Вечная религия: какая она

В июне 1976 г. Шрила Прабхупада ответил на вопросы, которые прислала ему редакция «Бхаванс Джорнэл», одного из крупнейших журналов Бомбея, посвященных проблемам культуры и религии.

Ученик. Вот первый вопрос: «Говорят, что главное преимущество Индуизма в его универсальности, то есть широте взглядов, и в этом же его недостаток, потому что, в отличие от других религий, в Индуизме очень мало обрядов, обязательных для всех. Возможно ли определить основной минимум обрядов для всех индусов и стоит ли это сделать?».

Шрила Прабхупада. Что касается ведической религии, то она предназначена не только для индусов, а для всех живых существ. Это первое, что нужно понять. Ведическая религия называется «санатана-дхарма» — «вечной дхармой живого существа». Живое существо — санатана (вечно), Бог тоже санатана, поэтому существует санатана-дхарма. Санатана-дхарма предназначается для всех живых существ, а не только для так называемых индусов. «Индуизм», впрочем, как и любой другой «изм»,- просто недоразумение. Исторически сложилось так, что санатана-дхарму исповедовали в Индии, а мусульмане называли ее жителей индусами. Мусульмане и индийцы жили на противоположных берегах реки Синд, и ее название мусульмане произносили как «Хинд». Поэтому Индию они назвали «Хиндустаном», а живущих там людей — «хинду». Но ни слово «индус», ни так называемая индуистская дхарма не упоминаются в ведических писаниях. Теперь, когда санатана-дхарма, или ведическая дхарма, извращена, когда ее заповедям никто не следует должным образом, ее стали называть «индуизмом». Но это извращенное, ложное понимание. Санатана-дхарму следует изучать в том виде, в каком она описана в «Бхагавад-гите» и других произведениях ведической литературы — только тогда мы сможем понять, что такое ведическая религия.

(Ученику.) Прочитай одиннадцатый стих из одиннадцатой главы «Бхагавад-гиты».

Ученик (читает).

твам акшарам парамам ведитавйам
твам асйа вишвасйа парам нидханам
твам авйайах шашвата-дхарма-гопта
санатанас твам пурушо мато ме

«О Господь Кришна, Ты — изначальная высшая цель, конечное место успокоения всей этой вселенной. Ты неисчерпаем, и Ты старейший. Ты Личность Бога, поддерживающая вечную религию. Так я думаю».

Шрила Прабхупада. Это нужно понять всем. Кришна вечен, мы вечны, и место, где мы можем жить в общении с Кришной, тоже вечно. А наука об этом вечном общении называется санатана-дхарма, и она предназначена для всех.

Ученик. Какие же ежедневные обряды должен совершать тот, кто хочет жить по законам санатана-дхармы? Что он должен делать? Проблема в том, что рамки Индуизма — или, как вы говорите, санатана-дхармы — настолько широки, в нем такое многообразие оттенков.

Шрила Прабхупада. Зачем вам это многообразие? Почему бы вам не выяснить, что считает истинной целью религии Сам Кришна? Он говорит:

Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа.

«Отринь все так называемые дхармы и просто предайся Мне»
(Б.-г., 18.66)

Почему вы не принимаете Его слова? Почему совершаете всевозможные обряды и называете это «индуизмом»? Почему не следуете совету Кришны (санатаны)? Вы отказываетесь принять санатана-дхарму в том виде, в каком ее дает Сам Бог, и при этом сетуете: «Как же избежать всего этого многообразия и выйти на правильный путь?» Но зачем мириться с этим многообразием? Сосредоточьтесь на одном: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Почему вы этого не делаете?

Ученик. Как могут люди делать это на практике, в повседневной жизни?

