Йоль

Йоль – языческий средневековый праздник, который был для германских народов не просто главным и священным, но также самым могущественным. Ведь даже в христианские времена традиция практически сохранилась, ввиду чего старинные зимние гуляния совмещали с событием совсем иного характера, а именно – Рождеством.

Традиции

Хотя в данное время обычай практически не соблюдается, предназначение Йоля довольно хорошее известно. В наиболее долгую ночь в году, в ночь солнцестояния, как следует из верований древних германцев, все миры сходятся в Мидгарде. Мертвые поднимаются из Нижних Миров, боги и богини спускаются на землю, а появившиеся эльфы и тролли начинают разговаривать с людьми. Однако тем, кто общается с Миром Иным, следует быть осторожными, ведь их могут увлечь за собой наездники Дикой Охоты – Асгарда. Иной печальный исход – превратиться в духа или вервольфа.

Однако Йоль это не только время страшных сказаний. Предки верили также в возрождение Солнечного Короля, согревающего замерзшую почву. Король Дуба, или Дарующий Жизнь, пробуждал семена, которые лежали в лоне земли. Поэтому праздник ознаменовывался большими кострами, которые разжигались на полях. Попивая пряный сидр, древние германцы благословляли будущий урожай. Вот почему элементы старинного праздника со временем перешли в символику Рождества, ведь вечнозеленое дерево является отображением возрождения природы после холода и мрака зимы.

Сама этимология слова точно неизвестна. Предположительно, «йоль» близок к индоевропейскому корню с такими значениями, как «вращаться» и «колесо». Также существуют версии, что название праздника расшифровывается как «темное время», «поворот года» или и вовсе «время жертвоприношений».

Традиционно Йоль длится 13 ночей от первого заката солнца до последнего рассвета. Weihnachten, с немецкого – «ночи духов», являются неким сакральным периодом, брешью между двумя годами. В течение Йоля отсутствуют привычные временные границы, ведь вращается веретено Судьбы и боги вершат свой жребий. В зависимости от года у англосаксонских племен праздник начинался за ночь до зимнего солнцестояния с 19 по 22 декабря. Такая «материнская» ночь предположительно была посвящена ритуалам.

Как следует из традиций, ночь зимнего солнцестояния принадлежала духам, ввиду чего предки зажигали «костер Йоля», дабы оградиться от злых потусторонних сил. Было принято давать искренние обещания и клятвы, а также не оставлять человека одного, ведь тогда компанию ему составят мертвые из Иного Мира.

Threttandi – тринадцатая ночь с древнеисландского, является окончанием Йоля. «Двенадцатая Ночь» праздника заканчивается по христианскому календарю 6 января, если выполнять счет от 25 декабря – ночи Христианского Рождества. По древнегерманскому летоисчислению праздник считают с 19 или 20 декабря по 1 или 2 января. Следующим после последней ночи Йоля шел «день судьбы», когда все сделанное или сказанное до захода солнца могло определять будущие события дальнейшего года. Поэтому столь привычное в современном мире выражение – «как Новый год встретишь, так его и проведешь», оказывается, имеет очень древние корни. Древние народы верили, что нет более сильных слов и более верных знамений грядущего, чем в «Двенадцатую Ночь».

Символика

Символика Йоля довольно разнообразна – это и золотые свечи, и повешенный на дверях плющ, и вечнозеленые ветки, и корзинки с фруктами. Однако наиболее значимым знаком праздника является йольское полено из ясеня (священное дерево тевтонцев), которому отводилось главное место. Оно должно быть или принято в подарок или взято с земли возле дома. Полено украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем, посыпалось мукой. Полено горело всю ночь, а затем традиционно тлело в камине все 12 дней праздника, а после вынималось и сохранялось до следующего Йоля, чтобы с его помощью поджечь новое.

Как справлялся праздник Йоль?

Дети в праздник Йоль ходили из дома в дом с плетенными из ветвей вечнозеленых растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой, корзинами, в которых лежали подарки в виде гвоздики и яблок. Яблоки символизируют солнце, ветви – бессмертие, стебли пшеницы – урожай, а мука – это успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ использовались как украшение снаружи и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

В праздник Йоль пели рождественского гимна, благословляли деревья, сжигали йольское полено, украшали йольское дерево, обменивались подарками и поцелуями под омелой. Также, считали, что клятвы во время подачи рождественской ветчины доходили до бога плодородия – Фрейра, священным животным которого был дикий кабан.

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии