Кто мы такие? | Эго – отдельное «я» | Эго и функции ума | Эго и восприятие | Космический аспект эго | Состав | Энергия | Функции
Кто мы такие?
Кто мы такие? Что такое «я», лежащее в основе ума? Сенсорные впечатления опираются на сенсорные инструменты – глаза, уши и другие органы чувств. Эмоции и мысли опираются на ментальный инструмент – ум. Мысль сама по себе есть инструмент познания. Но все эти инструменты нуждаются в субъекте, который оперировал бы ими, – точно так же, как микроскоп или телескоп нуждается в человеке, который бы его использовал. Поле мысли – среда, в которой действует наша субъектность. За всеми 3-мя слоями ума – глубинным сознанием, разумом и внешним умом – стоит чувство «я», руководящее их деятельностью. В основе всякой мысли лежит идея «я».
Все наши мысли соотносятся с чувством «я». Все, что мы делаем, зависит от того, кем мы себя представляем. Чтобы понять, что такое ум и как он функционирует, прежде всего необходимо познать себя. Но наше «я» – нечто гораздо более глубокое, нежели то, какими мы видим себя и какими мы видимся другим людям. Большая часть потенциала сознания нам неизвестна. И точно так же нам неизвестна большая часть нашего потенциала самосознания, которое в пределе охватывает всю Вселенную. Незнание нашего истинного «я» – корень всех проблем, как психологических, так и духовных. Рассмотрев ум и его функции, мы подошли вплотную к более глубокому вопросу – вопросу о том, что такое «я» и кто мы такие на самом деле.
Эго – отдельное «я»
Есть ли такие человеческие проблемы, которые нельзя было бы с легкостью разрешить, не будь в них вовлечено чье-нибудь эго? Эго – корень всех социальных и личных проблем. Но что же такое эго и как с ним обходиться? Неужели эгоизм – непременный признак человеческой натуры, от которого нельзя избавиться никакими усилиями? Аюрведа утверждает, что эго не является нашей истинной природой, даже если оно укоренилось в нас очень глубоко. Мы можем выйти за пределы эго и избавиться от порожденных им страданий и конфликтов.
На санскрите эго называется «ахамкара», что означает «процесс Я». Мысль о «я» на санскрите называется «ахамдхи» или «ахамбуддхи». Эго – это процесс самоотождествления, в ходе которого мы ассоциируем свою внутреннюю сущность с теми или иными внешними объектами или качествами. Оно побуждает нас утверждать: «я есть это» или «это – мое». Эго формирует образ «я» и заставляет нас отождествлять себя с нашим физическим телом, что приводит к чувству отдельного «я». Из-за него мы теряем чувство единства с миром и окружающими нас живыми существами. Эго – особая функция сознания, его способность отождествлять себя с какими-либо объектами. Благодаря ему мы чувствуем свое единство с конкретным телом. Вызывать глубокие чувства и вообще проникать в наше сознание может только то, что мы идентифицировали как себя или как относящееся к нам (например, наша семья или наши друзья).
Эго не имеет ничего общего с нашим истинным «я» (атманом). Истинное «я» – это чистое «я есмь», или «я есмь то, что я есмь»: это «я-в-себе», свободное от всякой объективности. Наше истинное «я» за пределами всех ментальных и физических форм и условий. Оно ни к чему не привязано, оно свободно и сознательно. Эго рождается из мысли о «я», предшествующей всем прочим мыслям. Какая бы мысль у нас ни возникла, прежде обязательно возникает мысль о «я». Эго несет с собой принцип разделения, дробящий сознание и создающий возможность конфликта. Эго удерживав субъективный аспект нашего существа («я») в ловушке объективных форм или качеств, разнообразных телесных ощущений ментальных состояний, что вызывает перемены и страдания.
Эго – базисная ориентированная вовне функция сознания. Благодаря ей осуществляется все внешнее развитие сознания через посредство ума и тела, которые являются лишь фрагментами целостного поля сознания. Эго присутствует во всех психических функциях. Все, что мы делаем, основывается на «я» и его мотивах. Обычно нам известно только наше физическое (бодрствующее) эго, но и более тонкие уровни нашей природы имеют свои эго, обеспечивающие их разнообразные функции.
