Аюрведа, как и любая другая наука, базируется на определенном философском фундаменте, из которого произрастает вся ее практическая, прикладная, медицинская надстройка. Изначально этот фундамент был заложен древними мудрецами, а их ученики и последователи бережно, из уст в уста перенесли его через реку Времени до наших дней. И если практическая часть Аюрведы с каждым поколением мудрецов и гениальных врачей пополнялась новыми рецептами препаратов, способами диагностики и терапевтическими процедурами, то ее фундамент, ее первоосновы до сих пор остаются незыблемыми.
Философские корни Аюрведы залегают не только в 4-х Ведах, но и в Упанишадах, Тантрах и Пуранах, ее физика и химия – философии ньяя-вайшешика, санкхья-патанджала, пурва-мимамса, а ее метафизика – Веданта-сутра и Атхарваведа.
Аюрведическая наука представляет собой свод аксиом, относящихся не только к ее философской (например, доктрина о первоэлементах, субстанции, бытие и небытие, и т. д.) или медицинской (доктрина о 3-х составляющих тела – доша, тканях и нечистотах) частям, но и к общечеловеческим проблемам – например, качествам идеального врача, отношению врача и пациента, эпидемическим и пандемическим заболеваниям. Несомненно, концепция трех доша, тканей, нечистот и пранических каналов является главной аксиомой аюрведической науки, однако, если врач не будет обладать необходимыми человеческими качествами и квалификацией, этот базис не принесет пользы ни ему, ни его пациентам.
Фундаментальные понятия философской и медицинской части Аюрведы можно представить в виде таблицы.
Фундаментальные понятия Аюрведы
Махагуны | махабхута | танматра | гуны (пары) | дравья | доша | дхату | Агни | мала | ама |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Благость | Эфир | Звук | Тяжелый/Легкий | Раса | Вата | Хилус | Кая-агни | Кал | Анна-мала |
Страсть | Воздух | Прикосновение | Холодный/Горячий | Вирья | Питта | Кровь | Дхату-агни | Моча | Мала-санчая |
Невежество | Огонь | Форма, цвет | Твердый/Мягкий | Випак | Капха | Мышцы | Бхута-агни | Пот | Пратама-дошадушти |
Вода | Вкус | Чистый/Слизистый | Прабхава | Жир | Выделения из отверстий | ||||
Земля | Запах | Активный/Пассивный | Карма | Кости | |||||
Шершавый/Гладкий | Костный мозг | ||||||||
Большой/Маленький | Семя | ||||||||
Твердый/Жидкий | |||||||||
Сухой/Влажный, вязкий | |||||||||
Подвижный/Неподвижный |
В настоящее время Аюрведа – одна из 7-ми медицинских систем (аллопатическая медицина, гомеопатия, натуропатия, юнани, сиддха и йогатерапия), официально признанных индийским правительством. Помимо внутренней конкуренции между Аюрведой и остальными 6-ю медицинскими системами, существуют и непризнанные «конкуренты» – всевозможные продавцы самодельных тоников и зелий, деревенские кудесники, костоправы, повитухи и заклинатели, предсказатели и бродячие астрологи, юродивые и садху, исцеляющие за несколько рупи от укусов змей и скорпионов, бесплодия, фригидности и импотенции. Но, не смотря на такое разнообразие знахарей и эскулапов всех мастей, даже неграмотный крестьянин из глухой индийской деревни знает, что йогурт способствует накоплению мокроты, умеет манипулировать простейшими жаропонижающими растениями, то есть на практике использует древние аюрведические знания, которые он впитал с молоком матери.
Автор: Матхура Мандала даса
Источник: книга «Фундаментальные основы Аюрведы»