Тревога и страх: что говорится в ведических писаниях

Жгучий огонь тревоги | Беспокоясь о благе других | В духовном мире нет беспокойств | Материальная болезнь | Святой никому не причиняет беспокойств | Преданность Богу избавляет от всех беспокойств

Жгучий огонь тревоги

  • «Путешествие вглубь себя»

У каждого из нас сердце сгорает в огне – жгучем огне тревоги. Такова природа материального мира. Каждый из нас пребывает в беспокойстве – нет никого, кто не испытывал бы его. Даже маленькая птичка не свободна от этого чувства. Если вы дадите ей несколько зернышек, она будет клевать их и при этом все время оглядываться по сторонам: «Не собирается ли кто-нибудь меня убить?» Такова жизнь в материальном мире. Даже президент Никсон, не говоря уже о других, постоянно пребывал в тревоге. А в Индии даже Ганди не знал покоя. Все политики живут в непрестанном беспокойстве. Они могут занимать очень высокие посты, но и там беспокойство – болезнь материального бытия – не покидает их.

Если вы хотите избавиться от всех тревог, то должны принять покровительство гуру, духовного учителя. Если его наставления помогут вам избавиться от беспокойства, это и будет лучшим доказательством того, что он имеет право называться гуру. Вот истинный критерий. Не ищите гуру, который пользуется дешевой популярностью. Не идите на поводу у моды. У некоторых есть такая слабость – заводить себе собак модной породы. Если вы ищите учителя, только чтобы следовать моде, чтобы с гордостью заявлять: «У меня есть гуру», – это вам не поможет. Вы должны выбрать себе такого гуру, который погасит в вашем сердце пламя тревоги. Это первый признак настоящего гуру.

Некоторые люди хотят иметь гуру, который принесет им покой и санкционирует их собственные идеи. И хотя они могут добиться временного успеха, подавляя беспокойство, оно все равно рано или поздно проявится. Но если человек следует наставлениям истинного гуру, беспокойства постепенно уйдут. Это не означает, что обязательно исчезнут сами проблемы – в некоторых случаях их может стать даже больше, – но у нас, по крайней мере, будет план действий и вера в Бога.

Беспокоясь о благе других

В «Шримад-Бхагаватам» (7.9.43) великий вайшнав Махараджа Прахлада возносит Господу молитву, проявляя заботу обо всем человечестве:

«О величайший из великих, я не страшусь материального существования, ибо, где бы я ни находился, мой ум всегда поглощен размышлениями о Твоей славе и деяниях. Единственное, что меня беспокоит, – это мысль о тех глупцах и негодяях, которые строят всевозможные планы в погоне за мирским счастьем и благополучием для своей семьи, общества и страны. Движимый любовью к ним, я беспокоюсь об их благе».

Махараджа Прахлада проявляет заботу о людях. Единственное, о чем должен беспокоиться преданный, так это о благе других. Если мы не сочувствуем страданиям других живых существ или не хотим распространять сознание Кришны, значит, наши тревоги надуманны и необоснованны.

Нам приходится беспокоиться о своем здоровье, деньгах, детях или супруге, но при этом мы должны постоянно стремиться улучшить качество нашего служения. В противном случае наши беспокойства будут порождать все больше и больше нежелательного. Хотя преданному, слуге Бога, не следует вовсе игнорировать проблемы, его беспокойства не должны вращаться только вокруг его собственной персоны. Преданный всегда думает о том, как содействовать распространению сознания Бога. Махараджа Прахлада демонстрирует совершенное применение беспокойства, тревожась о высшем благе людей. Поразмышляйте о своих тревогах и проблемах. Достаточно ли четко они определены? Есть ли у вас план действий? Не сконцентрированы ли ваши тревоги главным образом на теле? Не умаляете ли вы положение Бога как высшего покровителя? Если да, то вы уменьшаете и милость Бога, уже дарованную вам, и не сможете понять, что Господь поместил вас в данную ситуацию с конкретной целью.

В духовном мире нет беспокойств

В комментарии к стиху 7.74 Ади-лилы «Чайтанья-чаритам-риты» сказано:

«Духовный мир называется Вайкунтхой, потому что там нет беспокойств. Материальный мир полон тревог (кунтха), но в духовном мире, на Вайкунтхе, везде царит мир и гармония».

В книге «Высшая система Йоги» об истинном умиротворении сказано следующее:

«Чайтанья Махапрабху говорит, что по-настоящему умиротворены те, кто пребывает в сознании Кришны, ибо они свободны от эгоистических желаний. Люди, которые ищут чувственных удовольствий, стремятся к спасению или пытаются с помощью Йоги приобрести мистические способности, постоянно охвачены беспокойством. А пока человек охвачен беспокойством, можно не сомневаться, что он все еще находится во власти материальной природы. Освобождение мы обретаем лишь тогда, когда избавляемся от беспокойств. Все наши тревоги и страхи возникают от того, что мы не знаем, кто всем управляет, не знаем Кришну, Верховного Господа. Мы придерживаемся каких-то других представлений и из-за этого постоянно охвачены беспокойством».

