Движущими силами мироздания являются 3 силы, действующие в этом поле сознания. В Аюрведе эти силы, или фундаментальные свойства вселенной, именуются гунами.
- Первая гуна, саттва, есть чистая сущность реальности, то, что Чопра называл «импульсом к развитию».
- Вторая, тамас,- это сила инерции,«импульс к сохранению в неизменном виде».
- Третья, раджас,- сила перемен, сила движения или «действие ради действия».
Эти 3 гуны также представляют собой, соответственно, 3 начала природы: созидательное, охранительное и разрушительное. Их взаимодействием порождается и поддерживается эволюция – то есть последовательное развитие жизни.
Не бывает прогресса и роста без деятельности, а деятельность – это функция гун. Как поясняет Махариши Махеш Йоги в своем комментарии к одному из ведических текстов, «Бхагавад гите», раджас – это «побуждение» к действию; саттва и тамас «поддерживают направление движения»; а все 3 гуны сообща формируют процесс роста. Вот что он пишет дальше:
«Чтобы процесс продолжался, необходимо, чтобы в нем присутствовали стадии, а каждая стадия, сколь угодно малая по длительности во времени и протяженности в пространстве, нуждается в силе, которая поддерживала бы ее, и в другой силе, которая способствовала бы переходу на следующую стадию. Сила, которая способствует переходу на следующую стадию, есть саттва, а тамас есть сила, которая сдерживает или замедляет процесс с целью удержать уже достигнутое состояние, дабы оно стало основой для следующей стадии».
Все 3 гуны с необходимостью присутствуют во всякой вещи, ибо ни одна из них не может действовать без 2-х остальных. Однако во всякий данный момент времени какая-либо одна гуна может проявляться сильнее других. Вот почему в Аюрведе тонкие характеристики вещей и явлений иногда описываются через соотнесение с какой-либо конкретной гуной. Например:
- пищу, состояние ума или деятельность человека называют саттвичными, если в них по преимуществу проявляются качества чистоты и ясности и если они оказывают животворное и гармонизирующее влияние;
- раджастичными, если в них проявляются качества изменения и разрушения и если они оказывают стимулирующее, отвлекающее или истощающее влияние;
- тамастичными, если в них проявляются качества инертности и тяжести, и если они оказывают притупляющее и замутняющее влияние.
Сходным образом:
- саттвичный ум активно действует, стремясь к прогрессу и созиданию;
- тамастичный ум склонен к бездействию и сохранению статуса кво;
- раджастичный ум – привержен деятельности ради самой деятельности.
Динамическое взаимодействие 3-х гун порождает весь мир в его бесконечном разнообразии. Именно гуны – те силы, благодаря которым единое (чистое безграничное сознание) становится многим (преобразованиями и сочетаниями всех элементов проявленного мира). В этом смысле мироздание есть вечно эволюционирующее проявление все тех же основных энергий: каждый слой бытия – не что иное, как сознание, творящее само из себя с помощью гун. Помните об этом. Так вам легче будет понять, почему правила Аюрведы нередко кажутся всего лишь различными вариациями одной и той же исходной темы.
Как вы видите, фактически так и есть: на каждой фазе творения воспроизводится первоначальный процесс рождения проявленной вселенной из непроявленного сознания, совершающийся под действием гун. Несмотря на то что вещи отличаются друг от друга по форме и функциям, их фундаментальная составляющая (сознание) всегда одна и та же, и силы (гуны), творящие их, также неизменны.
Вспомним для сравнения, что лед, вода и пар в основе своей состоят из одних и тех же молекул Н2О, принимающих различные формы, отражая одно и то же базовое начало – тепловое движение. Как молекулы одного типа образуют 3 различных агрегатных состояния вещества за счет того, что движутся с разной скоростью, так и сознание под действием гун образует все бесконечное разнообразие проявленного мира и, в том числе, все формы жизни.
Автор: Пратима Райчур
Источник: книга «Абсолютная красота. Сияющая кожа и внутренняя гармония: древние тайны Аюрведы»