На санскрите слово «свастика» означает «благоприятный» или «подходящий». Его символизирует свастика, известная во многих религиях и культах по всему миру. Некоторые люди считают ее наиболее универсальным символом. Только в XX веке она стала вызывать отрицательные ассоциации. Этот символ имеет множество значений, но самое распространенное из них состоит в том, что его спицы изображают 4 стороны света и вселенной, и что все сходится к общему центру – сознанию. Эту асану можно считать наиболее благоприятной для осознания единства всего сущего. Внешне она очень похожа на сиддхасану, но ее гораздо легче делать, поскольку ни одна из пяток не давит на основание туловища.
Техника выполнения
В качестве иллюстрации используйте изображение сиддхасаны или сиддха-йони-асаны.
Сядьте на пол, вытянув ноги перед собой. Согните левую ногу и поместите левую ступню рядом с мышцами правого бедра или вплотную к ним. Согните правую ногу и протолкните пальцы правой ноги в пространство между левым бедром и икрой. Затем просуньте пальцы левой ноги вверх, в пространство между правым бедром и икрой. Подвигайтесь, чтобы устроиться поудобнее. Руки можно положить на колени в джняна-мудре, чин-мудре или чинмайя-мудре. Кроме того, можно положить сложенные руки поверх ног. Расслабьте руки и позвольте плечам обвиснуть. Закройте глаза и расслабьте все тело.
Дальнейшие подробности
Подробности относительно ограничений и общие рекомендации те же, что и для падмасаны.
Благотворное действие
Свастикасана очень похожа на сиддхасану и сиддха-йони-асану и, по существу, обладает теми же достоинствами. Однако она не настолько хороша, как эти асаны, поскольку в ней не оказывается давление на область муладхара-чакры. Поскольку это важно, свастикасана, как правило, не применяется в Крийя‑йоге. Тем не менее, это прекрасная поза для общей практики медитации и пранаямы, и ее следует использовать тем, кто не может удобно сидеть в лучших, но более трудных медитативных асанах.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. I»