Шрила Прабхупада. А как это делаем мы? Разве то, что мы делаем, не практично? Люди скорее изобретут такую религию, которую невозможно практиковать, чем примут наш практический метод. Зачем? Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру: всегда думайте о Кришне, станьте Его преданным, поклоняйтесь Ему и выражайте Ему почтение. Разве это трудно? Разве это не практично? Кришна говорит: «Это твой долг. Если ты будешь поступать таким образом, то, несомненно, придешь ко Мне». Так почему же вы не поступаете так, как велит вам Бог? Зачем цепляться за свой Индуизм, Ислам или Христианство? Оставьте все эти бессмысленные материальные обозначения. Просто предайтесь Кришне и поймите: «Я преданный Кришны, Его слуга». И тогда все ваши проблемы решатся сами собой.

Ученик. Но индусы скажут: «Индуистская дхарма этим не ограничивается».

Шрила Прабхупада. Истинная дхарма определена в «Шримад-Бхагаватам»:

Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам.

«Дхарма- это то, что говорит Бог».

А Бог говорит: «Отринь все другие дхармы и просто предайся Мне». Примите же эту дхарму.

Почему вы хотите оставаться индусами? К тому же какой индус не признает высшей власти Кришны? Даже сегодня, если какой-нибудь индус скажет: «Что мне Кришна и Бхагавад-гита?», от него все отвернутся, как от сумасшедшего. Почему вы не принимаете наставления Кришны? Почему ищете чего-то еще? Ваша беда в том, что вы не знаете, что такое религия и что такое санатана-дхарма. В нашем Обществе сознания Кришны многие в прошлом были так называемыми индусами, мусульманами и христианами, но теперь их не интересует ни «индуизм», ни «мусульманство», ни «христианство». Их интересует Кришна, и только. Если вы придерживаетесь ложного вероучения, вы страдаете, если же вы придерживаетесь истинного вероучения, вы счастливы.

К сожалению, индийцы отреклись от истинного вероучения — санатана-дхармы, или варнашрама-дхармы и приняли некую мешанину, именуемую «индуизмом». Отсюда и все неприятности. Ведическая религия – это варнашрама-дхарма, разделение общества на четыре сословия и четыре духовных уклада. Четыре сословия представляют брахманы (жрецы и интеллигенция), кшатрии (правители и воины), вайшьи (торговцы и земледельцы) и шудры (люди, занятые физическим трудом). А четыре духовных уклада — это брахмачари (ученики, хранящие обет безбрачия), грихастхи (семейные люди), ванапрастхи (те, кто уже отошел от активной деятельности), санньяси (отрекшиеся от мира). Когда люди, принадлежащие ко всем этим сословиям и укладам, действуют заодно, ради удовлетворения Господа,- это и есть истинная религия, или дхарма.

Ученик. Следующий вопрос таков: «В Кали-югу, нынешний век раздоров, бхакти (преданное служение Богу) считается наиболее доступным путем осознания Бога. Почему же известные ученые уделяют такое внимание учению Веданты, которое подчеркивает значение гьяны (процесса познания или размышления)?»

Шрила Прабхупада. Эти так называемые ведантисты — просто шарлатаны, они понятия не имеют, что такое Веданта. Но люди хотят, чтобы их обманывали, и шарлатаны пользуются этой их слабостью. Слово «веда» означает «знание», «анта» — «конец». Значение слова «веданта» — «конечное знание», и именно такое знание изложено в «Веданта-сутре» (сутра — это афоризм, который в нескольких словах излагает глубокую философию). Первый афоризм «Веданта-сутры» звучит так:

Атхато брахма-джиджнаса

«Теперь, получив человеческое тело, ты должен стремиться к постижению Брахмана, Абсолютной Истины».

Поэтому изучать «Веданта-сутру» стоит тому, у кого есть желание постичь Абсолютную Истину. А что такое Абсолютная Истина? Предельно сжатый ответ на этот вопрос можно найти во втором афоризме:

Джанмадй асйа йатах

«Брахман — источник всего».

Стало быть, Брахман — это Бог, источник всего сущего. Вся веда, или знание, находит свое высшее завершение в познании Его. То же самое подтверждает Кришна в «Бхагавад-гите» (15.15):

Ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах

«Цель всех Вед, всех книг мудрости, — познать Меня».