Идея эго возникает из-за того, что ум имеет атомарную природу. Поскольку мы можем сосредоточиться лишь на какой-то одной точке в один момент времени, у нас формируется представление о себе как некоем отдельном центре во времени и пространстве. Обладая точечной природой, эго сужает поле восприятия, создает пристрастность, и в общем искажает наше видение. Из-за этого чувства «я» каждому человеку от природы присуща гордыня. Мы склонны полагать, что мы сами или то, с чем мы себя отождествляем (наша религия, страна, нация, класс или семья), – лучшие в мире или что только они одни имеют значение. Именно гордыня побуждает нас смотреть на других сверху вниз и порождает конфликты.
Эго и функции ума
Эго возникает из заблуждения разума (буддхи). Это ошибка в процессе восприятия. Самая важная функция разума состоит в выяснении природы «я». Самоопределение – первое и самое главное из всех возможных определений. Прежде чем мы сможем понять, что такое мир, или определить, что именно нам следует делать, мы должны определиться в отношении себя. Эго рождается тогда, когда нам не удается распознать свое истинное чистое сознание и когда мы по ошибке принимаем его за тело.
Как только разум впадает в заблуждение и порождает эго, оно вносит в разум дальнейшие искажения, которые путем рационализаций подкрепляют эту ошибку. Мы ставим разум на службу нашему эго, ориентированному на достижения и накопления во внешнем мире, и теряем из виду истинную цель – познание своей истинной природы. Эго на уровне разума труднее преодолеть, потому что заблуждение лежит в самой его основе. Некоторые мыслители отождествляют буддхи, то есть разум, с истинным «я». Это ошибка, поскольку «я» превосходит всякое движение мысли. Впрочем, разум достаточно близок к истинному «я» и может постепенно привести нас к нему.
Наше глубинное сознание (читта) предшествует проявленному эго, но само содержит в себе эго в зачаточной, латентной форме. Как часть материи (пракрити) сознание имеет инерцию побуждающую его принимать форму, и форма эта развивается посредством эго. С помощью глубинного сознания эго цепляется за жизнь и поддерживает свое существование. Зачаточное эго скрытое в глубинном сознании, постепенно развивается и распространяется на все слои системы «тело-ум».
Из эго рождаются внешний ум (манас), физические чувства и тело, посредством которых человек проживает жизнь отдельного существа. Чувственный ум, ориентированный вовне, естественным образом подчиняется эго, и перевести его под контроль истинного разума нелегко. При посредстве внешнего ума эго получает доступ к чувственным ощущениям, которые помогают ему расширяться и укреплять чувство своей значимости. Предельно плотная форма эго – физическое тело, пребывая в котором мы ощущаем себя полностью отделенными от всех прочих живых существ.
Какой бы процесс ни происходил в сознаннии, эго автоматически ограничивает его. Каждая эмоция формирует своего рода эго, и эти эго могут быть весьма разнообразными. Например, эго гнева совсем не похоже на эго любви. В связи с этим возникает немало проблем: различные эго наших эмоций заставляют нас совершать действия, о которых потом приходится жалеть.
Поскольку эго по самой своей природе ограничено и является изолирующим фактором, оно не может не приносить страдания. Оно побуждает нас отождествляться с одними объектами и избегать отождествления с другими. Когда мы лишаемся объектов, с которыми отождествились, это причиняет нам боль. Когда нам приходится вступать в контакт с объектами, с которыми мы не отождествились, мы воспринимаем их как чуждые и также испытываем боль.
Эго и восприятие
Эго проявляется автоматически в процессе восприятия. Как в основе всех мыслей лежит мысль о «я», так в основе всех впечатлений лежит ощущение «я». Чувственный ум (манас) поставляет нам поток сенсорных впечатлений, средоточием и основным инструментом которых является физическое тело. И все они окрашиваются эго, заключенным в сознании тела. Эго присваивает себе впечатления, заявляя: «мне это нравится», «мне это не нравится», «я это люблю», «я это ненавижу». Схожим образом эго присваивает себе разум и использует его для оправдания собственных реакций, основываясь на постулатах «я никогда не ошибаюсь» или «я лучше всех». Эго препятствует разуму воспринимать истину и навязывает ему свое мнение, выдавая его за истину.
Присвоить глубинное сознание (читту) эго не может, но и его оно способно сузить и исказить. Мы осознаем только ту часть своего глубинного сознания, которая приемлема для эго. Эго – первичная из всех подсознательных реакций, удерживающая поле сознания в подавленном состоянии. Чтобы выйти за рамки эго, мы должны научиться наблюдать за процессом восприятия. Для этого необходимо, чтобы наше глубинное сознание находилось в состоянии покоя, а разум действовал объективно. Эго зиждется на невежестве (тамасе) и смятении (раджасе), и если мы не обеспечиваем ему среду, в которой оно может процветать, оно естественным образом ослабевает.
Космический аспект эго
Каждое существо обладает эго в той или иной форме. Эго присуще даже насекомым и камням. Именно благодаря эго грубые элементы и неодушевленный мир смогли обрести бытие. Неодушевленные творения – это чистое эго, настолько узкое, что рядом с ним не остается места для жизненной силы или чувственного восприятия, для которых необходимо сознание внешнего мира.
Эго существует и на космическом уровне. Благодаря ему обретают отдельное бытие основополагающие идеалы и архетипы творения (заложенные в космическом разуме). Посредством эго возникают объекты, живые существа и миры. Из него рождаются грубые и тонкие элементы. Распространив свое чувство «я» на глубинные уровни сознания, мы сможем воспринять высшие космические состояния эго. Мы сможем отказаться от отождествления со своим телом и распространить чувство «я» на свою семью, страну, на всю планету, а затем и на всю Вселенную – но
в конечном счете, отождествиться со всем сущим.
Состав
Эго – это семя тамаса (тьмы), тамастическая сторона сознания (читты). Оно соответствует элементу земли, самым плотным слоям сознания. Эго развивается из невежества, незнания того, что наша истинная природа есть чистое сознание. Оно является источником притяжения и отталкивания, привязанностей и всех эмоциональных проблем, порождающих боль и страдания. Из-за него мы находимся во власти двойственности и обречены испытывать все превратности эмоционального опыта.
Как сила невежества, эго соотносится с минеральным царством, в котором еще не развилась способность к сенсорному восприятию. Эго – это инертность камня, это материя, утверждающая свое существование отдельно отдуха. Как изолирующее и дробящее начало, оно является источником распада, болезней и смерти. Преодоление эго – основное направление эволюции, через которое мы объединяемся с другими творениями и постигаем Вселенную, в которой живем.
Энергия
Эго соответствует самым плотным слоям нашего сознания, и, следовательно, ему присуща энергия инертности (тамас). Оно связано с апана-вайю – нисходящей праной, порождающей болезни и разложение. Эго увлекает нас к раздроблению и, в конечном счете, к саморазрушению. Избежать этого можно лишь при условии, что мы научимся контролировать эго. Его энергия негативна. Это энтропия, ведущая к утрате доступной энергии.
Функции
Эго позволяет нам отождествляться с различными предметами и ощущать свое тождество с ними. С его помощью мы строим понятие «я», основанное на объектах и состояниях, которые мы признали своими. Эго имеет 2 функции:
- Чувство «я» («ахамтва»). Чувство «я» – это чувство владения телом. Чувство «я» заставляет нас полагать, что это тело и есть «я». Более того, чувство «я» присваивает себе ум, отождествляясь с различными мыслями, эмоциями или ощущениями (например: «я мудр» или «я счастлив»).
- Чувство собственности («маматва»). Чувство собственности – это чувство обладания внешними объектами, которыми мы окружаем свою телесную форму. Чувство собственности заставляет нас считать определенные объекты (наш дом, деньги, работу и т. д.) принадлежащими нам. Чувство собственности зависит от чувства «я» и порождается им. С помощью чувства собственности эго помечает свою территорию, растет и расширяется во внешнем мире. До тех пор пока мы не избавились от чувства владения или обладания чем-либо, мы не избавились и от эго и его ограничений.
Энергия эго, подобно энергии чувственного ума, направлена вовне. Но если ум ищет удовольствий в области чувств, то эго стремится к воплощению в материальной форме. Отождествление «я» с телом, происходящее по вине эго, становится отправной точкой цикла перерождений.
С положительной стороны, эго как чувство «я» обеспечивает уму центр сосредоточения. Оно позволяет нам сознательно отличать себя от внешнего мира. Оно побуждает нас эволюционировать в личном и социальном плане, выходя за рамки инстинктивного и животного начал. Но эго – отнюдь не конечная цель эволюции Природы и не наше истинное «я». Эго – это переходная точка от материальной эволюции к духовной. Это промежуточная ступень между ментальностью, ориентированной вовне и пребывающей во власти Природы, и умом, направленным внутрь и пребывающим в гармонии с Духом.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»