Как только сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, возникшее от этого слияния живое существо подпадает под ограничения времени, пространства и закона причины и следствия. Для поддержания здоровья внутренние пространственные и временные циклы организма должны находиться в гармонии с ритмами внешних «джунглей» – окружающего мира дикой Природы. Если нам не удается сохранять эту гармонию, нас могут одолеть постоянно атакующие бактерии, вирусы и прочие паразиты. Цивилизация – это порядок, который люди навязывают дикой Природе. Древние арии включили в цивилизационный процесс и саму землю, наделив ее особой упорядоченностью во времени и пространстве.
Дом – это замкнутое пространство, структурирующее жизнь своих жильцов: порядок в доме – залог порядка в жизни его обитателей. Деревни и города являются совокупностями упорядоченных пространств, структурирующими цивилизацию создавшего их общества. Человеческий ум – это пространство, в котором в ходе воспитания и образования формируется внутренний порядок сознания. Текст – это упорядоченное пространство, которое структурирует вложенное в него знание. Сам человек является нестабильным пространством, склонным возвращаться к неупорядоченному, хаотичному состоянию.
Праведный правитель без усилий устанавливает порядок в своем царстве и в жизни своих подданных, подавая им благородный пример, который они могут принять как образец для подражания. Если правитель и подданные думают и действуют сообща, то времена года, сменяясь в должном порядке, насыщают землю и ее обитателей «соками», необходимыми для счастливой жизни. А неправедный правитель, как свидетельствуют известные из истории примеры, нарушает временной и пространственный порядок и открывает путь к запустению земли, эпидемиям и упадку культуры.
Фрэнсис Циммерман в своем превосходном труде «Джунгли и запах мяса: Экологическая тема в индийской медицине» показал, как арии поляризовали пространство Индии, каким образом эта поляризация отразилась на Аюрведе и как Аюрведа, в свою очередь, повлияла на нее. Арии выделили 2 типа земли: сухую («со скудными дождями и растительностью, продуваемую сильными ветрами и изобилующую солнечным светом»), влажную («с обильными дождями и пышной растительностью, с малым количеством сильных ветров и солнечного света») и умеренную. При колонизации сухие регионы, в которых доминируют вата и питта, они предпочитали влажным, где преобладают вата и капха. Сухой климат здоровее влажного, потому что во влажном климате раса склонна застаиваться в теле. Застои ведут к закупорке каналов, что, в свою очередь, создает питательную среду для паразитов. Паразиты, примитивные организмы, как вне тела, так и внутри него размножаются в стоячих водах и нарушают порядок; поэтому для поддержания порядка в системе нужно избегать застоя.
Вода необходима для жизни, но ее переизбыток подрывает здоровье. Пища, добываемая во влажном климате, пропитана влагой, а потому оказывает угнетающий эффект на пищеварение: она перенасыщает организм водой, из-за чего пищеварительный огонь не может хорошо разгореться. Пища, добываемая в сухом климате, суха и легко переваривается. Если вы когда-нибудь пытались развести огонь на сырых дровах, то можете себе представить, в какой мере огонь и вода враждебны друг другу. Сухое топливо разгорается быстро и горит ровно и ясно – а именно это и нужно для нормальной работы пищеварительного огня. Оросить сухое поле гораздо легче, чем осушить болото, – и точно так же легче напитать тело расой в сухом климате, нежели избавиться от избытка расы, образующегося в климате влажном.
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»