В «Ишопанишад» сказано: «Оставаясь в Своей обители, Верховный Господь передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих. Даже могущественные полубоги не способны приблизиться к Нему. Находясь в одном месте, Он повелевает теми, кто посылает всем воздух и дождь. В Своем совершенстве Он не знает Себе равных». Нечто похожее утверждается и в «Брахма-самхите»: голока эва нивасатй акхилатма-бхутах – хотя Кришна всегда пребывает на Голоке Вриндаване, Он одновременно обитает в сердцах всех живых существ.
На Голоке у Кришны нет никаких обязанностей. Он беззаботно проводит время среди гопи и пастушков, в обществе Своей матери и отца, со Своими коровами и телятами и т.д. Он совершенно свободен. А Его спутники чувствуют себя еще свободнее, чем Он, ибо, когда им угрожает какая-нибудь опасность, Кришна ощущает беспокойство и приходит к ним на помощь, но Его спутники не чувствуют никакого беспокойства. Они просто думают: «Кришна с нами. Он защитит нас». Когда пять тысяч лет назад Кришна проводил Свои игры во Вриндаване, в Индии, Он каждый день ходил со Своими друзьями-пастушками, коровами и телятами играть в леса, раскинувшиеся по берегам Ямуны. Камса часто посылал кого-нибудь из своих демонов, чтобы убить Кришну и Его друзей. Но пастушки, ничуть не тревожась, продолжали веселиться: они были уверены, что Кришна их защитит. Это и есть духовная жизнь, которая начинается с того, что мы предаемся Кришне.
Предаться Кришне – значит твердо верить в то, что Кришна выручит нас из любого опасного положения. Первый шаг к этому – принимать все, что благоприятствует нашему преданному служению. Затем нам следует отбросить все, что мешает ему. Следующая ступень – это твердая уверенность, что в любой ситуации Кришна поддержит и защитит нас. По сути дела, Он уже и так дарует каждому Свою защиту и поддержку. В этом нет сомнений. Но, находясь во власти майи (иллюзии), мы думаем, будто сами себя защищаем или сами добываем себе пропитание.
Что касается преданных, то Кришна лично заботится об их безопасности и пропитании. А об обычных живых существах заботится Майя-деви, внешняя энергия Кришны. Майя-деви является представительницей Кришны, которой поручено наказывать обусловленные души. Это напоминает положение в государстве: о добропорядочных гражданах заботится само правительство, тогда как о преступниках правительство заботится через посредство тюрем. Правительство следит за тем, чтобы в тюрьмах заключенные получали достаточно еды, а если они заболевают, то их лечат в лазаретах. Правительство заботится о них, но они продолжают отбывать наказание.
Аналогично этому, в материальном мире Кришна не только заботится о нас, но и карает виновных. За такой-то грех – затрещина, за такой-то грех – сильный пинок. Это называется тройственными страданиями, которые нам причиняют собственное тело и ум, другие живые существа и стихийные бедствия, вызываемые полубогами. К сожалению, мы не понимаем, что нас карают за наши грехи, и, зачарованные майей, полагаем, что эти затрещины, пинки и удары – чистая случайность. Так действует иллюзия.
Но как только вы вступаете на путь сознания Кришны, Кришна начинает лично заботится о вас. Он обещает в «Бхагавад-гите» (18.66): «Я позабочусь о тебе. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не страшись ничего». Мы прожили в материальном мире столько жизней, что несем на себе огромное бремя грехов. Но как только мы предадимся Кришне, Он начнет заботиться о нас и сведет на нет все последствия наших грехов. Кришна говорит: «Не сомневайся». Не нужно думать: «Я совершил столько грехов. Разве может Кришна спасти меня?» Кришна всемогущ. Он, безусловно, может спасти вас. Но ваш долг – предаться Ему и безоговорочно посвятить свою жизнь служению Ему. Тогда Кришна, несомненно, спасет вас.
Автор: Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада
Источник: книга «Путешествие вглубь себя»