этого раздела мы подчеркивали тот факт, что многие люди присоединяются к духовным организациям из-за крайней неудовлетворенности так называемой «нормальной» жизнью. Если такой человек получит необходимую помощь, он вырастает в здоровую, духовную личность. Однако если он не получает должной поддержки или не принимает ее, то становится большой проблемой для своей организации или общины, а в некоторых случаях даже может совершить самоубийство. Если мы сможем лучше понять, каким образом депрессия помогает человеку присоединиться к духовному обществу, мы поймем также и то, к каким серьезным последствиям могут привести неоправданные ожидания.
Осознавая, насколько распространены психические заболевания, которые становятся уже массовым явлением, мы понимаем, что не мы одни сталкиваемся с этой проблемой. Депрессия и психические нарушения – это глобальная проблема. Лечение необходимо, однако мы должны помнить и о том, что некоторые заболевания имеют скорее биологическую, чем психическую природу. Например, было установлено, что свет оказывает сильное воздействие на сознание, и недостаточное освещение может приводить к усилению депрессии. Миллионы людей испытывают такой сильный гнев по отношению к самим себе, что их ум постоянно атакует тело, становясь причиной как психических, так физических заболеваний. Другие впадают в депрессию из-за того, что их родители страдали от алкоголизма или наркомании.
Психотерапия, равно как и медикаментозное лечение, может оказать некоторую помощь, но в то же время таит в себе опасность. Нужно быть очень избирательным в выборе методов лечения. Понимая природу ума и таких явлений, как одержимость, мы сможем свести к минимуму разрушительное воздействие психических заболеваний на наше сознание. Самым важным фактором является энтузиазм. Мы должны стараться заниматься тем, что вдохновляет нас, не позволяя уму впадать в депрессию. Иногда в этом помогают физические упражнения и ведение дневника. Молитва играет важнейшую роль, так же, как и хорошая садхана. Благоприятное общение не менее важно, поскольку наше окружение, несомненно, оказывает на нас влияние. Мы должны также стараться стать более благодарными – это один из самых сильных способов уничтожить вирус депрессии. Чрезвычайно важно научиться прощать. Эффективным средством борьбы с депрессией является избавление от чрезмерной привязанности, поскольку большинство психических заболеваний вызваны чрезмерной привязанностью.
Конечно, существует такая особая категория депрессии, как «темная ночь души». Сталкиваясь с болезненным процессом духовного взросления, ум кричит от замешательства. Так мы в очередной раз убеждаемся в том, что ум может быть как нашим злейшим врагом, так и лучшим другом. Если депрессия вызвана «темной ночью души», но мы сохраняем веру, ум постепенно становится нашим лучшим другом.
Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 4: Победа над врагами ума»