5 великих элементов | Подобие и различие | 20 качеств
5 великих элементов
Чтобы понять, что представляет собой человеческое тело, надо прежде понять, что представляют собой 5 великих элементов. Вся материя во вселенной состоит из 5 элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Это не те элементы, которые мы находим в периодической таблице; скорее, это – различные состояния материи.
- Земля соответствует твердому состоянию.
- Вода соответствует жидкому состоянию.
- Воздух соответствует газообразному состоянию.
- Огонь символизирует способность любой субстанции изменять свое состояние.
- Эфир – это пространство, которое одновременно является и источником всякой материи и ее местопребыванием.
Все перечисленные элементы являются различными стадиями проявления материи; эфир – наиболее разреженным состоянием, земля – наиболее плотным.
Поскольку каждое вещество в нашем мире состоит из 5 элементов, все вещества можно классифицировать по доминирующему в них элементу.
- Всякое вещество, которое при нормальных условиях пребывает в газообразном состоянии, считается состоящим преимущественно из воздушного элемента.
- Всякое вещество, для которого нормальным состоянием является жидкое, – из элемента воды.
- Вещества, которые соответствуют элементу огня, по своей природе реактивны и обладают свойством изменять состояние других веществ.
- Элемент эфира преобладает в разреженных веществах.
- Всякое вещество, которое остается плотным при комнатной температуре, как, к примеру, скальная порода, считается состоящим преимущественно из элемента земли. Такая порода также содержит в себе элементы воды, огня, воздуха и эфира, но элемент земли настолько превосходит по объему все остальные элементы, что при нормальных условиях эта субстанция остается твердой. Если отсечь осколок от такой породы и начать нагревать его, то сначала он перейдет в жидкое состояние, тем самым проявляя в своей природе элемент воды. Затем он достигнет кипения, проявляя элемент воздуха в своей природе. И в продолжение всего этого процесса камень будет ярко светиться, излучая тепло и свет и тем самым проявляя элемент огня. Все перечисленные метаморфозы происходят в пространстве, которое соответствует элементу эфира.
Концепция эфира очень близка современным теориям квантовой механики о поле, из которого возникает и в котором растворяется вся материя. Эфир по своей природе парадоксален: он существует, и в то же время его не существует. Это источник всех прочих элементов, хранилище созидательной энергии вселенной, но он не взаимодействует с остальными элементами. Основное качество эфира – звук, под которым в данном случае понимается весь возможный спектр вибраций: инфразвук, слышимый звук, ультразвук, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое излучение, микроволновое излучение, рентгеновские лучи, гамма-излучение и космическое излучение. Элемент земли, не разрушаясь, может пропускать через себя только самые медленные, низкочастотные вибрации, в то время как элемент эфира способен пропускать через себя любые вибрации.
Чарака определяет человеческое существо как соединение 5 великих элементов с «нематериальным Я»:
«Элемент земли присутствует в человеке как качество твердости, элемент воды – как качество жидкости, элемент огня – в виде тепла, воздух – в виде дыхания, несущего жизнь, эфир – в виде полостей, а Я – это дух, обитающий внутри».
Доктор Еши Донден, который в одно время был личным врачом тибетского далай-ламы, объясняя действие 5 элементов, приводит следующую аналогию из растительного царства:
«Земля формирует основу моркови; вода сводит воедино элементы моркови и удерживает их вместе; благодаря огню она созревает; воздух заставляет ее расти; а элемент эфира обеспечивает пространство, в котором она может проявляться и развиваться».
Читайте. Панчамахабхута (5 первоэлементов): акаш, вайю, агни, яла и притви
Подобие и различие
Поскольку понятие жизни актуально только в контексте тела, 5 великих элементов имеют значение для нас лишь постольку, поскольку они вступают с нами во взаимодействие. Микрокосм существует внутри макрокосма и находится от него в зависимости, однако для продолжения своей собственной жизни он поддерживает грань, отделяющую его от макрокосма. При этом барьер между индивидуальной сущностью и окружающей средой позволяет проникать внутрь и выходить вовне только некоторым веществам и другим объектам (таким как, например, мысль). Все, что проникает внутрь, способно воздействовать на организм 3-мя способами:
- как пища, питая организм;
- как лекарство, устанавливая в нем равновесие;
- как яд, внося разлад.
В зависимости от того, каким образом задействуется проникающая внутрь субстанция, 5 элементов, входящих в ее состав, могут оказывать 1, 2 или даже все 3 из перечисленных эффектов одновременно. В психической сфере:
- Элемент земли может придавать устойчивость и стабильность, а может вводить в ступор и вызывать инертность – в зависимости от того, насколько хорошо мы способны использовать природную силу этого элемента.
- Вода делает нашу жизнь либо «сочной», либо «липкой», в зависимости от того, чем наполняется наш организм – хорошо переваренной пищей или токсинами.
- Огонь дает ясность и остроту ума, которую можно применять с пользой для окружающих, а можно использовать для манипуляции другими людьми с эгоистическими целями.
- Воздух может порождать либо живость и экзальтацию, либо утомляемость и истощение – в зависимости от того, насколько органично этот элемент циркулирует в теле.
- Эфир, в зависимости от состояния сознания, либо дает просветление уму, пребывающему в молчании, либо причиняет страдания, вызывая опустошенность.
Взаимодействие между окружающей средой и организмом подчиняется закону подобия и различия. Вот что пишет в связи с этим Чарака:
«Подобное является причиной увеличения, а неподобное – причиной уменьшения. В контексте тела, подобное вызывает увеличение подобных ему составляющих тела, а неподобное – уменьшение. Подобное соединяет, неподобное отделяет; подобное – это то, что согласуется, а неподобное – то, что вступает в противоречие».
Если свести этот закон к простейшему принципу, то он будет звучать так: «Подобное усиливает подобное». Когда вы лежите под теплыми лучами солнца, ваше тело становится теплым, потому что солнечное тепло, которое ваше тело вбирает внутрь, увеличивает собственное тепло вашего тела. А если вы выходите зимой на улицу без пальто, холод окружающей среды проникает внутрь, заставляя вас испытывать холод. Все, что оказывает на вас воздействие, – будь то пища, лекарство или яд, – усиливает «подобные» ему составляющие вашего существа и ослабляет «неподобные».
Аналогичным образом, каждая ваша мысль изменяет состояние вашего тела: вы становитесь тем, чем являетесь по вашему мнению. Полезная привычка побуждает вас повторять действие, которое усиливает «полезные», гармоничные и альтруистические аспекты вашего существа, входя с ними в резонанс; вредные привычки усиливают в вас нездоровые, эгоистичные свойства. Вы есть то, что вы едите, думаете и делаете: повторение и резонанс формируют вашу реальность. Знание того, что хорошо, а что нехорошо для вашего индивидуального «я», позволяет вам осуществлять осознанный выбор в жизни, и цель Аюрведы – помочь вам в этом. Вот какие наставления дает учитель Аюрведы своим ученикам:
«Если вы действительно хорошо относитесь к богам, к священному огню, к дважды рожденным, к гуру, к пожилым людям, к мастерам и учителям, то драгоценные камни, зерно и боги будут к вам благосклонны. Если же вы делаете все наоборот, то и они станут к вам немилостивы».
Путем соответствующего отношения и направления мысли можно достичь благосостояния. Однако его качество зависит от того, каким способом вы это сделали.
- Богатство, которое обретается путем естественного прироста (как, например, когда отелится корова) или в результате честной деятельности в своей профессии, при условии что сама профессия не является бесчестной (то есть исключает воровство, подделку, ложь и вымогательство), – это богатство «хорошее», здоровое и продуктивное, которое способствует длительному процветанию.
- Богатство, обретенное неэтичными средствами, такими как подделка, контрабанда, азартная игра или растление малолетних, загрязнено негативными эмоциями – насилием, алчностью, вожделением и завистью. Такое богатство не будет способствовать устойчивому процветанию его обладателя и не задержится у него надолго: оно будет растрачено впустую на излишества, дурные привычки и азартные игры.
Отсюда вытекает предостережение: не считать плату необходимым условием оказания помощи. То, что отдается врачу добровольно в обмен на медицинскую помощь, является богатством, которое сохранится надолго и привлечет в дальнейшем новое богатство. Жрец, который обманывает и обирает тех, кто приходит к нему за помощью, не достигнет процветания, насколько бы чистыми с ритуальной точки зрения ни были он сам, приносимые им жертвы или принадлежащие ему пища и деньги.
20 качеств
Тысячелетиями наблюдая за тем, какое влияние оказывают на живых существ различные субстанции и действия, знатоки Аюрведы сумели накопить огромный объем знаний. Любая субстанция – это сосуд, или носитель, некоторого набора качеств. Аюрведа считает субстанциями не только материальные вещества, но и душу, сознание, время и направление в пространстве, так как они тоже обладают качествами, оказывающими влияние на жизнь живых существ. Некоторые из качеств присущи веществам по самой их природе, и, следовательно, неотделимы от них, другие же присоединяются к ним извне и сохраняются только в течение некоторого времени. Например, маслянистость – одно из неотъемлемых качеств масла, которое не изменяется ни при каких обстоятельствах до тех пор, пока масло остается маслом. Масло можно нагревать и охлаждать или соединять с другими субстанциями, но маслянистость в нем будет сохраняться, пока существует само масло.
С этой точки зрения нервный импульс тоже является субстанцией: он имеет название и его можно описать; он имеет форму, хотя и нестабильную; наконец, он обладает некоторым набором качеств. Нервный импульс, с одной стороны, является порождением материи, которая является его носителем и в которой он возникает, и в то же время он отличен от нее, поскольку влияние, которое он оказывает на организм, не сводится к влиянию, которое оказывает на него сама материя. Все элементы организма непрерывно взаимодействуют между собой и с внешним миром. Когда какая-либо субстанция, в том числе пространство или время, вступает с вами во взаимодействие, ее качества, как изначально ей присущие, так и дополнительные, начинают оказывать влияние на ваш организм. В Аюрведе рассматривается 10 основных пар противоположных качеств, которые оказывают воздействие на живые организмы. Каждая из этих пар противоположностей определяет соответствующий континуум действия.
качества | континуум |
---|---|
Тяжелое и легкое | Вес |
Холодное и горячее | Температура |
Маслянистое/влажное и сухое | Влажность |
Медленное/вялое и интенсивное | Интенсивность |
Стабильное и подвижное | Текучесть |
Мягкое и жесткое | Жесткость |
Чистое и липкое | Сцепление |
Гладкое и шероховатое | Текстура |
Тонкое и плотное | Плотность |
Твердое и жидкое | Вязкость |
Экстремальные точки континуума (например, в случае с парой противоположностей холодное и горячее, абсолютный ноль и температура Большого Взрыва) не представляют интереса для медицины. В контексте медицины важны только те градации качеств, проявление которых в принципе возможно в живом организме. Эти 10 качеств постоянно воздействуют на организм и стремятся сдвинуть его с точки равновесия, каждое в своем направлении. Их суммарное воздействие придает организму движение в определенном направлении в пространстве его состояний. Одна и та же субстанция может производить весьма разные эффекты в разных людях. Если жителя тропиков привезти осенью в среднюю полосу, он будет мерзнуть, в то время как для обитателя Крайнего Севера эти условия покажутся настоящим блаженством. Таким образом, текущее состояние организма задает точку отсчета и масштаб для всего, что он переживает под воздействием внешних влияний. При этом, за исключением редчайших случаев, на восприятие индивидуумов и их состояние сильное влияние оказывает среда, в которой они существуют.
- Субстанция, которая по своим неотъемлемым качествам является тяжелой, шероховатой, жесткой, медленной, стабильной, чистой, твердой и плотной, состоит преимущественно из элемента земли. Все жесткие, негнущиеся части тела, такие как кости и хрящи, которые обеспечивают опору организма, являются в основном земляными по природе. Из-за феномена резонанса (проявляющегося в принципе «подобное увеличивает подобное») земляные субстанции, вступая во взаимодействие с организмом, усиливают те его составляющие, которые соответствуют элементу земли, и способствуют проявлению полноты, плотности, тяжести и стабильности на уровне тела и сознания.
- Жидкая, жирная или влажная, холодная, медленная, мягкая и гладкая субстанция состоит преимущественно из элемента воды. Жидкие и тягучие вещества, включая жир и жизненные соки организма, такие как лимфа, кровь, семенная жидкость, слизь и половые секреции, являются по своей природе преимущественно водными. Из-за феномена резонанса (проявляющегося в принципе «подобное увеличивает подобное») водные по природе субстанции усиливают качества влажности, маслянистости, разжиженности, соединения, мягкости и удовлетворенности.
- Горячая, интенсивная, тонкая, легкая, сухая и чистая субстанция состоит преимущественно из элемента огня. К числу огненных субстанций в организме принадлежат пищеварительные соки (ферменты) и секреции эндокринной системы (гормоны), телесное тепло, а также те вещества, которые вызывают блеск глаз и кожи и поддерживают в мозге состояние бодрствования. Из-за феномена резонанса (проявляющегося в принципе «подобное увеличивает подобное») огненные субстанции способствуют пищеварению, блеску, дают легкость, румянец и лоск, вызывают ощущение жжения.
- Легкая, холодная, сухая, шероховатая, чистая и тонкая субстанция состоит преимущественно из элемента воздуха. Все, что является подвижным само по себе или участвует в движении (а это прежде всего относится к деятельности нервной системы), по своей природе принадлежит к элементу воздуха. Из-за феномена резонанса (проявляющегося в принципе «подобное увеличивает подобное») воздушные субстанции придают сухость, легкость и чистоту (противоположность липкости).
- Субстанция мягкая, легкая, тонкая и гладкая состоит, в основном, из элемента эфира. Все каналы, которые обеспечивают прохождение «субстанций», будь то кровеносные и лимфатические сосуды, поры, отделы кишечника или те части нервных клеток и волокон, через которые «проходят» нервные импульсы, являются эфирными по природе. Из-за феномена резонанса (проявляющегося в принципе «подобное увеличивает подобное») эфирные субстанции придают мягкость, пористость и легкость.
Все, что проникает внутрь человеческого организма, должно быть трансформировано в такую форму, которую он способен использовать. Пища, вода, воздух, солнечный свет, прикосновения, запахи, вкусы, виды и звуки, а также мысли и эмоции – все это проникает из внешнего мира в мир внутренний и изменяет его, тем самым принуждая организм адаптироваться к изменениям. То, насколько правильно организм реагирует на каждый такой вызов, насколько хорошо он приспосабливается к новым условиям, «переваривает» и усваивает свой опыт, зависит от его внутреннего равновесия, его иммунитета к нарушению равновесия, степени его цельности относительно внешнего хаоса – хаоса, который тоже относителен и складывается из бесконечного множества отдельных разумов, пытающихся упорядочить мир по своему собственному образцу.
Все, что проникает внутрь нас, должно быть как следует «переварено»; как только возникает ситуация, когда какой-либо поступивший опыт остается «непереваренным», микрокосм утрачивает свою цельность и в нем развивается болезнь. Лечение означает восстановление изначального порядка. Например, при желтухе микрокосм накапливает в себе слишком много «желтой» энергии (желчи); если этот излишек удалить (не важно, достигается ли это при помощи ведических гимнов или благодаря приему физического лекарства), то наступит облегчение. Чрезмерное либо недостаточное поступление внутрь каких-либо элементов приводит к нарушению равновесия и болезни. Чтобы добиться исцеления, нужно устранить излишек или восполнить недостаток с помощью пар противоположностей, что вернет систему к равновесию. Чарака объясняет это так:
«Всем очевидно, что человека, к которому пришла болезнь, надо лечить средствами, способствующими устранению болезни, а человека, страдающего от истощения, нужно лечить восполнением недостающего. Мы должны питать то, что ослаблено и истощено, и лишать питания то, что чрезмерно. Человека, страдающего от жара, мы будем лечить охлаждающими средствами, а пострадавшего от холода – согревающими. Мы должны восстанавливать те элементы организма, которые подверглись уменьшению, и уменьшать те, что чрезмерно возросли. Если мы будем лечить болезни средствами, противоположными по действию тем, что вызвали болезнь, мы сумеем восстановить нормальное состояние пациента. Применяемые таким образом лекарственные средства покажут лучшее, на что они способны».
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»