Разум и интеллект | Совесть | Разум и осознавание | Космический разум | Состав | Пробужденная прана | Воля | Правильное развитие разума
Разум – пламя истины, освещающее нашу жизнь. Все мы хотим иметь сильный интеллект. Если интеллект слаб, мы используем свое тело и чувства неверно. Это влечет за собой ошибки в выборе питания и стиля жизни, что ослабляет жизненную силу и ускоряет старение. Возникают эмоциональные расстройства и прочие психические нарушения. Если же интеллект достаточно силен, мы уважаем свое тело и мир вокруг нас и мудро пользуемся ими. У нас складывается такой образ жизни, который позволяет нам жить лучше и дольше и не только ради самих себя, но и на благо других людей. Мы начинаем стремиться к управлению своими мыслями и эмоциями. Поэтому мы должны стараться развить свой разум, иначе, подобно тусклому источнику света, он заведет нас в дебри заблуждений. Неверное использование интеллекта в Аюрведе обозначается термином «праджнапарада», что значит «преступление против мудрости».
В санскрите разум называется «буддхи». Этот термин происходит от корня «буд» – «воспринимать» или «пробуждаться». Буддхи – это та часть сознания, которая наполнена светом и открывает нам истину. Когда буддхи человека достигает полного развития и заполняет все сознание, он становится буддой, или просветленным 1В «Бхагавад-гите» среди прочих йог упоминается Буддхи-йога – Йога ума, помогающая поддерживать спокойствие духа во всех превратностях жизни. Основная функция разума состоит в том, чтобы отличать истинное и реальное от ложного и нереального. Разум позволяет различать природу вещей на основе наблюдений. Благодаря ему формируется наше восприятие себя и мира: кто мы такие, зачем живем, и что такое мир.
Разум и интеллект
Разум может быть направлен вовне или внутрь. Разум, направленный вовне и действующий через 5 чувств, становится «интеллектом» – вычислительной стороной разума. Направленный внутрь и действующий через глубинное сознание, он становится тем, что можно было бы назвать «истинным разумом». Умение различать интеллект и истинный разум необходимо для понимания состояния сегодняшнего мира и существенно для психологии.
Интеллект – это та часть разума, которая для постижения истины пользуется логикой и данными чувственного восприятия. Интеллект расширяет свою сферу охвата благодаря приборам, таким как телескопы и микроскопы, а также повышает свои вычислительные возможности благодаря компьютерам. Чтобы понять мир, он изобретает различные системы идей и измерений пространства и времени.
Интеллект конструирует картину внешнего мира, приписывая объектам имена и формы и распределяя их по различным категориям и иерархиям. Интеллект считает эту картину реальной и отсюда происходит представление о внешнем мире как месте, где следует искать достижений. Отсюда же материалистический взгляд на жизнь и механистическое представление об устройстве Вселенной. Интеллект формирует идею, что существовать можно только в теле, и это удерживает нас в рамках времени и пространства, страданий и смерти. Интеллект подчеркивает внешние различия, роли и особенности и скорее руководствуется эго и эмоциями, нежели сам руководит ими. Нередко он тормозит нашу духовную эволюцию, заставляя нас предпочитать плотную земную реальность внутреннему опыту.
Истинный разум – это способность внутреннего, непосредственного восприятия, которое существенно отличается от того опосредованного знания, которое доступно интеллекту. Истинный разум открывает нам природу вещей, а не их внешние проявления. Он обнаруживает под обманчивой оберткой истинно содержание. Истинный разум считает внутреннее реальным, а приходящие имена и формы воспринимает как нереальные. Благодаря ему мы выходим за рамки верований, предрассудков и концепций и учимся видеть вещи такими, каковы они на самом деле.
Истинный разум прежде всего осознает непостоянство всякой внешней реальности. Он не создает жесткой привязанности к каким бы то ни было именам и формам. Благодаря ему мы учимся видеть за непрестанным движением материи и энергии во внешнем мире сознание. Тем самым мы постепенно освобождаемся от предубеждений, преодолеваем ограничения времени и пространства и погружаемся в истинную реальность.
Интеллект обладает только косвенным, опосредованным знанием, получаемым через имена и внешние проявления. По этой причине интеллект не в состоянии разрешить человеческих проблем или принести покой душе. Одного теоретического знания о том, что представляют собой наши проблемы, недостаточно. Мы должны всем сердцем и душой понять их источник. Без пробуждения истинного разума общество неизбежно будет оставаться эмоционально неустойчивым и духовно неразвитым. Западной психологии (за исключением нескольких направлений) присущи ограничения интеллектуального взгляда на жизнь, издавна преобладавшего в западной философии и науке. Аюрведа, основанная на йогической философии, отводит интеллекту более низкое, подчиненное положение относительно разума. Интеллект только помогает нам развивать истинный разум. Лишь последний способен вывести нас за пределы чувств к истине, заключенной в глубине нашего сердца.
Совесть
Каждый из нас обладает врожденным нравственным чувством, которое мы называем «совестью», на санскрите – «вивека». Это ощущение того, что одно – хорошо, а другое – плохо. Наша совесть препятствует нам желать зла другим созданиям и заставляет чувствовать боль других как свою собственную. Совесть составляет большую часть разума. Она определяет то, насколько мы ценим других людей и как ведем себя по отношению к ним. Чем более мы разумны, тем сильнее наша совесть и тем менее мы склонны навязывать другим свою волю.
Направленный вовне, разум формирует мораль, которая зачастую не слишком далеко отходит от условностей и традиций определенного общества. Направленный внутрь, разум создает этику, которая выходит за рамки предрассудков отдельных культур. Благодаря истинному разуму мы можем поступать этично и гуманно не ради материальных или социальных заслуг и даже не ради небесного вознаграждения, но ради всеобщего добра.
Организованная религия с ее догмами и институтами – это еще один продукт разума, ориентированного вовне. В конечном итоге любая религия начинает отстаивать свою исключительность, что выливается в столкновение верований. Разум, направленный вовне, привязывает нас к определенной церкви, книге или вероучителю как единственным носителям истины. С другой стороны, истинный разум, направленный внутрь, формирует духовность – поиск вечной истины за пределами всех имен и форм. Этот поиск ведет к истине внутри нас – нашему высшему Я.
Разум и осознавание
Истинный разум – это тот аспект сознания, который является пробужденным, развитым и знающим, в то время как сознание (читта) – это психическое поле в целом, и, в частности, его неразвитое ядро. По мере эволюции сознание превращается в разум, что придает ему четкость и ясность. Разумом становится сознание, обращенное к определенному принципу, ценности или высшему благу. В своей высшей функции разум претворяется в духовное различение, позволяющее отличать внутреннюю реальность от внешней формы. Благодаря этой способности к различению наше сознание может освободиться от негативной обусловленности.
Содержание сознания находится в потенциальном, «семенном» состоянии. Разум позволяет нам осознать содержание сознания, которое в противном случае остается скрытым. Для того чтобы развить истинный разум, необходимо повышать осознавание, а это достигается путем медитации. Однако разум (буддхи) всегда направлен на какой-либо объект и, соответственно повлен этим объектом. Однажды мы должны будем выйти за пределы ума и познать свое истинное Я (атман). Истинное Я – источник разума. Отражение необусловленного разума Я в ментальном поле наделяет последнее обусловленным разумом. Наш обусловленный разум – инструмент, которым пользуется обусловленный разум Я. От обусловленных сознания и разума (читты и буддхи) мы должны перейти к необусловленным сознанию и разуму (чит и джнана).
Космический разум
Разум проявляется не только в индивидуальном, но и в космическом плане, на санскрите космический разум именуется «махат». Космический разум – это развитая, или саттвичная часть космического сознания. Это сознание Бога на вершине творения, благодаря которому Бог функционирует как творец-хранитель-разрушитель Вселенной 2В индийской философии эти функции персонифицированы как Брахма, Вишну и Шива. Космический разум – это поле деятельности Бога, проявление Его законов. Это божественное слово, логос, посредством которого создается Вселенная. Из него проистекает первое творение – творение на уровне идей, а материальный мир является лишь его несовершенным отражением.
Космический разум отвечает за структуру и порядок космоса, в то время как космическое сознание управляет существованием и процессом развития мира. Некая часть космического разума нисходит в материю и становится тем божественным огнем, который творит миры 3Это высший аспект Агни – космического огня. Наш индивидуальный разум – частичка космического разума, или божественного слова. Божественный огонь вечно бодрствует на глубочайшем уровне нашего сознания в качестве нашего внутреннего водителя, на санскрите – «антараями». Он управляет процессом нашей эволюции от материи к духу, от бессознательного к сверхсознанию, от невежества к просветлению. Космический разум – наш внутренний гуру, который трудится над нашим пробуждением.
Космический разум содержит в себе все космические законы (дхармы), от тех, что управляют физическим миром, до этических принципов, управляющих нашей кармой. Наш индивидуальный разум естественным образом стремится познать законы космического разума, позволяющие, в свою очередь, познать Вселенную. Космический разум отличает то, что является дхармическим (то есть находится в гармонии с законом космоса), от того, что является адхармическим (то есть противоречащим этому закону). Индивидуальный разум развивается лишь при условии, что он настроен на свой источник – Космический разум. Для развития индивидуального разума чтения книг недостаточно. Нужно изучать природу и, прежде всего, наблюдать самого себя.
Состав
Истинный разум развивается из саттвических, то есть наиболее тонких, материй сознания (читты). Однако если разум направляется вовне, он загрязняется раджасом (эмоциональной «нечистотой», которая замутняет восприятие), а также тамасом, который приводит к неверным суждениям.
В сравнении с сознанием (читтой) в его изначальной форме, даже наивысший аспект разума оказывается раджастичным. По этой причине некоторые йоги соотносят читту с саттвой, а буддхи – с раджасом. Но в классической философии Санкхьи читта отождествляется с буддхи, так как в обоих этих началах преобладает саттва. Схожим образом космический разум нередко отождествляется с Космическим сознанием.
Истинный разум, как и сознание, пребывает в сердце. Однако интеллект, или внешний разум, пребывает в мозгу, который связан с 5-ю чувствами. Разум является посредником между внешним умом, который действует через мозг, и внутренним умом, пребывающим в сердце. По этой причине местоположением разума иногда называют горло, находящееся посередине между головой и сердцем. Погрузить разум в сердце – вот путь выхода за рамки внешнего мира и возвращения к внутреннему Я. Это и является основой медитации.
Поле разума формирует оболочку разума, или мудрости, – виджнанамайя-кошу. Эта оболочка связывает каузальное (кармическое) тело с астральным телом впечатлений. Без должного развития оболочки разума невозможно реализовать потенциалзвития оболочки глубинного блаженства (анандамайя-коша). Она служит дверью, которая соединяет внешний мир системы «тело-ум» с ее 5-ю чувствами и внутренний мир сознания который выходит за пределы чувств. Разум – это сфера знания (джнана), и именно разум обеспечивает нам способность к пониманию.
Разум добавляет силу огня к основным элементам сознания (читты) – эфиру и воздуху. Подобно огню, разум по своему действию является пронизывающим, светящимся и трансформирующим. Из биологических начал разуму соответствует питта. Люди питта-конституции обычно рассудительны и обладают хорошей способностью различения. Они прекрасные ораторы и, как правило, более восприимчивы и к добру, и ко злу. Из жизненных эссенций разум связан с теджасом, силой огня, которая обеспечивает мужество, бесстрашие и целеустремленность. При недостатке теджаса нам не хватает независимости и ясности, необходимых для правильного развития разума.
Читайте. 3 основные и 2 дополнительные функции разума
Пробужденная прана
Благодаря своей саттвичной природе разум выступает руководителем всех пран. Он обладает способностью контролировать мысли, чувства и жизненную силу в соответствии со своим знанием, полученным из опыта. Например, как только мы поймем, что опасно переходить улицу, не глядя по сторонам, мы непременно будем оглядываться, прежде чем сойти с тротуара, даже если очень торопимся. Проблема заключается в том, что если наш разум не получил достаточного развития, то мысли, чувства и жизненная сила тяготеют над ним. В результате мы совершаем поступки под влиянием импульса, о чем потом сожалеем. Эта неспособность разума контролировать импульсивные поступки – одна из основных причин заболеваний – называется «праджнапарада», один из главных факторов развития болезни.
Истинный разум связан с тем, что мы познали не просто теоретически, но на собственном жизненном опыте. Это мудрость жизни. То, что мы знаем только теоретически, не обладает истинной жизненностью. Такое знание отражает лишь поверхностную сторону жизни, подражает чужим идеям и взглядам, но не может изменить нас фундаментально. Энергия разума – это сила, которой мы наделяем знание. Это прана, которую мы направляем на исследование истины. Пробужденная прана разума настроена на непреходящее, а следовательно, развивает устремления нашего сердца.
Пробуждаться прана начинает в ходе йогической практики. Мы ощущаем прирост энергии благодаря дыханию или чувствуем различные энергетические потоки, проходящие по телу и пробуждающие наши тонкие способности. Мы становимся энергичнее, приобретаем энтузиазм и творческий заряд. Прана обладает разумом, который может учить и вести нас. Прана стала учителем многих йогов и обучила их асанам, мантрам и медитации. Они сознательно подчинились этой пробужденной пране. Однако необходимо соблюдать осторожность и не подчинить себя низшей пране, то есть низшим жизненным побуждениям, а именно это мы делаем, когда стремимся к внешним наслаждениям. На самом же деле нам нужно открыть для себя прану разума (буддхи-прана).
Пробужденная прана и пробужденный разум (буддхи) связаны между собой. Когда пробуждается прана, пробуждается и буддхи. Пробужденная жизнь и пробужденный разум идут рука об руку. Образно выражаясь, если разум – это огонь в сознании, то прана кислород, раздувающий его, при этом кислород становится частью пламени. Разум очищает нашу жизнь и вносит в нее ясность. С другой стороны, при отсутствии жизненности наш разум остается искусственным и теоретическим. Мудрость жизни и заключается в объединении буддхи и праны.
Воля
Разум это деятель, который решает, что именно нам следует предпринять, руководитель, который разрабатывает линию поведения. Ум выполняет его приказы, пользуясь телом и органами чувств.
Разум это и есть воля, способность целенаправленно идти к цели. Наш разум определяет, что мы должны и чего не должны делать. Он устанавливает этические стандарты нашего поведения. Мерилом силы воли является степень соответствия слов и дел способность разума не отклоняться от достижения намеченной цели. По мере развития разума мы отдаляемся от низменных действий и приближаемся к высшим. Воля к истине, воля к достижению своих идеалов – основа духовных устремлений, желания познать Бога.
В Ведах эта воля к истине называется «крату», что означает также жертвоприношение или самоотречение. Она проявляется только благодаря разуму, отвергающему внешние желания. Для этого необходимо согласие между разумом и умом, при котором желания ума направляются внутрь посредством самоотречения. Позднее Веданта назвала эту форму воли «самкальпашакти», «истинной силой воли», при которой наши слова никогда не расходятся с делами.
В момент смерти 5 чувств растворяются в уме, а ум, в свою очередь, растворяется в разуме – внутреннем огне, переносящем нас в тот тонкий мир, который соответствует нашей карме. В соответствии с ценностями и целями разума душа проходит через различные посмертные состояния, а затем достигает нового рождения в физическом теле. Каков наш разум, таковы и наши воля, карма и эволюция души. Только наш высший разум способен переходить от жизни к жизни. Какой бы разум – силу истины – мы ни развили, он нас никогда не покинет. Развитие разума должно стать главной целью всего, что мы делаем. По этой причине душа и разум очень тесно взаимосвязаны. Истинный разум – это ум души, ее пробужденное восприятие.
Правильное развитие разума
Для того чтобы развить истинный разум, мы должны признать различие между высшим и низшим знанием, то есть между самопознанием и познанием внешних объектов. Низшее знание помогает нам понять внешний мир и его функции, но оно остается привязанным к сфере форм и перемен. Высшее знание помогает нам постичь самих себя. Наша истинная природа – это вечное сознание, которое невозможно определить посредством имен и форм внешнего знания. Наше бессмертное Я – это познающее начало. Оно не может быть объектом умственной деятельности, ибо оно – источник ума. Чтобы познать его, надо стать им.
В интеллекте как таковом нет ничего плохого – нужно лишь отвести ему подобающее место. Ясный интеллект необходим, чтобы управляться с практическими нуждами повседневной жизни – например, водить машину. Но если внешняя деятельность интеллекта не уравновешена внутренней деятельностью истинного разума, то восприятие искажается и интеллект может сыграть в нашей жизни деструктивную роль. Методы аюрведической психотерапии помогают развивать разум должным образом. С их помощью мы учимся воспринимать свои проблемы, понимать их причины и избавляться от них. Язык и средства Аюрведы – отнюдь не искусственные разработки. Они представляют собой отражение космического разума, помогающее нам согласовать с этим разумом свое поведение и жизнь в целом.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»
- 1В «Бхагавад-гите» среди прочих йог упоминается Буддхи-йога – Йога ума, помогающая поддерживать спокойствие духа во всех превратностях жизни
- 2В индийской философии эти функции персонифицированы как Брахма, Вишну и Шива
- 3Это высший аспект Агни – космического огня