Усиление желательных качеств в субстанции, ослабление негативных или внесение новых – это процессы самскары. Слово «самскара», означающее наделение субстанции определенными свойствами, буквально переводится как «благое деяние». Травы, продукты животного происхождения и минералы претерпевают самскару, когда из них готовят лекарственные препараты; во всякой «холодной» вещи есть толика жары, которую можно усилить, а всякую «горячую» вещь можно охладить. Изучение медицины можно рассматривать как изучение того, как посредством самскар творить новые реальности, новые склонности и черты характера в живых существах. Самскарами являются и разнообразные ежедневные и сезонные ритуалы – регулярно повторяемые действия, направленные на поддержание порядка в теле человека и в обществе. Пренебрежение такими ритуалами таит в себе опасность отката к хаосу.
Познакомить ребенка с принципами самскары следует как можно раньше – здоровый образ жизни должен утвердиться с самого нежного возраста. Первая самскара в ведической традиции совершается в тот момент, когда новорожденного младенца ритуально принимают в лоно семьи, присваивая ему имя (обычно это происходит на первом месяце жизни). В возрасте 3-4 месяцев ребенка в первый раз выносят из дома, чтобы он посмотрел на Солнце и Луну. Это – ритуальное введение новорожденного в лоно вселенной. В возрасте от полугода до года ребенку в первый раз дают твердую пищу (в Индии это обычно вареный рис). Так он знакомится с пищей взрослых, и с этого момента начинается процесс постепенного отнятия от груди. На 6-м месяце жизни ребенку прокалывают уши; изначально эта практика представляла собой нечто вроде сеанса акупунктуры, эффект которого сохранялся на всю дальнейшую жизнь. В большинстве общин мальчику впервые подстригали волосы в 3-летнем возрасте. Нередко ему полностью обривали голову, что являлось частью ритуала символической смерти и возрождения.
Обучение ребенка традиционно начиналось в возрасте от 5 до 7 лет. В возрасте от 8 до 12 лет мальчик получал священный шнур, заключающий в себе символы жизни и смерти. Так ребенок превращался в юношу. Индийская пословица гласит:
«В первые пять лет обращайся с сыном как с царем, в следующие десять лет – как с рабом, а всю оставшуюся жизнь – как с другом».
И по сей день в индийских семьях детей балуют до тех пор, пока они не пойдут в школу, а затем беспощадно заставляют учиться до тех пор, пока они не получат образование.
Эти самскары предназначались, как правило, только для мальчиков из высших и средних каст; девочки и дети из низших каст проходили подобные обряды очень редко. Такая ситуация в основном сохраняется и по сей день. И все же эффект от этих ритуалов распространяется на весь социум. К примеру, большая часть того, что знают об Аюрведе широкие массы, – результат курса обучения профилактической медицине, который проходят в качестве самскары все, кто изучает Веды. Стечением времени знания, полученные юношами высших каст в ходе такого обучения, проникли во все слои индийского общества. И при всех своих недостатках, традиционное отношение к детям в Индии имеет массу преимуществ над тем, что со времен античности царило в странах Запада. В согласии с римским правом, отец имел абсолютную власть над своими детьми – он мог даже убить их или продать в рабство. Детоубийства, пытки, сексуальное насилие над детьми и отказ от заботы о потомстве были в порядке вещей вплоть до конца средних веков, и изживались эти варварские привычки очень медленно. Да и в наши дни разлагающаяся западная культура стоит на грани отката к дикости былых времен, ибо декаданс не так уж далек от варварства, а до цивилизации и тому, и другому очень далеко.
По-настоящему прекрасной и счастливой может быть только жизнь, облагороженная самскарой. Стабильность и здоровье вашей семьи и общества начинается лично с вас, поэтому для того чтобы обрести подлинное здоровье, вы должны быть патриотом, то есть бескорыстно любить свою родину и стремиться избавить ее от недостатков. Все, с чем вы соприкасаетесь, – от пищи, которую вы едите, до страны, в которой вы живете, – это сущности, с которыми вы взаимодействуете и устанавливаете отношения. И лишь упорядоченные и здоровые отношения привносят сладость в нашу жизнь.
Глава трактата «Аштанга-хридайя», посвященная здоровому образу жизни, заканчивается стихом, в котором удачно схвачена суть самосовершенствования. Перевести этот стих непросто, но смысл его состоит в совете чаще размышлять о преходящей природе существования, стараясь понять, что полезно, а что вредно для вас, для вашей семьи, вашей страны и мира в целом. Выбирая только те направления деятельности, которые принесут благо всем и которые соответствуют вашей способности действовать (вашему возрасту, силе, состоянию здоровья и т. д.), вы проживете жизнь, полную сладости, и не изведаете вкуса страданий вплоть до смертного часа.
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»