Вся «Веданта-сутра» описывает Верховную Личность Бога. Но так как сейчас, в Кали-югу, люди недостаточно образованны, чтобы глубоко изучать «Веданта-сутру», Шрила Вьясадева сам написал к ней комментарий. Этот комментарий – «Шримад-Бхагаватам» (бхашйам брахма-сутранам). «Шримад-Бхагаватам» — подлинный комментарий к «Веданта-сутре», написанный ее же автором, Вьясадевой, по велению Нарады, его духовного учителя. «Шримад-Бхагаватам» начинается с того же афоризма, что и «Веданта-сутра» (джанмадй асйа йатах), и развивает эту мысль: анвайад итараташ чартхешв абхиджнах сварат.

Итак, сам автор «Веданта-сутры» объясняет ее смысл в «Шримад-Бхагаватам». Но находятся шарлатаны, которые, так и не поняв «Веданта-сутру», не прочитав авторский комментарий к ней, выдают себя за ведантистов и вводят людей в заблуждение. А поскольку люди необразованны, они принимают этих негодяев за ведантистов. На самом же деле так называемые ведантисты — никакие не ведантисты, а просто обманщики. Они и знать ничего не знают о Веданте. Суть «Веданты» объясняется в «Шримад-Бхагаватам», и если мы признаем «Шримад-Бхагаватам» истинным объяснением «Веданта-сутры», то сможем понять и Веданту. Но если обращаться за помощью к шарлатанам, то Веданты, конечно, не понять. Люди невежественны, поэтому кто угодно может их дурачить. Однако сейчас благодаря помощи Движения сознания Кришны они могут понять, что такое Веданта и каково ее истинное объяснение. Это принесет им несомненную пользу.

Ученик. Обычно те люди, которые руководствуются комментариями к «Веданта-сутре», написанными имперсоналистами, стремятся избавиться от мук материального мира. А в «Шримад-Бхагаватам» говорится что-нибудь об освобождении?

Шрила Прабхупада. Да. Поскольку «Шримад-Бхагаватам» — это истинный комментарий к «Веданта-сутре», в нем есть стих, описывающий освобождение в эту эпоху.

калер доша-нидхе раджанн
асти хй эко махан гуннах
киртанад эва кршнасйа
мукта-сангах парам враджет

В Кали-югу, которая представляет собой океан пороков, есть одно-единственное благословение. Что же это за благословение? Человек может обрести освобождение, просто повторяя мантру Харе Кришна. Вот она, истинная Веданта, и это действительно происходит в наши дни.

Ученик. Вы имеете в виду, что и «Веданта-сутра», и «Шримад-Бхагаватам» подводят нас к одному и тому же — к бхакти?

Шрила Прабхупада. Да.

Ученик. Но как связать бхакти с тем, что вытекает из знания Веданты, или мудрости? Говорится, что бхакти — самый простой и легкий путь осознания Бога, но мы также знаем, что учение Веданты подчеркивает важность гьяны, или знания. Ведь это так?

Шрила Прабхупада. Что такое гьяна? Это объясняет Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (7.19):

Бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате

«Через много жизней по-настоящему мудрый человек предается Мне».

Поэтому не может быть и речи о гьяне, если человек не предался Кришне. Так называемая гьяна имперсоналистов — просто вздор. Имперсоналисты выдают себя за гьяни (обладающих знанием), но на самом деле ничего не знают. Веданта означает «высшее знание». И предмет этого знания — Кришна, Бог. Если вы не знаете, кто такой Бог, кто такой Кришна, где же ваше знание? Но, если негодяй заявляет: «Я обладаю знанием»,- что тут можно поделать?

В только что упомянутом стихе Кришна заключает:

Васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах

«Когда человек сознает, что Васудева, Кришна, суть все, он обретает истинное знание».