Материальная болезнь

«Все живые существа – будь то люди, звери или птицы – постоянно чем-то обеспокоены, и в этом заключается поразившая их болезнь материализма. Если человек всегда охвачен беспокойством, разве может он обрести умиротворение? Хозяева роскошных особняков вешают на ограде табличку: “Осторожно, злая собака!” или “Посторонним вход воспрещен”. И хотя эти люди живут в комфорте, они опасаются, что кто-нибудь придет и потревожит их. Любой служащий, получающий высокое жалованье, беспокоится о том, как бы не потерять свое место. Америка – очень богатая страна, но чтобы охранять свои богатства, ей приходится содержать огромную армию. Итак, кто может утверждать, что свободен от беспокойств? Если мы хотим избавиться от беспокойств и стать умиротворенными, то должны принять сознание Кришны. Иного пути нет».

Беспокойство – главный признак материальной болезни. Если мы отрицаем существование Бога или то, что Он является верховным повелителем, значит, мы отодвигаем Бога в сторону, а вместе с Ним и Его любовь и могущество. Мы даже блокируем поток благословений, исходящий от предшествующих ачарьев.

Святой никому не причиняет беспокойств

«Здесь перечислены еще несколько качеств преданных. Преданный никогда не ставит другого человека в трудное положение и никогда не становится источником тревог, страха или неудовлетворенности для других. Желая добра каждому живому существу, преданный никогда не станет причинять другим беспокойств. Спокойствию в любых, даже самых трудных ситуациях он научился по милости Господа. Вместе с тем, когда его самого пытаются потревожить, он остается невозмутимым. Поскольку преданный всегда погружен в сознание Кришны и занят преданным служением, внешние материальные обстоятельства не могут вывести его из равновесия».
«Бхагавад-гита», 12.15, комментарий

Всегда помните, что преданный не должен беспокоиться о собственных проблемах, но его должно беспокоить благополучие других людей. Кроме того, преданный не должен причинять беспокойство другим людям. Если мы замечаем, что наши действия доставляют беспокойство другим и наносят ущерб их духовной жизни, нужно проанализировать свое поведение и попытаться сделать так, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на других. Такое поведение означает, что мы заботимся о людях, и будет способствовать созданию здоровой атмосферы.

Поразмышляйте над своей жизнью и оцените количество беспокойств, пронизывающих ваше существование. Каков уровень беспокойства в вашей жизни? Как вы планируете бороться со своими тревогами? Есть ли у вас краткосрочные цели, которые помогут вам достичь высшей цели – полностью предаться Богу? Если мы не строим своих планов, то за нас это сделает майя. Однако если мы строим планы без веры в Бога, майя будет снова и снова обманывать нас.

Преданность Богу избавляет от всех беспокойств

«Освобождение (мукти) – это избавление от постоянных тревог. Оно становится возможным лишь в том случае, когда эти тревоги заменяются преданным служением Господу. “Шримад-Бхагаватам” дает нам возможность заменить материальные тревоги на духовные».
«Шримад-Бхагаватам», 1.12.28, комментарий

«Шантайа: Он не ведает тревог. Тот, кто повсюду ищет наслаждений, не знает покоя. Карми, гьяни и йоги вечно мечутся в поисках чего-то, тогда как преданный ни в чем не испытывает нужды; он просто занят служением Господу, который является средоточием блаженства».
«Шримад-Бхагаватам», 6.16.18-19, комментарий

«Так называемая религиозная деятельность, совершаемая в рамках телесных представлений о жизни, всегда сопровождается страхом и беспокойством о конечном результате. Однако чистое преданное служение Верховной Личности Бога освобождает человека от страха и беспокойств, ибо совершается на уровне Вайкунтхи – места, где нет ни страха, ни тревог. Согласно Шриле Дживе Госвами, метод Бхакти Йоги настолько могуществен, что даже на ступени садхана-бхакти, когда человек практикует преданное служение посредством правил и ограничений, по милости Господа он может понять, что такое бесстрашие. Когда же его преданное служение становится зрелым, Господь раскрывает Себя преданному, и страх навсегда покидает его».
«Шримад-Бхагаватам», 11.2.33, комментарий

«До тех пор, пока живое существо не обретет покровительства Всевышнего Господа, оно будет исполнено беспокойств. Такая исполненная беспокойств жизнь называется материальным существованием. Чтобы быть совершенно удовлетворенным и свободным от беспокойств, нужно достичь уровня вечного служения Всевышнему Господу».
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.206

«Разница между человеком, который обладает сознанием Кришны, и человеком с материальным сознанием заключается в том, что один привязан к Кришне, а другой – к плодам своего труда. Человек, который привязан к Кришне и трудится исключительно ради Него, безусловно, является освобожденной душой, и он не тревожится о том, какими будут результаты его деятельности. Как сказано в “Бхагаватам”, человек беспокоится о результатах своего труда только тогда, когда находится во власти двойственности, то есть не обладает знанием об Абсолютной Истине».
«Бхагавад-гита», 5.12, комментарий

«Когда человек предается Верховному Господу и служит Ему, Господь берет на Себя заботы о его теле, чтобы преданный мог не беспокоиться об удовлетворении своих телесных потребностей. Во второй главе Второй песни “Шримад-Бхагаватам” сказано, что человек, безраздельно предавшийся Господу, перестает беспокоиться о своем теле. Верховный Господь обеспечивает всем необходимым бесконечное множество живых существ в самых разнообразных телах, поэтому человеку, который полностью поглощен служением Господу, не нужно бояться, что он будет обойден Его вниманием».
«Шримад-Бхагаватам», 3.33.29, комментарий

Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 4: Победа над врагами ума»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии