Ефесская икона Божией Матери, или Корсунская икона Божией Матери – икона Девы Марии с Младенцем, почитается в Православной церкви как чудотворная. По преданию, написана икона святым евангелистом Лукой и сама Пресвятая Богородица созерцала ее, сказав при этом: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою». Хранился образ в византийском городе Ефес (Эфес), поэтому иногда употребляется и это название. Именно из Ефеса попали на Русь его списки.
История обретения иконы
Произошло это в разное время и разными путями. 9 октября 988 года креститель Руси, равноапостольный князь Владимир принес список после своего крещения из Корсуни (Херсонес) в Киев. Позже образ был перенесен в Великий Новгород, а при Иоанне Грозном попал в Москву и находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом.
Другое предание гласит, что список с Ефесской иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью витебского князя Святослава Всеславича святой Евфросинией Полоцкой из Византии в 1162 году. Княжеская дочь, известная своим подвижничеством, решила построить в основанной ей женской обители церковь в честь Пресвятой Богородицы и украсить ее древней иконой. С этой целью к греческому императору Мануилу Комнину и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу были направлено прошение об иконе и богатые подарки. В результате святой образ, украшенный драгоценными камнями и золотом, в 1173 году был установлен в полоцком храме. А мощи преподобной Евфросинии Полоцкой и по сей день хранятся в Белоруссии, в Спасо-Преображенском храме Полоцка.
Почему и в этом случае Корсунская? Существует две версии. По одной из них, икона при путешествии оказалась в городе Корсунь и по просьбе его жителей находилась там около года. Второй вариант связан с древнеславянским языком. Слова «красивый» и «корсунский» – синонимы.
Из Полоцка в Торопец
Далее предание гласит, что в 1239 году из храма Богоматери в Полоцке икона была перевезена на Псковщину, в город Торопец (сейчас в Тверской области). Переезд этот был связан с женитьбой великого князя Александра Невского, венчавшегося в Торопце с дочерью полоцкого князя Брячислава. Звали княжну Александра и приходилась она преподобной Евфросинии внучатой племянницей. Икона была подарена как благословение на женитьбу и оставлена в Торопце. До начала XX века она пребывала там, в иконостасе Воскресенского собора.
Жители города начали отождествлять свою, Торопецкую икону Божией Матери с Корсунской, начиная с рубежа XVII—XVIII веков. В честь обретения иконы в Торопце был построен Корсунско-Богородицкий собор, существующий в реставрированном виде по сей день. А сейчас икона временно находится в Храме Святого Благоверного князя Александра Невского, в поселке Княжье Озеро Истринского района Московской области.
Иконография
В иконописи Ефесский образ, написанный апостолом Лукой, определяется как Одигитрия, то есть Путеводительница. Это наиболее распространенный тип изображения Богородицы. На ней Христос изображен благословляющим зрителя отроком, а Матерь Божия – указующей на Него. Такова и Торопецкая икона. Корсунский образ имеет существенное отличие – Дева Мария показана на нем в оплечном варианте иконописного типа Елеуса (Умиление), где Младенец изображен прижимающимся к Ее щеке.
Списки с Корсунской иконы
В России имелось более десятка почитаемых списков с Корсунской иконы. К числу чудотворных относят находящиеся в Нижегородском Благовещенском соборе, в Николо-Георгиевском храме села Смогири Смоленской области, а также в церквях города Карсун Симбирской и села Глинково Владимирской епархий. В Украинской православной церкви почитается Чудотворная Корсунская (Шпилевская) икона Божией Матери, находящаяся в Спасо-Преображенском соборе Сумской епархии.
Молитва
О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.