Иначе не может быть и речи о знании. Все остальное — просто заблуждение. Брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате. Можно начать с постижения безличного Брахмана методом философских размышлений, а затем подняться на уровень постижения Параматмы, локализованного аспекта Всевышнего. Это вторая стадия. Но последняя, высшая стадия — это постижение Верховной Личности Бога, Кришны. О каком знании можно говорить, если вы не постигли Кришну? Несовершенное знание — это незнание. Необходимо полное знание, и это полное знание по милости Кришны можно получить из «Бхагавад-гиты».

Ученик. Можно я прочитаю следующий вопрос, Шрила Прабхупада? «Необходим ли гуру для того, кто хочет вступить на духовный путь и достичь цели? И как распознать своего гуру?»

Шрила Прабхупада. Да, гуру необходим. Это объясняется в «Бхагавад-гите». Пока Кришна и Арджуна разговаривали как друзья, они не могли прийти к окончательным выводам. И тогда Арджуна решил избрать Кришну своим гуру.

(Ученику.) Найди этот стих: карпанйа дошопахата-свабхавах.

Ученик (читает).

карпанйа-дошопахата-свабхавах
приччхами твам дхарма-саммудха-четах
йач чхрейах сйан нишчитам брухи тан ме
шишйас те ‘хам шадхи мам твам прапаннам

«Презренная слабость лишила меня всякого самообладания; в смятении я не знаю, в чем состоит мой долг. Скажи же мне ясно, что будет самым лучшим для меня. Отныне я Твой ученик, душа, предавшаяся Тебе. Прошу, наставь меня».
Б.-г., 2.7.

Шрила Прабхупада. Не только Арджуна — никто не знает, в чем его долг. Никто не может понять этого сам. Когда врач серьезно болен, он не лечит себя сам. Он знает, что у него нарушена ясность мысли, и потому приглашает другого врача. Точно так же, когда мы озадачены, в смятении и не можем прийти к какому-либо решению, самым разумным будет найти себе гуру. Это очень важно, без этого обойтись нельзя. Сейчас мы все пребываем в смятении. При таких обстоятельствах требуется гуру, который указал бы нам верное направление. Арджуна олицетворяет оказавшегося в тупике материалиста, который вручает себя гуру. И чтобы подать нам пример, своим гуру Арджуна избрал Кришну. Именно Его, а не кого-нибудь другого. Таким образом, именно Кришна — подлинный гуру, и не только для Арджуны, но и для всех. Если мы будем внимать наставлениям Кришны и следовать им, наша жизнь обретет смысл. Поэтому миссия Движения сознания Кришны — убедить всех избрать Кришну своим гуру. Да, такова наша миссия. Мы не говорим: «Я Кришна». Мы никогда не скажем так. Мы лишь просим: «Пожалуйста, подчинитесь воле Кришны».

Ученик. Некоторые из так называемых гуру повторяют кое-что из того, что говорит Кришна, но они дают и другие наставления. Что представляют собой такие люди?

Шрила Прабхупада. Они чрезвычайно опасны. Чрезвычайно опасны. Они беспринципные приспособленцы. Своими наставлениями они стараются угодить каждому своему клиенту. Подобный человек не гуру, а лакей. Он старается услужить своим так называемым ученикам, чтобы те остались довольны и заплатили ему. Настоящий гуру не слуга своих учеников — он их хозяин. Если кто-то становится слугой своих учеников, чтобы лестью выманить у них деньги, то он не гуру. Да, гуру должен быть слугой, но только слугой Всевышнего. Буквальное значение слова гуру — «тяжелый», ибо он обременен знанием и духовной властью, которыми его наделяет Кришна. Нельзя использовать гуру для удовлетворения своих прихотей.

Кришна говорит:

Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа

«Оставь все религии и просто вручи себя Мне».

И мы говорим то же самое: «Предайтесь Кришне. Отрешитесь от так называемой дхармы, или религиозности». Сами мы не претендуем на высший авторитет. Нет, мы говорим: «Высший авторитет — Кришна, постарайтесь же постичь Его». В этом суть Движения сознания Кришны.

Автор: Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада
Источник: книга «Путешествие вглубь себя»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии